Урок «А.П. Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке» (литература, 6 класс)
Технологическая карта урока
1.Шаринская Елена Викторовна.
2.6 класс (литература).
3.Тема урока: «А.П. Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке».
4.Место и роль урока в изучаемой теме. Это первый урок по этой теме. Тип урока – открытие нового знания.
5.Цель урока: создать условия для совместной познавательной деятельности в процессе изучения по теме «А.П. Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке».
Задачи:
Образовательные:
учить выделять в тексте и различать реальные и вымышленные события;
закрепить представления о жанрах;
отрабатывать основные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое);
формировать у учащихся деятельное отношение к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом;
воспитание читательского вкуса.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения групповой работы.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой работе: развитие уважения друг к другу.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев; определение в произведении элементов сюжета, композиции;
Метапредметные: формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; находить необходимую информацию в тексте, оформлять свою мысль в устной речи; обосновывать высказанное суждение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Используемые ресурсы:
1.Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В двух частях. Под редакцией В.Я. Коровиной. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 3-е издание. Москва «Просвещение» 2014 год.
2.Н. В. Беляева Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2013 год.
Оборудование:
1.Компьютер.
2.В.Я.Коровина В.П.Журавлёв В.И.Коровин Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс»
3. Портрет писателя, иллюстрации к рассказу «Неизвестный цветок».
Этапы урока |
Задачи, решаемые на данном этапе |
Содержание учебного материала |
Активные приёмы обучения |
Формируемые УУД (или их элементы) |
||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности. (1-2 мин.) |
Организовать эффективное самоопределение учащихся к учебной деятельности, включить учащихся в деятельность по выявлению готовности. |
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Учитель включает музыку «В гостях у сказки». - Может быть кто-то из вас слышал эту музыку? -расскажите, что вы услышали? -Когда-то с нее начиналась передача «В гостях у сказки». - Любите ли вы сказки? - Что вы знаете о них? (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях). Давайте постараемся получить от этой работы удовольствие. |
Фронтальная |
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра. |
||||||||||||
2.Актуализация опорных знаний и выявление затруднения в новых учебных действиях. (10 мин.) |
Актуализировать необходимые знания, умения и способы деятельности. Подвести учащихся к осознанию причины возникших затруднений. |
Сегодня мы поговорим о цветке. Цветке неизвестном. Необычном. Сказочном. Непохожем на другие цветы. Он светился живым мерцающим огнем, а его аромат был подобен голосу маленькой неизвестной жизни. Слово о А.П.Платонове. Автор сказки-были - Андрей Платонович Платонов, писатель, критик. Он умел в обыкновенных буднях увидеть сказочные картины мира природы. Философ доброго, гуманного понимания смысла жизни, все произведения Платонова-сказочника о труде и человеческом сострадании. Сегодня перед нами откроется мир мудрой платоновской прозы. Ведь прав А. Платонов: «От сказки душе счастье, а уму раздумье». 2.Посмотрите на портрет писателя. Фронтальный опрос: - Что вы скажете об этом человеке? -Какие черты лица наиболее выразительны? -Где родился писатель и что мы узнаём о его семье? (сообщение ученика). - Каково значение слова псевдоним? Какими чертами обладает любая сказка? (Вымысел, Занимательность, Поучительность) - Подберите, пожалуйста, синонимы к слову «неизвестный». (Неведомый, незнакомый) - Какие цветы мы называем неизвестными? - А как вы думаете, о чём может быть произведение с таким названием? |
индивидуальная, фронтальная |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении; связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
||||||||||||
3.Построение проекта выхода из затруднения. (8 мин.) |
Организовать работу по постановке учебной задачи. |
Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. На протяжении веков люди сделали множество важных открытий. Континенты, острова, древние цивилизации, звёзды, законы природы, новые виды растений и многое – многое другое – столько всего уже открыто на земле. Любой человек, всматривающийся в окружающий мир, пытающийся разобраться в самом себе, способен что-то открывать. --Делали ли вы когда-нибудь открытия? Расскажите о них. Сегодня на уроке мы познакомимся с вами со сказкой - былью А. А.Платонова «Неизвестный цветок», подумаем, о каком открытии идёт в ней речь. Рассказ, над которым мы будем работать, - это нравственная заповедь, точнее заповеди, обращенные к нам, потомкам А. Платонова. Наша цель – попытаться понять эти заповеди, основываясь на осмысленном чтении рассказа |
фронтальная |
Регулятивные: контролируют учебную деятельность, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач. |
||||||||||||
4.Реализация проекта (8-10 мин.) |
Организовать выбор способа и средств реализации учебной задачи. |
Сказка в актёрском исполнении. Беседа по вопросам. - О чем эта сказка? - Какое чувство вызывает у вас описание одинокого цветка? - Какой эпизод вам понравился больше всего? Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно? - Меняется ли настроение повествователя к концу сказки? - О каком открытии идёт речь в произведении А. Платонова? - Кого бы вы назвали главным героем сказки? - На какие части вы бы разделили текст? Как их можно озаглавить? Групповая работа: Группа 1.Цветок. Прочитайте выразительно фрагмент сказки с начала до слов «…и уносил его запах с собою». Какое настроение вызывает описанный автором пейзаж? Как цветок боролся, чтобы выжить? На какой антитезе построен первый фрагмент? Выполните задание 1 из раздела учебника «Развиваем свою речь». Какой символический смысл заключён в борьбе цветка за жизнь? Ответьте на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». Группа 2.Даша. Прочитайте по ролям фрагмент сказки со слов «И вот однажды поутру…» до слов «Это он так дышит». Ответьте на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». Что общего было у Даши и цветка? Что можно сказать о душевных качествах девочки? Какой символический смысл заключён в том, что цветок был «на других непохожий»? Можно ли соотнести жизнь цветка с человеческой жизнью? Аргументируйте своё мнение. Ответьте на вопрос 2 из раздела учебника «Развиваем свою речь». Группа 3. Автор. Прочитайте выразительно финальный фрагмент рассказа со слов «Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка…»до конца сказки. Что общего у цветка и автора? Объясните свою позицию. Почему автор сравнивает цветок с героем? Каким должен быть герой в представлении автора? Какой символический смысл в том, что пионеры удобряли землю на пустыре, заботясь о цветке? Как, по мнению автора, связаны понятия «жизнь» и труд»? Какой символический смысл в том, что цветок зимой умер, но весной появился новый? Ответьте на вопросы 3,4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». |
Фронтальная, групповая. |
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. |
||||||||||||
5.Первичное закрепление с выполнением самостоятельной работы и проверкой. (8-12 мин.) |
Организовать усвоение учащимися нового знания и работу по включению нового способа действий в систему знаний. |
Развитие понятия об образе-символе. Практическая работа. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «символ». Составление цитатной таблицы.
Обсуждение иллюстраций учебника к сказке-были. Познакомьтесь с высказываниями известных людей. Подумайте, с какими эпизодами или частями сказки А.П. Платонова их можно было бы соотнести. Почему? Люди, у которых свое горе, умеют утешать других. Марк Твен. Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их. Альберт Швейцер Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений. Гораций
Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец её. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием Д. Рескин – В чём убеждает Платонов читателя данной сказки-были? Какова идея сказки? – Прочитайте записи, которые были сделаны сразу после знакомства с произведением А. Платонова. Изменилось ли твое мнение после разговора в классе? Почему? |
индивидуальная, фронтальная |
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). |
||||||||||||
6.Рефлексия. (2-3мин.) |
Организовать работу по оценке учащимися результатов своей деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
Организует рефлексию: Сегодня на уроке мы… На уроке я работал… Материал урока был… На уроке я узнал… Меня удивило… Мне захотелось… Своей работой я… |
фронтальная |
Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
||||||||||||
7.Домашнее задание (2-3 мин.) |
Проинформировать учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
Домашнее задание на выбор: Выполнить творческое задание. Создать письменный монолог Даши (или цветка) на тему «Жизнь на пустыре». Создать собственные иллюстрации к сказке А. Платонова Неизвестный цветок». Прочитать 1-2 рассказа Платонова, например «Цветок на земле», «Корова». (По выбору). Ответить на вопросы: «Чем не похожи на других герои Платонова?», «Почему им трудно жить?» |
Регулятивные: соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно. |