Урок «А. Платонов – писатель и гражданин» (Литература, 8 класс)

2
0
Материал опубликован 20 April 2018 в группе

Морщакова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ села  Вишневое Тамалинского района Пензенской области имени дважды Героя Советского Союза, маршала Н.И.Крылова

Урок литературы в 8 классе на тему:

«А. Платонов – писатель и гражданин"(по рассказу «Возвращение»)

именно речь Платонова глубже,

чем собственная идея или тема,

 являет нам тайну этого художника.

М.Эпштейн

Как художник и гражданин он (Платонов)

 не упрощал картины жизни,

не давал себе отдыха от ее проблем.

В. Акимов

 

Цель урока: показать глубину творческой личнос­ти А.Платонова: раскрыть художественное выражение мыслей писателя в рассказе «Возвращение»,  выяснить авторское отношение к изображаемому, т.о. определить гражданскую позицию писателя.

Задачи урока:

 создать условия для понимания гражданской позиции А.Платонова, художественного стиля писателя, пробудить интерес к его творчеству;

 • развивать речемыслительные умения в процессе аналитической работы на уроке;

 • воспитывать неприятие пассивной, созерцательной жизненной позиции,    формировать  интерес к изучению русской литературы в контексте культуры и исторической эпохи.

Форма урока: урок мудрости.

Тип урока: комбинированный.

Технология  развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП).

 Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа по тексту, выразительное чтение, краткий пересказ,  приемы ТКМЧП («мозговой штурм», «инсерт», «кластер», «закончите предложение», «толстые и тонкие вопросы»), использование мультимедийных средств.

Оборудование: презентация «А. Платонов – художник слова и гражданин», раздаточный материал.

Вступительное слово учителя Сегодняшний урок  - очередная встреча с творчеством Платонова. Я предлагаю вам поговорить о Платонове не просто как о писателе, а еще и гражданине. Поэтому тема так и звучит…Подберите синоним к слову «писатель» - художник слова, мастер слова. Как вы понимаете значение слова « гражданин».

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.(Философский словарь)

Вызов  Викторина

Учитель Вы уже знакомы с творчеством А. Платонова. Давайте вспомним произведения писателя, которые вам известны по предложенным каждой группе отрывкам. Вы должны вспомнить, какая гражданская позиция писателя прослеживается в них?

 

Сказка «Неизвестный цветок»

«Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался; когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.»

 

 - встреча девочки Даши с неизвестным цветком = человек и мир, который его окружает - нужно много трудиться, чтобы не умереть, чтобы светить живым огнём и звать к себе,  нужно быть неравнодушным.

 

Рассказ «Юшка»

«С тех пор прошло много времени. Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, он ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже тоже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших.»

 

-взаимоотношения людей -на зло не отвечать злом.

 

Рассказ «В прекрасном и яростном мире»

«Мальцев гнал  машину вперед,  отведя регулятор на  всю  дугу и  отдав

реверс на полную отсечку. Мы теперь шли навстречу мощной туче, появившейся

из-за горизонта.  С нашей стороны тучу освещало солнце, а изнутри ее рвали

свирепые,  раздраженные молнии,  и мы видели,  как мечи молний вертикально

вонзались в  безмолвную дальнюю землю,  и  мы бешено мчались к той дальней

земле,  словно спеша на ее защиту.»

 

 - история машиниста Мальцева показала, что мир вокруг нас прекрасный и яростный.  Сам человек делает мир прекрасным, он не должен пасовать перед трудностями, не должен быть равнодушным к окружающим.

 

Рассказ«Никита»

«Наутро, Никита вышел во двор и сказал вслух всем, кто жил во дворе, — и лопухам, и сараю, и кольям в плетне, и пню-голове в огороде, и дедушкиной бане:

— К нам отец пришел. Он век будет с нами вековать.

Во дворе все молчали; видно, всем стало боязно отца-солдата, и под землей было тихо, никто не корябался оттуда наружу, на свет.»

- Жизнь как борьба добра и зла. Ребенок должен быть защищен любовью родителей,  чтобы проявилось  все то хорошее, что заложено в нем: уверенность в себе, знания и умения.

 

Учитель   Домашнее чтение  рассказа «Возвращение» позволит нам продолжить разговор о Платонове - писателе и гражданине. В связи с этим предлагаю вам небольшую биографическую справку.

 

Инсерт:  прочитайте  и подчеркните факты, свидетельствующие о гражданской позиции писателя (см. Приложение)

 

Мозговой штурм   Платонов выпустил за годы войны 6 книг прозы: сборники рассказов и фронтовые очерки. После войны военная тема его, как и многих творческих людей, по-прежнему волновала. Свидетельство этому - рассказ «Возвращение» и картина с одноименным названием В. Костецкого.  Предлагаю вам рассмотреть картину Владимира Костецкого «Возвращение» и  прочитайте две творческих истории  картины и р-за.

Что общего? Какой справочный материал вызывает у вас вопросы, озвучьте их? . (Почему рассказ «Возвращение», названный «клеветническим» спустя годы признан шедевром малой русской прозы»?)

Положительные критические оценки рассказа стали эпиграфами нашего урока.

Они и  определят ход нашей работы: через наблюдение за художественным словом писателя понять его гражданскую позицию и связать с судьбой рассказа «Возвращение». Это и будет целью нашего урока.

 

Осмысление   Исследовательская работа

1.     Ономастические наблюдения. Случаен ли выбор имен в рассказе?

 

Учитель Начнем с ономастических наблюдений: пользуясь предложенными вам статьями из ономастического словаря, выясните, случаен ли выбор автора имен героев рассказа. Можно ли, опираясь на текст рассказа, домыслить отсутствующие словарные статьи?

 

Алексей (древнегреч.)  - "защитник".

Значит, он должен быть защитником не только Отечества, но и своего дома, своей семьи. Немало пережил герой рассказа за войну. Теперь его ждут дома как хозяина, опору,  защитника.

 

Любовь (Васильевна) –

 

Любовь – старославянское имя. Означает оно «любовь». Имя Василий (греч.) означает «царственный». В душе царствует любовь.

Не случайно жену Иванова зовут Любовь. Любовь к детям и мужу дала силы жить в трудное военное время. В день возвращения мужа с фронта она опять отпросилась с работы, словно чувствовало её сердце, что муж сегодня приедет. Она прибрала кухню и комнату, в доме должно быть чисто и ничего постороннего. И этого достаточно, чтобы понять: фронтовика дома ждут и любят. Любовь Васильевна сохранила любовь.

 

Анастасия (древнегреч.) - воскресение, возвращение к жизни.

 

Маленькая Настя не помнит отца и отталкивает его от матери по возвращении Иванова домой как чужого. Иванов как бы заново узнает детей. Именно Настя ему очень понравилась своей кроткостью.

 

Петр (древнегреч.) - "скала", "утёс", "каменная глыба".

 

Ранняя зрелость Петруши, конечно, печальна, она делает его маленьким старичком. Для него характерны рассудительность, постоянный учёт дел, "нужд" дома, семьи. Всё это определило характер Петруши. Он указывает сестре, матери, отцу и даже огню в печи (примеры из текста). Так не должно быть. Петруша занял место отца. На это указывает и тот факт, что Иванов к нему обращается: "Здравствуй, Пётр Алексеевич", дальше - "Пётр". А мать - "Петруша", А.Платонов - "Петрушка". Какая большая жизнь прожита Петрухой, ведь он сохранил для него, отца, семью, возвращал мать к реальным заботам о себе, о детях, когда Любовь Васильевна "обмирала по мужу".

 

Мария (древнееврейское) - 1) горькая, 2) любимая, 3) упрямая.

 

Маша возвращается из армии домой, думает о новой гражданской жизни. Ещё недавно солдаты называли её "просторной" Машей.  Маша щедро разливает вокруг себя тепло, у которого постоянно греются нуждающиеся в ласке, внимании, заботе.   Маша боялась гражданской жизни, ей боязно было ехать домой к родственникам, от которых она уже отвыкла. Для Маши, буквально сироты, армия стала единственной семьёй.

 

Семен Евсеевич

(Семен- (древнееврейское) услышанный Богом в молитве. В некоторых источниках происхождение имени трактуется как «слышаший Бога».Евсей- благочестивый (греч.).

 

Есть в этом имени что-то мягкое, ласкающее слух (почти все согласные мягкие). Выстудила его душу страшное горе - потеря всей семьи. Он просит: « Я у вас отогреюсь.  …я хоть возле ваших детей посижу. Он добрый человек, понимает, что забота о других всегда спасает в одиночестве. 

 

Вывод: Какай можно сделать вывод на основе ономастических наблюдений?

Выбор имен не случаен, имя  помогает понять характер героя, поступки и поведение героев.

2.1 Портретная и речевая характеристики героев (План речевой характеристики см.  Приложение)-это домашнее задание.

 

Учитель А теперь выясним роль портретных зарисовок. Это было одно из домашних заданий . Вспомните портретные зарисовки героев. Какие языковые средства использованные автором, помогли вам представить героев?

 Задания по группам:

 

1 группа - Алексей Иванов

Ему 35 лет. Кожа лица коричневого цвета от ветра и солнца. Оно покрыто морщинами усталости. Серые глаза смотрят скромно. На темном и грубом лице и сила, и беззащитность.( человек на войне беззащитен перед смертью). Тяготы войны состарили человека, Даже о голосе автор говорит: «..голос пожилого человека». Цветопись-тревога, грусть.

2 группа  -Маша .

В ватнике и теплом платке. Миловидна, но с большими рабочими руками ( на войне наравне с мужчинами служили отечеству) и здоровым молодым телом. За большой рост и сердечность ее называют «просторной Машей».  Она дочь пространщика, служащего в бане (от  устар. “пространок” — одна из частей такого раздевального зала в бане).  Автор повторяет слова с одинаковым корнем: война = пространство, оторван человек от дома.

 

3 группа  - Любовь Васильевна

Лицо застенчивое и испуганное (эпитеты), как в юности. Отвыкла от мужа, но любит, краснеет, как невеста (сравнение). Но сильно утомленное лицо. Ходит в ватнике (символ войны).Два раза автор повторяет «застенчивое.  Милое, сильно утомленное.

Она и сама рисует свой портрет, и главное отмечает, что стала худой. А Алексей все равно находит ее миловидной.

 

4 группа  -Настя и Петруша

 

У пятилетней Насти живое, сосредоточенное (оксюморон-сочетание несочетаемого: заставила война повзрослеть) лицо ребенка, делающего все в жизни всерьез и  по правде. Ручки у нее привычные и умелые, давно приучены к работе по дому. Маленькая, ручки – уменьшительно-ласкательные суффиксы

А Петра война превратила в мужичка. Такое сравнение находит автор, рисуя его протрет. Серьезное и озабоченное лицо. Малорослый и худощавый (ел не досыта, экономил продукты). В портрете Петрушки автор особо выделяет глаза. Глаза - зеркало души. Маленькие глаза смотрели недовольно, искали вокруг непорядок. Одет очень аккуратно, хотя вся одежда была перешита из отцовской. Мать постоянно штопала, латала. Она была очень заботливой матерью, хорошей хозяйкой.

 

Вывод Какому герою автор уделяет больше внимания, рисуя портрет и почему?

Петру.  Страшно: война отнимает детство. И остальные портреты тоже подчинены этой проблеме: человек и война .

 

2.2Учитель В рассказе много диалогов, значит писатель придавал большое значение речевой характеристике героев. Свидетелями каких диалогов, разговоров мы стали.

Разговор Маши и Алексея Иванова, встреча сына с отцом, разговор семьи за столом , ночной разговор, утренний разговор детей.

 

А)Прочитаем в лицах их (Маши и Алексея) прощальный разговор.с.206 Какие слова, фразы вы считаете ключевыми в речи данных героев? Как они характеризуют их?

Маша

«ничего не прошу от вас, забудьте меня»-сама себе противоречит.

Я до войны в десятилетке была, а давно-давно меня совсем не было... по - детски рассуждает.

А словам Алексея «Где вы раньше были, почему я давно-давно не встретил вас?» -вы верите ?Мы ведь помним и другой их  разговор.

Иванов( Почему он подошел к Маше? «Иванов подошел к ней: может быть, ей тоже не так будет скучно с ним, как одной.»)

В разговоре с Машей просит разрешения поцеловать: «Я осторожно, я  поверхностно» «привычно поцеловал» и потом подтверждается «простую подручную радость – и тем выходил из своего уныния». Скучно ожидать поезд. Выделенные наречия объясняют слова подручная радость.

Вывод: Иванов и Маша встречаются в "сером", "скучном", "безлюдном" и "бездомном" пространстве. Было уныло и грустно. Герои одиноки. Оба чувствуют себя осиротевшими без армии. Оба боятся гражданской жизни. Они похожи и тянутся друг к другу. "Единственное, что могло утешить и развлечь сердце человека, было сердце другого человека".

 

Б)Вы еще одну сцену назвали. Отца Петруша встретил один на вокзале.. Как через речь героев автор передает их состояние? Им трудно узнать друг друга.

Отец

 «Отец удивился и вздохнул.» -такое впечатление произвел на отца сын. Алексей называет маленького сына «Петром Алексеевичем»  -увидел, как он повзрослел, а потом «Петр»,  хотя автор всегда называет «Петрушка».

Сын

– Ты отец, что ль? – спросил Петрушка, когда Иванов его обнял и поцеловал, приподнявши к себе. – Знать, отец.(просторечия , кот встречаются у взрослых в речи)

 Речевое сдвоение «ждали-ждали» говорит о радости не только сына, но и всей семьи.

Таким он представлял отца? Нет. Героем. Поэтому первое, о чем он говорит- о наградах. Поэтому фразеологизм « на груди чистого места нету.»

Петруша обращает внимание на сумку отца и рассуждает о сундуке – не по-детски практичен.

В)Наконец Алексей дома. Как встретила его семья? О чем говорят при первой встрече?

Петруша

     Давал указания и Насте, и матери  Петруша(поэтому в его речи много гл. повелит. накл.) Автор так и отмечает «командовал».Даже огню: «…гори ровно»  Командует , когда готовят обед, за обедом: « Закусили немножко пирогом, теперь щи мясные с хлебом будем есть» - указал всем Петрушка. Даже отцу: «А тебе, отец, завтра с утра надо бы в райсовет и военкомат сходить, станешь сразу на учет – скорей карточки на тебя получим.»

Как все относятся к его командам. Настя привыкла. Ремарки: «послушно говорила мать»,  «кротко произнесла мать», «покорно согласился отец».

Он кажется  умудренным опытом: Настроеньем заболели – непривычные сочетания, отступающие от правил языковой сочетаемости, сконденсированы сразу несколько смыслов.

 просторечия : «не серчаю …» « Чтой-то облака, – проговорил Петрушка, – свинцовые плывут – из них, должно быть, снег пойдет! Иль наутро зима спозаранку станет? Ведь что ж тогда нам делать-то; картошка вся в поле, заготовки в хозяйстве нету... Ишь положение какое!..»(ребенок = взрослый, война сделала таким) – Настька! – окликнул ее Петрушка. – Опомнись, кому я говорю! Это отец наш, он нам родня!..часто говорят родители, а здесь мальчик.

Хозяйские разговоры о еде (пирог с изюмом, харчи , карточки на дрова, керосин и другое = приметы времени») Ребенок готов не досыта есть, чтобы осталось на потом. «Петрушка за столом съел меньше всех, но подобрал все крошки за собою и высыпал их себе в рот.» « А вам ничего не жалко, – равнодушно сказал Петрушка. – А я хочу, чтоб вам больше досталось.» Отец и мать поглядели друг на друга и содрогнулись от слов сына.  «Он боится, что если он начнет есть помногу, то Настя тоже, глядя на него, будет много есть, – простосердечно сказала Любовь Васильевна, – а ему жалко.» Мать привыкла так жить.

Алексей

Первый разговор с женой : – Там видно будет, Люба... Теперь мы все вместе будем жить, потом разберемся – что хорошо, что плохо...многоточие – умолчание: отвыкли друг от друга, хотя фразы с…   «недосказанностью», «умолчанием» : Алексей понимает, что будет новая жизнь, а как теперь  будет, не знает. Иванов не знал в точности той жизни, которой жила без него его семья, и он не мог еще ясно понять, почему у Петрушки сложился такой характер. Не понимает, что война отняла у него детство и заставила занять его место. Поэтому и раздражение в словах: « Без тебя, без твоей получки обойдемся.» Он расспрашивает о том, как жили без него. Любовь Васильевна много работала, но она не жалуется, плохо - дети одни. За столом говорит больше с детьми, как обычно просит хорошо есть, ответы детей помогают понять,  что отвык от детей. Автор подчеркивает его чувства к ним как новые в его размышлениях.

Ласка в словах, обращенных  к Настеньке: «Настенька моя» «Иванов глядел на своего сына, слушал его слова и чувствовал свою робость перед ним.»  «Он смотрел на Петрушку, на своего выросшего первенца-сына, слушал, как он дает команду и наставления матери и маленькой сестре, наблюдал его серьезное, озабоченное лицо и со стыдом признавался себе, что его отцовское чувство к этому мальчугану, влечение к нему, как к сыну, недостаточно. Иванову было еще более стыдно своего равнодушия к Петрушке от сознания того, что Петрушка нуждался в любви и заботе сильнее других, потому что на него жалко сейчас смотреть.

За столом, сидя в кругу семьи, Иванов понял свой долг. Ему надо как можно скорее приниматься за дело, то есть поступать на работу, чтобы зарабатывать деньги, и помочь жене правильно воспитывать детей – тогда постепенно все пойдет к лучшему, и Петрушка будет бегать с ребятами, сидеть за книжкой, а не командовать с рогачом у печки.»

Иванов глядел на своего сына, слушал его слова и чувствовал свою робость перед ним.

Но после обеда раздражение – Без тебя, без твоей получки обойдемся, – сказал отец понимает: ему в ответе быть за семью, его место занимал Петр.

За обедом завязался разговор о Семене Евсеевиче, ремарка «удивленно спросил» –ничего не рассказывала жена.

Любовь Васильевна

Мало говорит, отвечает на вопросы мужа. «Я чинила на детях, что было на них, и твой костюм, двое твоих штанов и все белье твое перешила на них. Знаешь, лишних денег у нас не было, а детей надо одевать.»

Она мало писала о своей тяжелой работе: « Ничего, Алеша... Мы ничего жили. …-Ничего, Алеша, все уже прошло, мы протерпели. «Ничего» в разговорной речи «хорошо»-«протерпели»- Читатель понимает, почему выжили- «Только по тебе мы сильно скучали, и страшно было, что ты никогда к нам не приедешь, что ты погибнешь там, как другие..». Жили в страхе за него. Она заплакала над пирогом, уже положенным в железную форму, и слезы ее закапали в тесто. Она только что смазала поверхность пирога жидким яйцом и еще водила ладонью руки по тесту, продолжая теперь смазывать праздничный пирог слезами.

Работать хорошо, только дети одни и одни... Видишь, какие выросли. Сами все умеют делать, как взрослые стали, – тихо произнесла Любовь Васильевна. – К хорошему ли это, Алеша, сама не знаю...

– При тебе все лучше будет, а то я одна не знаю – что правильно, а что нехорошо, и я боялась. Ты сам теперь думай, как детей нам растить...

Не жалуется у нее дети ответственность за них хочется нести с отцом. В этом видит будущее счастье:

– В старом ходили, а теперь обновки будем справлять, – улыбнулась Любовь Васильевна. –.рада возвращению мужа

Вывод: Мало разговаривали за обедом, кроме хозяйских замечаний Петра. Почему «Свой первый общий обед после войны, щи и мясо, семья съела в молчании, даже Петрушка сидел спокойно?»( «точно отец с матерью и дети боялись нарушить нечаянным словом тихое счастье вместе сидящей семьи.»)

Г)Ночной разговор Вечером Любовь Васильевна рано собрала ужинать. Она хотела, чтобы дети пораньше уснули и чтобы можно было наедине посидеть с мужем и поговорить с ним. О чем?

А какой разговор получился?

 

Алексей Иванов

 много восклицательных и вопросительных предложений упрек Эх ты, Люба, Люба! За что упрек? Зачем тебе он понадобился, этот Семен Евсеич? Кто он такой, этот твой Семен?  А у тебя вон Петрушка что за человек вырос – рассуждает, как дед, а читать небось забыл. Сын –раздражение. Вот он какой у вас – этот Семен-Евсей- раздражение. Почему?  Боится ответственности и ответ в словах ... Скучно(повтор в его речи) мне, Люба, с тобою, а я жить еще хочу.

(остался скучать на пустынном асфальте перрона.- в начале рассказа. Не любовь к Маше гонит его из дома,  а что?)

 Зато я знаю много, я пережил больше, чем ты, – проговорил отец. – Стерва ты, и больше ничего. «Я»- а жену не слышит и не хочет слышать - эгоизм

 Отец, слышно было, часто и трудно дышал. это слышал Петр. Здесь уже не только раздражение

– Замолчи! – закричал отец на мать. – Я голоса твоего слышать не могу... Буди детей, буди сейчас же!.. Буди, тебе говорят! Я им расскажу, какая у них мать! Пусть они знают! Скандал, потому что у самого рыльце в пушу и подтверждение: «Вот сукин сын какой! – размышлял отец о сыне. – Я думал, он и про Машу мою скажет сейчас...»

– А ты знаешь, что мать делала тут, чем занималась? – жалобным голосом, как маленький, вскричал отец. Признание своего бессилия– Большую волю ты дома взял, – сказал отец. – Да теперь уж все равно, живи здесь за хозяина...озвучил решение

Любовь Васильевна

 

– Зато он все самое трудное и важное в жизни узнал! – сказала мать. – А от грамоты он тоже не отстанет - защищает мать сына, когда отец называет его дедом.

 

– Я тебя люблю, Алеша. – Я по тебе скучала, Алеша... Правда, дети при мне были, но они тебе не замена, и я все ждала тебя, долгие страшные годы, мне просыпаться утром не хотелось.

– Живи с нами, Алеша...

 – Обожди еще спать. Давай поговорим, я так рада с тобой.

– Ты воевал, а я по тебе здесь обмирала, у меня руки от горя тряслись, а работать надо было с бодростью, чтоб детей кормить и государству польза против неприятелей-фашистов.

– Алеша! – кротко обратилась Любовь Васильевна к мужу.

– А вы какие? – с обидой спросила мать. – Что значит – все мы такие? Я не такая... Я работала день и ночь, мы огнеупоры делали для кладки в паровозных топках.

 

«Ты воевал, а я по тебе здесь обмирала, у меня руки от горя тряслись, а работать надо было с бодростью, чтоб детей кормить и государству польза против неприятелей-фашистов.»

 

Петруша и Настя

 

Петр мудро то притворяется спящим, а когда надо говорит и знает, для чего он говорит: защищает мать и убедить хочет

– Да ты еще не понимаешь ничего! – рассерчал отец. – Вот вырос у нас отросток.

– Я все дочиста понимаю, – отвечал Петрушка с печки. – Ты сам не понимаешь. У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие...-нравственный укор

Притча-укор( о Харитоне) заставила отца устыдиться своей тайной мысли о Маше.

 «Петрушке было жалко мать: он знал, что она научилась сама обувь чинить себе и ему с Настей, чтобы дорого не платить сапожнику, и за картошку исправляла электрические печки соседям.»

Хочет спасти семью, ему нужен отец, ему тяжело без него, он все равно ребенок

Сравните Петрушку днем и ночью

Петрушка умолк; он прилег на свою подушку и нечаянно, неслышно заплакал. О чем говорят наречия?

– Большую волю ты дома взял, – сказал отец. – Да теперь уж все равно, живи здесь за хозяина...

Утерев слезы, Петрушка ответил отцу:

– Эх ты, какой отец, чего говоришь, а сам старый и на войне был...

Вывод: Его сын все понимает, а вот он сам, отец, «взрослый дядя», проживший тридцать пять лет на свете, не научился по-человечески понимать самых близких ему людей. Иванов, обвиняющий свою жену в неверности, сам не отличался честностью и верностью.

 

Е)Утренний разговор детей читать в лицах

 

Почему Петрушка сразу обратил внимание на вещмешок отца, ведь отец собирался с утра в райсовет и военкомат?

 

3. Посмотрите фрагмент фильма.  Объяснить поведение Алексея нам следующая работа. Задание : Прочитайте цитатный ряд из рассказа, выделите в нем ключевое  слово. С чем связан такой выбор автора? …..Какие  мысли оно  помогает автору донести нам, читателям?

 

Солдат – сын отечества, ему некогда жить по-дурацки, его сердце против неприятеля лежит.

…словно чувствовало ее сердце, что муж сегодня приедет.

Он вытянул ноги, закрыл глаза и почувствовал тихую радость в сердце и спокойное довольство.

…что-то мешало Иванову чувствовать радость своего возвращения всем сердцем.

Войны нет, а ты в сердце ранила меня...

Мать говорила спокойно, только сердце ее мучилось…

…жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием.

Все равно его сердце ожесточилось против нее…

Прежде он чувствовал жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем.

 

Вывод: Душа его покрылась толстой коростой самолюбования и себялюбия, усугублённых ревностью. Произошло познание жизни сердцем.  Это некое возвращение в детство. Дети спасли семью, возвратили душевное зрение отцу, заставили его пойти следом за сердцем. Символ его перемены - надетые на одну ногу валенок, на другую – калоша. Только детям, наделенным чутким сердцем, ощущающим жизнь непосредственнее взрослых, становится под силу пробудить дремлющее сердце отца. , автор особенно часто употребляет слово «сердце» - 23 раза. И понятие «сердце» выступает не просто как символ любви, искренности, как воплощение душевных мук. Платонов закладывает в это понятие смысл, близкий библейскому: «Сердце ...интуитивно чувствуется его героями и выражается в их самосознающих речах буквально в библейском смысле, когда сердце не только седалище чувства - любви, ненависти, гнева, горести, тоски..., но и мысли, решения, воли, и главное, такой таинственной способности человека как совесть... Так, проснувшееся сердце Иванова - символ пробудившейся в нем совести, символ открывшихся ему смысла и цели его жизни.

5. Ключевые слова , по мнению Петровского В.В.(автора энциклопедического словаря-справочника «Культура русской речи») это- слова, выражающие главную идею художественного текста. Они  одной своей, предметно-вещной, стороной обращены к деталям быта, а другой – к социальным и нравственно-этическим проблемам. К. с. иногда выносятся в название художественного произведения  (Петровский В.В.).

Почему рассказ называется «Возвращение»?

 

В ваших ответах прозвучали лексемы «война» и «мир».

Работа с кластером

Задание : Распределите в этом кластере данные выражения в соответствии с этими лексемами.

Война= серое пространство                                        мир= дом, семья

 «…привыкла к своим военным подругам..»

«… непривычно, странно и даже боязно было ехать домой к родственникам, от которых она уже отвыкла.»

«…пахли лесною листвой, незнакомой заросшей дорогой, не домом, а снова тревожной жизнью.»

«устоявшимся родным запахом дома»

«простая подручная радость»

«тихая семейная радость»

«…боялась сразу остаться одна в городе, где она родилась и жила, но который стал теперь для нее почти чужбиной.»

«чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии»

«и со стыдом признавался себе, что его отцовское чувство к этому мальчугану, влечение к нему, как к сыну, недостаточно»

«тихое счастье вместе сидящей семьи»

«ожидала жена и двое детей»

 «…откладывал радостный и тревожный час свидания с семьей …хотел погулять еще немного на воле.»

«…чувствуя забытое и знакомое тепло любимого человека.»

«Прежде он чувствовал жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса…»

«…жившим без него в тоске и бедности.»

«Странен и еще не совсем понятен был Иванову родной дом.»

«…как она будет жить теперь новой гражданской жизнью»

«…теперь стеснялась мужа, как невеста: она отвыкла от него.»

«…слишком отвык от домашней жизни и не мог сразу понять даже самых близких, родных людей.»

«…понял свой долг… помочь жене правильно воспитывать детей»

 

Пользуясь полученным кластером, еще раз объясните название рассказа. И ответьте на вопрос о судьбе рассказа.

Рефлексия задание  После смерти писателя переиздается, вызывает большой интерес как унас в стране, так и за рубежом. Этот рассказ был экранизирован несколько раз:

1968 год-телеспектакль «Возвращение», режиссер Виктор Рыжов, театр им Е. Вахтангова;

1982 год - художественный фильм «Домой!»,  режиссер Гавриил Егиазаров;

2007 год -  художественный фильм «Отец»,  режиссер   Иван Соловов.

Почему разные названия выбирают режиссеры? Почему автор дал фамилию Иванов главному герою? И назывался сначала рассказ «История Иванова».

   Вывод: Прибыв с войны в родной дом, в семью, главный герой столкнулся с нищетой, голодом. Иванов испугался трудностей, он вспомнил о другой женщине, с которой ему было тепло и уютно. Выход из этой ситуации он видел один. Сославшись на обиду, он решается уйти из семьи, сбежать. Именно дети помогли избавиться от эгоизма. Человек сначала растерялся от неласкового приема, но потом понял, что жена любит его по-прежнему, вот только ее душу выжгла война, и остался с семьей, чтобы помочь самым близким своим людям вновь почувствовать радость жизни.

Творческое задание: Ответьте на вопрос: «Какова гражданская позиция Платонова –писателя в рассказе «Возвращение»?

Примерный ответ: Что делает война с человеком? Иванов боится возвращения домой. После отгремевших боёв нужно мужественно встретить последствия войны, тяготы первых лет новой жизни. Нет над тобой больше командиров, берущих на себя весь труд выбора, нужно теперь за всё отвечать самому. Иванов к этому ещё не готов. Он чувствует себя осиротевшим без армии: для Иванова армия, где его товарищи заменили семью.

    Как жить человеку, его близким после всего, что перенесено и понято им на войне –об этом размышляет П. в «Возвращении». Нужно за все отвечать самому. Что заставляет его вернуться? К чему это возвращение? Автор обратил внимание на значение и значимость семьи, которую нельзя предавать. Гражданская позиция писателя- хватило смелости затронуть такую тему.

         В.Дорофеев, современный российский писатель, написал: «В этом рассказе нет и тени очернительства, нет в нем даже и намека  бросить тень на нравственную чистоту советских людей». Прав критик Лев Шубин, утверждая, что «Платонов одним из первых серьезно заговорил в этом рассказе о бедах войны, о травмах, которые она принесла; о детях, ставших до времени взрослыми; о неизбежном загрубении человеческих душ.»

…"Эта тема – обратная сторона Великой Победы", – уверен режиссёр Иван Соловов . – Платонов сумел написать о возвращении человека к самому себе. Люди приходили с фронта, их встречали с цветами и слезами, но мало кто говорил о ломке, которую они затем переживали, приспосабливаясь к прежней, забытой жизни. Ежедневный риск, крайняя опасность и боль, фронтовое братство, бег под пулями внезапно заканчиваются, и в душе героя вдруг образуется пустота".

 

Домашнее задание (задания на выбор)

 1.Как я понимаю слова современного писателя Алексея Варламова: «Через Андрея Платонова пытаемся понять, кто и что мы есть сегодня?» - развернутый ответ на вопрос.

 2.  Как вы понимаете слова Петровского В.В.(автора энциклопедического словаря «Культура русской речи»): « Они(ключевые слова)  одной своей, предметно-вещной, стороной обращены к деталям быта, а другой – к социальным и нравственно-этическим проблемам.» - продолжите исследовательскую работу по рассказу «Возвращение».

Другой внедомашний образ - это поезд. Не случайно поезд опаздывает: Иванов и Маша боятся возвращения домой. Они не готовы к новой мирной жизни. Это обыкновенный поезд, который терпеливо ждут на платформе, который приходит из серого пространства и увозит героев в их сторону, на родину. Поезд словно мост через стихию, он возвращает героев с войны в мирную жизнь.

 

 

Биографическая справка

     С первых дней войны Платонов рвался на фронт, в 1942 году он добился своего и  был зачислен специальным корреспондентом «Красной звезды»  в   сентябре   1942  года, в труднейшие дни нашего отступления. Платонов был человеком мужественным, самоотверженным. Он обходил штабы стороной, а свой путь держал в окопы, в блиндажи. Вспоминается  такой факт.   Шли бои на 1-м Белорусском фронте в направлении Могилева. Командующий дал одноместный самолет корреспонденту  Юрию Милованову, чтобы отправиться в район боев. А Платонов стал настаивать, чтобы его тоже взяли. Тогда выпросили они у командующего двухместный самолет, и вскоре получили от Платонова очень интересные статьи.

     Платонов говорил, что не имеет права писать о войне, о солдатах, если с ними не переживал все трудности и опасности войны.

       В 1944 году он попал под бомбежку, которая не прошла для него бесследно: были повреждены легкие, но работы военного корреспондента  он не оставил до конца войны.

(Из воспоминаний Давида Ортенберга, главного редактора газеты «Красная звезда»)

 

 

 

 

 

Биографическая справка

     С первых дней войны Платонов рвался на фронт, в 1942 году он добился своего и  был зачислен специальным корреспондентом «Красной звезды»  в   сентябре   1942  года, в труднейшие дни нашего отступления. Платонов был человеком мужественным, самоотверженным. Он обходил штабы стороной, а свой путь держал в окопы, в блиндажи. Вспоминается  такой факт.   Шли бои на 1-м Белорусском фронте в направлении Могилева. Командующий дал одноместный самолет корреспонденту  Юрию Милованову, чтобы отправиться в район боев. А Платонов стал настаивать, чтобы его тоже взяли. Тогда выпросили они у командующего двухместный самолет, и вскоре получили от Платонова очень интересные статьи.

     Платонов говорил, что не имеет права писать о войне, о солдатах, если с ними не переживал все трудности и опасности войны.

       В 1944 году он попал под бомбежку, которая не прошла для него бесследно: были повреждены легкие, но работы военного корреспондента  он не оставил до конца войны.

(Из воспоминаний Давида Ортенберга, главного редактора газеты «Красная звезда»)

 

 

 

 

 

Домашнее задание

1.Прочитать рассказ А.Платонова «Возвращение»

2. Исследовательская работа

1группа- Маша( портретная и речевая характеристики)

План речевой характеристики

1.Выделите речевые обороты, ключевые слова в репликах и внутренних монологах героев.  Как они их характеризуют?

2.Какие изобразительно-выразительные средства языка (тропы, фигуры речи, языковые средства разных уровней) использует автор в речи героя, с какой целью?

 

Домашнее задание

1.Прочитать рассказ А.Платонова «Возвращение»

2. Исследовательская работа

2группа- Алексей Иванов( портретная и речевая характеристики)

План речевой характеристики

1.Выделите речевые обороты, ключевые слова в репликах и внутренних монологах героев.  Как они их характеризуют?

2.Какие изобразительно-выразительные средства языка (тропы, фигуры речи, языковые средства разных уровней) использует автор в речи героя, с какой целью?

 

Домашнее задание

1.Прочитать рассказ А.Платонова «Возвращение»

2. Исследовательская работа

3группа- Любовь Васильевна( портретная и речевая характеристики)

План речевой характеристики

1.Выделите речевые обороты, ключевые слова в репликах и внутренних монологах героев.  Как они их характеризуют?

2.Какие изобразительно-выразительные средства языка (тропы, фигуры речи, языковые средства разных уровней) использует автор в речи героя, с какой целью?

 

Домашнее задание

1.Прочитать рассказ А.Платонова «Возвращение»

2. Исследовательская работа

4группа- Настя и Петрушка ( портретная и речевая характеристики)

План речевой характеристики

1.Выделите речевые обороты, ключевые слова в репликах и внутренних монологах героев.  Как они их характеризуют?

2.Какие изобразительно-выразительные средства языка (тропы, фигуры речи, языковые средства разных уровней) использует автор в речи героя, с какой целью?

Домашнее задание (задания на выбор)

1.Как я понимаю слова современного писателя Алексея Варламова: «Через Андрея Платонова пытаемся понять, кто и что мы есть сегодня?» - развернутый ответ на вопрос.

2.  Как вы понимаете слова Петровского В.В.(автора энциклопедического словаря «Культура русской речи»): « Они(ключевые слова)  одной своей, предметно-вещной, стороной обращены к деталям быта, а другой – к социальным и нравственно-этическим проблемам» - продолжите исследовательскую работу по рассказу «Возвращение».

 

Домашнее задание (задания на выбор)

1.Как я понимаю слова современного писателя Алексея Варламова: «Через Андрея Платонова пытаемся понять, кто и что мы есть сегодня?» - развернутый ответ на вопрос.

2.  Как вы понимаете слова Петровского В.В.(автора энциклопедического словаря «Культура русской речи»): « Они(ключевые слова)  одной своей, предметно-вещной, стороной обращены к деталям быта, а другой – к социальным и нравственно-этическим проблема»-продолжите исследовательскую работу по рассказу «Возвращение».

Домашнее задание (задания на выбор)

1.Как я понимаю слова современного писателя Алексея Варламова: «Через Андрея Платонова пытаемся понять, кто и что мы есть сегодня?» - развернутый ответ на вопрос.

2.  Как вы понимаете слова Петровского В.В.(автора энциклопедического словаря «Культура русской речи»): « Они(ключевые слова)  одной своей, предметно-вещной, стороной обращены к деталям быта, а другой – к социальным и нравственно-этическим проблемам»-продолжите исследовательскую работу по рассказу «Возвращение».

 

Домашнее задание (задания на выбор)

1.Как я понимаю слова современного писателя Алексея Варламова: «Через Андрея Платонова пытаемся понять, кто и что мы есть сегодня?» - развернутый ответ на вопрос.

2.  Как вы понимаете слова Петровского В.В.(автора энциклопедического словаря «Культура русской речи»): « Они(ключевые слова)  одной своей, предметно-вещной, стороной обращены к деталям быта, а другой – к социальным и нравственно-этическим проблема»-продолжите исследовательскую работу по рассказу «Возвращение».

 

Творческая история рассказа «Возвращение»

           В 1946 году на страницах журнала "Новый мир" публикуется рассказ "Семья Иванова». Он вызвал резкие нападки советской литературной критики:  например, главный редактор «Литературной газеты» Владимир Ермилов назвал рассказ «гнуснейшей клеветой на советских людей». И хотя автор доработал журнальный вариант, дал ему иное название, «Возвращение», но опубликовать так и не смог. Печатать произведения Платонова запретили.  В первый раз рассказ напечатан в 1962-м, спустя 11 лет после смерти писателя. Современные критики считают его одним из шедевров русской прозы.   В настоящее время не только в нашей стране, но и в мире растет интерес к творчеству Платонова.

 Творческая история картины «Возвращение»

      Художник Владимир Костецкий (1905 - 1968), находясь в годы Великой Отечественной войны в рядах Советской Армии,  работал над плакатами, листовками, выполнил ряд портретных рисунков советских воинов. В 1947 году Костецкий закончил свою лучшую картину «Возвращение», задуманную еще в годы войны. Она была представлена  на сталинскую премию, но Сталину полотно не понравилось. В трогательной сцене встречи с семьей вернувшегося домой солдата он не увидел героического пафоса. Но в народе очень любили эту простую картину. Теперь авторская копия работы «Возвращение» находится в Государственной Третьяковской галерее. Она стала настоящим шедевром мирового искусства.

 

Творческая история рассказа «Возвращение»

           В 1946 году на страницах журнала "Новый мир" публикуется рассказ "Семья Иванова». Он вызвал резкие нападки советской литературной критики:  например, главный редактор «Литературной газеты» Владимир Ермилов назвал рассказ «гнуснейшей клеветой на советских людей». И хотя автор доработал журнальный вариант, дал ему иное название, «Возвращение», но опубликовать так и не смог. Печатать произведения Платонова запретили.  В первый раз рассказ напечатан в 1962-м, спустя 11 лет после смерти писателя. Современные критики считают его одним из шедевров русской прозы.   В настоящее время не только в нашей стране, но и в мире растет интерес к творчеству Платонова.

 Творческая история картины «Возвращение»

      Художник Владимир Костецкий (1905 - 1968), находясь в годы Великой Отечественной войны в рядах Советской Армии,  работал над плакатами, листовками, выполнил ряд портретных рисунков советских воинов. В 1947 году Костецкий закончил свою лучшую картину «Возвращение», задуманную еще в годы войны. Она была представлена  на сталинскую премию, но Сталину полотно не понравилось. В трогательной сцене встречи с семьей вернувшегося домой солдата он не увидел героического пафоса. Но в народе очень любили эту простую картину. Теперь авторская копия работы «Возвращение» находится в Государственной Третьяковской галерее. Она стала настоящим шедевром мирового искусства.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации