Дата:«____»____________20___г. |
ФИО учителя: |
|||||||||||||
Класс: 7 класс. |
Количество присутствующих: отсутствующих: |
|||||||||||||
Тема урока: |
Превращение и сохранение энергии |
|||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): |
||||||||||||||
7.2.3.5 приводить примеры переходов энергии из одного вида в другой; 7.2.3.6 применять закон сохранения механической энергии при решении задач |
||||||||||||||
Цели урока: |
ввести понятие механическая энергия, познакомить с законом сохранения и превращения энергии. |
|||||||||||||
Цели обучения |
Все учащиеся смогут: умееть творчески интерпретировать имеющуюся информацию, обогащать словарный запас учащихся, отрабатывать вычислительные навыки Большинство учащихся будут уметь: Знать понятие о взаимопревращениях кинетической и потенциальной энергиях (закон сохранения энергии). Некоторые учащиеся смогут: ввести понятие механическая энергия, познакомить с законом сохранения и превращения энергии |
|||||||||||||
Критерии успеха |
Изучать о законе сохранения энергии, о превращении одного вида энергии в другой, о не сохранении механической энергии в случаях действия сил трения |
|||||||||||||
Привитие ценностей |
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
|||||||||||||
Межпредметные связи |
Взаимосвязь с предметами: обучение грамоте на родном языке, самопознание, познание мира, естествознание, музыка. |
|||||||||||||
авыки использования ИКТ |
На данном уроке учащиеся используют флеш-презентацию, которую можно загрузить на планшет или мобильный телефон через QR-код |
|||||||||||||
Предварительные знания |
Учащиеся имеют целевую установку на отработку физических и математических навыков, понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной, и жизни; ориентируются на понимание причин успеха в учебе. |
|||||||||||||
Ход урока |
||||||||||||||
Этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
||||||||||||
Начало урока |
Организационный момент. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру«Жокей и лошадь», а также делятся на группы. Проверка домашней работы. С помощью метода «Корзина идей» осуществляет проверку домашней работы. Фронтальный опрос: Что такое работа? По какой формуле вычисляется работа? В каких единицах измеряется работа? Что характеризует мощность? В каких единицах измеряется мощность? По какой формуле вычисляется мощность |
|||||||||||||
Критерии успеха |
Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе |
|||||||||||||
Середина урока |
энергия – физическая величина, характеризующая способность тела (или нескольких тел) совершать работу. Поэтому, как и работа энергия измеряется джоулями. Чем больше работы может совершить тело, тем больше его энергия. И наоборот. Слово «энергия» мы используем очень часто. Так, для работы электродвигателей нужна электрическая энергия. Двигатели автомобилей работают, используя энергию, выделяющуюся при сгорании топлива. Живые организмы (в том числе человек) могут совершать работу, так как используют энергию пищи. При работе гидроэлектростанций используется энергия падающей воды. При совершении механической работы энергия тел обязательно изменяется: у одних тел уменьшается, у других – увеличивается. Например, при подъёме кирпичей энергия грузчика уменьшается, а энергия кирпичей увеличивается. Это подтверждается тем, что чем выше они подняты, тем большую механическую работу смогут произвести (например, когда упадут, подобно камню на рисунке с орехом). Энергия грузчика уменьшается, так как его способность поднимать новые кирпичи всё меньше.
Рассмотрим два вида механической энергии: 1. Потенциальная энергия (от латинского «потенция» - возможность) – это энергия взаимодействия. Потенциальной энергией, например, обладает тело, поднятое относительно Земли, потому что энергия зависит от взаимного положения его и Земли и их взаимного притяжения. Если считать потенциальную энергию тела, лежащего на Земле равной нулю, то энергия тела, поднятого на какую-то высоту, определяется той работой, которую совершит сила тяжести при падении тела на Землю. Любое тело, поднятое над поверхностью Земли, обладает относительно неё потенциальной энергией. Кроме того, потенциальной энергией обладает натянутая тетива лука, пружина заведенного механизма, т.е. всякое упругое деформированное тело. Найдем потенциальную энергию тела, поднятого над Землей. Чтобы поднять яблоко надо совершить работу, кроме того на яблоко будит действовать сила тяжести A = Fтяж h
От чего зависит потенциальная энергия? Таким образом, потенциальная энергия зависит от силы взаимодействия тел и расстояния между ними. 2. Кинетическая энергия(от латинского «кинетикос» - движение) – это энергия движущихся тел. Кинетическая энергия тем больше, чем больше масса тела и скорость его движения.
Таким образом, в общем случае тело обладает одновременно как кинетической, так и потенциальной энергией. Их сумму называют полной механической энергией.
Давайте рассмотрим превращение энергии: Яблоко свободно падает с дерева. Найдите его кинетическую и потенциальную энергию тела в точках 1, 2 и 3. Ek = 0; Ep=mgh1 (максимальная) Ek ; Ep=mgh2 (уменьшается) Ek ; Ep=0 Ep переходит в Ek Укажите превращения одного вида энергии в другой: 1. При бросании мяча вертикально вверх 2. При спуске велосипедиста с горы. Делаем вывод: Энергия не исчезает и не возникает из ничего, она переходит из одного вида в другой и передаётся от одного тела к другому. |
Учебник: тетрадь: Рабочий лист « протянутаячерез классную комнату; карточки с числами |
||||||||||||
Критерии успеха |
ученики самостоятельно изучают новый материал. Ученики делают выводы по увиденному. |
|||||||||||||
Конец урока |
Закрепление нового материала: Задача Найдите потенциальную энергию тела массой 3 кг на высоте 6м и 4м от поверхности земли. Сравните их потенциальные энергии. Сравни кинетические энергии следующих тел: Грузовой и легковой автомобили, движущиеся со скоростью 60 км/ч. Бегущий слон и пуля, вылетевшая из ружья. Два самолета равной массы, летящие с одинаковой скоростью на разных высотах. Автомобиль, обгоняющий другой автомобиль такой же массы. Вопросы: Какие виды энергий существуют? Какую энергию называют потенциальной? По какой формуле можно вычислить потенциальную энергию? От каких величин зависит потенциальная энергия тела? В каком случае потенциальная энергия тела равна нулю? Какую энергию называют кинетической? По какой формуле можно вычислить кинетическую энергию? От каких величин зависит кинетическая энергия тела? Каковы единицы измерения энергии? В каком случае кинетическую энергию тела считают равной нулю Прием работа с текстом «Insert» Ведение активного чтения параграфа 2 учебника прием Insert (работают простым карандашом, на полях выставляют знаки) Заполнение таблицы
Ведется обсуждение. Дети должны вписывать в таблицу только ключевые слова, по мере обсуждения в таблицу могут вписываться дополнения. Подведение итога урока. Рефлексия.Вывод урока учащиеся делают самостоятельно: Каждая историческая эпоха изменяет мировоззрение людей, но наряду с новыми ценностями, новой жизнью существовали и традиционные центры и ценности. Мировоззрение людей находит свое отражение в искусстве, науке и литературе. Учащиеся анализируют, что нового они узнали на уроке и о чем хотелось бы узнать еще. |
|||||||||||||
Критерии успеха |
оценивать совместно с учителем результат своих действий; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; |
|||||||||||||
Дифференциация Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. |
Здоровье и соблюдение техники безопасности Используемые физминутки и активные виды деятельности. |
||||||||||||
К концу урока учащиеся научатся: Проведите работу по самооцениванию учащихся спомощью Лестницы успеха в рабочей тетради. |
Столько и подпрыгнем раз. Сколько палочек до точки, Столько встанем на носочки. Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки. №2 На носочках ходят мыши. Так, чтоб кот их не услышал. |