12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
100500urok20
3

Урок – проект «А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»

Урок – проект

«А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

Творческое название

«Обнажившееся сердце»

Учитель русского языка и литературы МБОУ – Мартьяновская СОШ: Курилова В.И.

Характеристика проекта:

по характеру доминирующей в группах деятельности: творческий, исследовательский;

по предметно – содержательной области: межпредметный (литература, история, музыка, живопись);

по продолжительности: краткосрочный;

по количеству учащихся: коллективный.

Работа проводилась индивидуально и в группах, сформированных по желанию и по усмотрению учителя.

Дидактические цели проекта:

развитие творческих способностей учащихся;

формирование навыков самостоятельной деятельности школьников, умений видеть проблему и предложить пути её решения.

Методические задачи:

активизировать познавательную деятельность учащихся;

познакомить учащихся с основными фактами жизни и творчества А.П.Платонова;

учить анализировать и оценивать произведение как художественное единство;

приблизить чужую судьбу к каждому, заставить сопереживать.

Формируемые умения и навыки работы:

поиск, обработка и использование информации;

постановка целей, продумывание содержания, объёма, организация самостоятельной работы;

совершенствование навыков монологической речи, выразительного чтения, актёрского мастерства;

развитие аналитических способностей учащихся, их умений работать над анализом произведения, самоанализом учебной деятельности;

умение разбираться в системе образов изучаемого произведения;

 

умение пользоваться компьютером для оформления своей работы (создание презентаций);

умение составлять отзыв о прочитанном произведении.

Постановка проблемы:

Почему рассказ А.П.Платонова назван «Возвращение»?

Что имел в виду автор:

возвращение с войны, возвращение к детям, возвращение к человечности, состраданию?

План реализации проекта:

А.П.Платонов. Жизнь и судьба. (Исследование биографии А.П.Платонова с компьютерной презентацией).

Доклад с презентацией.

Викторина по произведениям А.П.Платонова.

Краткий пересказ одного из любимых рассказов. О чём он? Чем интересен?

Выборочный пересказ эпизода «Встреча с женщиной».

Инсценировка «Первый разговор сына с отцом».

Выразительное чтение эпизода про печку.

Чтение в лицах эпизода «Откровенный ночной разговор».

Выразительное чтение эпизода «Двое детей».

Рисунки к рассказу.

Мини – сочинения на тему «Над чем заставил нас задуматься рассказ А.П.Платонова «Возвращение»?

Оборудование:

портрет А.П.Платонова;

компьютерная презентация «Биография А.П.Платонова»;

репродукции картин современных художников о Великой Отечественной войне;

музыка;

рисунки;

цветные карандаши

Итоговый этап: защита проектов:

Запись на доске:

Вступительное слово учителя: цели, задачи урока.

Защита проектов по группам.

1 группа

  1. Индивидуальное сообщение «Биография А.П.Платонова» с компьютерной презентацией.

Продукт: доклад, презентация.

  1. Викторина.

Постарайтесь определить, какие рассказы писателя начинаются так:

«Рано утром мать уходила со двора в поле на работу. А отца в семействе не было; отец давно ушёл на главную работу – на войну, и не вернулся оттуда…»;

«Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек…»;

«Жил на свете маленький цветок. Никто не знал, что он ест на земле…»;

«В Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом считался…».

Какой герой и из какого рассказа сказал так:

«Вот видите. Взрослый, сознательный человек управляет паровозом курьерского поезда, везёт на верную гибель сотни людей, случайно избегает катастрофы, а потом оправдывается тем, что он был слеп. Что это такое?»;

«Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя…»»

«А отчего ты на других непохожий?»

Продукт: вопросы викторины.

  1. Краткий пересказ одного и любимых рассказов А.П.Платонова.

Продукт: краткий пересказ

  1. Работа с ассоциациями: какие ассоциации появились у вас в связи с именем А.П.Платонова? Покажите это цветными карандашами.

Учитель. А.П.Платонов писал свои произведения не только о прекрасном, о сострадании, взаимопонимании, но и о войне.

(Звучит музыка)

Сегодня мы поговорим о небольшом рассказе Платонова «Возвращение».

Учитель.1. История создания рассказа. (Андрей Платонович Платонов с первых дней Великой Отечественной войны добивается отправки на фронт. С октября 1942 года он – военный корреспондент в действующей армии. За годы войны выпустил 6 книг прозы, из которых исключил батальные картины и всю нагрузку перенёс на нравственные решения людей и философскую сущность событий. Его не оставляли размышления о мире, о том, каким человек выйдет из войны и какой будет послевоенная реальность. В 1946 году на страницах журнала «Новый мир был опубликован замечательный рассказ «Семья Иванова», позже названный «Возвращение». Писатель не раз передавал в своих произведениях мотив возвращения, но теперь ситуация наполнилась у него особым, сокровенным смыслом).

 

Проблемный вопрос «С чем у вас ассоциируется слово возвращение? (Дом, семья, любовь, родина).

Учитель.

  1. В произведении нет открытого описания войны, но она присутствует здесь. Через какие детали автор показывает это? Возможно, через пейзаж?

Зачитать: «В окружающей осенней природе всё было грустно и уныло в этот час…».

  1. Кто главный герой рассказа? (Зачитать стр.165)

2 группа.

Выборочный пересказ эпизода «Встреча с женщиной».

  1. Как описывается состояние Маши?

    Хочет ли она домой? Где её родные люди?

(Маше как-то непривычно, странно и даже боязно было ехать домой к родственникам, от которых она уже отвыкла).

Главный герой спешит домой или медлит? Почему? Зачем Иванов отправляется за Машей?

Можем ли мы утверждать, что Маша и Алексей люди, понимающие друг друга?

Они нашли в своём общении утешение?

Продукт: сообщение, пересказ эпизода, его анализ.

Учитель.

Беседа.

Сколько дней ждут Иванова жена и дети?

Кто встречает Иванова? (Сын).

Зачитайте его портрет (стр. 169) от слов «Его встретил сын Пётр…»

О чём говорит нам внешность мальчика?

3 группа.

Инсценировка эпизода «Первый разговор сына с отцом».

Как этот разговор характеризует мальчика?

Продукт: инсценировка.

Учитель.

Возвращение героя происходит в доме. Он ощущает «тихую радость в сердце и спокойное довольство. Война миновала».

Как отец смотрит на предметы в доме? Почему?

(Выразительное чтение эпизода «В доме» (стр.171)).

(Иванов знакомится с предметами, вспоминает запахи. Это помогает ему почувствовать себя родным среди своих, согревает душу).

Учитель.

Кто командует в доме? (Петька).

Как он ведёт хозяйство?

4 группа.

Чтение в лицах (без слов автора) эпизода про печку (стр.172 - 173)

Почему Петька так себя ведёт?

(Мальчик понимает, как тяжело было отцу, в доме он стал хозяином по нужде, а не по желанию.)

Учитель.

1.Беседа.

Кем работает Любовь Васильевна? (Она делает всё ради своих детей, ради семьи).

Почему плачет над пирогом? (Подумала о том, если бы мужа убили).

Понятен ли Алексею родной дом? (стр.174 – 175)

(Алексей не понимает, почему Пётр ведёт себя, как старый дедушка, почему дети рано повзрослели, а лицо дочери Насти сосредоточено вовсе не по – детски, не может понять семёна Евсеевича, который приходил играть с Настей и Петей.)

Кто такой Семён Евсеевич?

5 группа.

Чтение в лицах эпизода «Откровенный ночной разговор» (179 - 183) от слов «Алёша, ты не шуми, дети проснутся…» до слов «Пусть они знают…»»

Какова личная трагедия Семёна Евсеевича?

Почему Алексей не может понять Семёна Евсеевича, Любовь Васильевну? (Ревность героя необоснованна, потому что война объединяла людей, объединяла их общие несчастья, разрушенные семьи. Человек хочет чувствовать себя нужным другим людям. Отец и мать выясняют отношения, не понимая, кто прав, кто виноват. Ведь правых и виноватых в сущности нет. Есть человеческая жизнь, которую надо прожить достойно. Об этом рассказывает Петя – об отношениях Харитона и Анны. В тяжёлое время сердце человека нуждается в утешении. Но отец сына не понимает ).

Какое решение принимает Иванов?

Продукт: чтение и анализ эпизода

6 группа.

Чтение эпизода «Двое детей» от слов «Иванов собрался было уйти, чтобы…» до слов «обнажившимся сердцем».

Почему Петька, всегда такой аккуратный, одет в разную обувь? (Спешит вернуть отца).

Каким сделала война Иванова? (Жёстким, недоверчивым, грубым).

Удалось ли Иванову преступить через собственное самолюбие?

Можем ли мы сказать, что Алексей, сойдя с поезда, возвращается к себе настоящему?

(Искалеченные войной души поддаются лечению только любовью и пониманием).

Чтение сочинений – миниатюр:

В чём смысл названия рассказа А.П.Платонова «Возвращение»?

Над чем заставил нас задуматься рассказ А.П.Платонова «Возвращение?»

Иллюстрации к рассказу и их комментарий.

Учитель.

«Есть время в жизни, когда невозможно избежать своего счастья. Это счастье происходит не от добра и не от других людей, а от силы растущего сердца, согревающего своим теплом и смыслом».

И это время наступило в жизни главного героя.

«Прежде он (Иванов) чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся её обнажившимся сердцем».

А.Платонов «Возвращение»

Чему научила людей война?

Война – это зло, разрушающее судьбы, ломающее жизни, семьи. Но человек, несмотря на обстоятельства, должен помнить о своём предназначении, должен уметь открывать своё сердце навстречу теплу и любви. Возвращаясь к себе настоящему, герой уничтожает тем самым ненависть, зло и сомнение, мучавшие его сердце.

Звучит музыка.

Оценки.

Домашнее задание:

Стр. 190 – 200 (учебник);

Выразительное чтение стихотворений о войне.

Мини – сочинение на тему

«Над чем заставил задуматься меня рассказ А.П.Платонова «Возвращение».

 

Прочитав рассказ А.П.Платонова «Возвращение», я невольно задумался над тем, почему рушится семья капитана Иванова? Казалось бы, капитан Иванов прошёл всю войну, выжил и вернулся домой живой, здоровый. Он любит свою семью: жену, детей. И они его любят. А семья на грани распада.

Почему так происходит? Кто в этом виноват?

Конечно же, война. Иванов считал, что самое трудное и страшное осталось там, на войне. Но это оказалось не так. Поэтому он испугался трудностей мирной жизни. Оказалось, что нет над тобой командиров, и нужно отвечать самому не только за себя, но и за свою семью. Иванов к этому не был готов.

 

Почему рассказ А.П.Платонова назван «Возвращение»?

Сюжет рассказа Платонова достаточно прост. Гвардии капитан Иванов Алексей Алексеевич возвращается с войны домой. Но главное, по – моему, не в этом.

Вернувшись домой, Иванов узнал, что к его жене часто в гости приходил какой-то Семён Евсеевич, ему это очень не понравилось. Его ум не мог с этим смириться, его сердце было жестоко, он не думал о том, как тяжело жилось жене и детям. Он не думал о том, что есть люди с доброй душой, с чистым сердцем. Иванов решает уехать, бросить семью. Но когда поезд тронулся, он увидел Петрушку и Настьку, бежавших за поездом. Сердце его ёкнуло, появилось чувство человечности и сострадания. Вот когда Иванов вернулся по-настоящему в семью.

Опубликовано


Комментарии (0)

100500urok
Комментарий был удалён пользователем 22 окт 2017 в 21:35
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.