12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шаринская Елена Викторовна38

Технологическая карта урока

1.Шаринская Елена Викторовна.

2.6 класс (литература).

3.Тема урока: «А.П. Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке».

4.Место и роль урока в изучаемой теме. Это первый урок по этой теме. Тип урока – открытие нового знания.

5.Цель урока: создать условия для совместной познавательной деятельности в процессе изучения по теме «А.П. Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке».

Задачи:

Образовательные:

учить выделять в тексте и различать реальные и вымышленные события;

закрепить представления о жанрах;

отрабатывать основные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое);

формировать у учащихся деятельное отношение к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом;

воспитание читательского вкуса.

Развивающие:

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие критического мышления;

развитие внимания;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения групповой работы.

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой работе: развитие уважения друг к другу.


 

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литератур­ных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев; определение в произведении элементов сюжета, ком­позиции;

Метапредметные: формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; находить необходимую информацию в тексте, оформлять свою мысль в устной речи; обосновывать высказанное суждение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Используемые ресурсы:

1.Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В двух частях. Под редакцией В.Я. Коровиной. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 3-е издание. Москва «Просвещение» 2014 год.

2.Н. В. Беляева Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2013 год.

Оборудование:

1.Компьютер.

2.В.Я.Коровина В.П.Журавлёв В.И.Коровин Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс»

3. Портрет писателя, иллюстрации к рассказу «Неизвестный цветок».


 

Этапы урока

Задачи, решаемые на данном этапе

Содержание учебного материала

Активные приёмы обучения

Формируемые УУД (или их элементы)

1.Мотивация к учебной деятельности. (1-2 мин.)

Организовать эффективное самоопределение учащихся к учебной деятельности, включить учащихся в деятельность по выявлению готовности.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Учитель включает музыку «В гостях у сказки».

- Может быть кто-то из вас слышал эту музыку?

-расскажите, что вы услышали?

-Когда-то с нее начиналась передача «В гостях у сказки».

- Любите ли вы сказки?

- Что вы знаете о них?

(Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях). Давайте постараемся получить от этой работы удовольствие.

Фронтальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра.

2.Актуализация опорных знаний и выявление затруднения в новых учебных действиях. (10 мин.)

Актуализировать необходимые знания, умения и способы деятельности.

Подвести учащихся к осознанию причины возникших затруднений.

Сегодня мы поговорим о цветке. Цветке неизвестном. Необычном. Сказочном. Непохожем на другие цветы. Он светился живым мерцающим огнем, а его аромат был подобен голосу маленькой неизвестной жизни.

Слово о А.П.Платонове.

Автор сказки-были - Андрей Платонович Платонов, писатель, критик. Он умел в обыкновенных буднях увидеть сказочные картины мира природы. Философ доброго, гуманного понимания смысла жизни, все произведения Платонова-сказочника о труде и человеческом сострадании. Сегодня перед нами откроется мир мудрой платоновской прозы. Ведь прав А. Платонов: «От сказки душе счастье, а уму раздумье».

2.Посмотрите на портрет писателя.

Фронтальный опрос:

- Что вы скажете об этом человеке?

-Какие черты лица наиболее выразительны?

-Где родился писатель и что мы узнаём о его семье? (сообщение ученика).

- Каково значение слова псевдоним?

Какими чертами обладает любая сказка? (Вымысел, Занимательность, Поучительность)

- Подберите, пожалуйста, синонимы к слову «неизвестный». (Неведомый, незнакомый)

Какие цветы мы называем неизвестными?

А как вы думаете, о чём может быть произведение с таким названием?

индивидуальная, фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении; связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

3.Построение проекта выхода из затруднения. (8 мин.)

Организовать работу по постановке учебной задачи.

Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

На протяжении веков люди сделали множество важных открытий. Континенты, острова, древние цивилизации, звёзды, законы природы, новые виды растений и многое – многое другое – столько всего уже открыто на земле.

Любой человек, всматривающийся в окружающий мир, пытающийся разобраться в самом себе, способен что-то открывать.

--Делали ли вы когда-нибудь открытия? Расскажите о них.

Сегодня на уроке мы познакомимся с вами со сказкой - былью А. А.Платонова «Неизвестный цветок», подумаем, о каком открытии идёт в ней речь.

Рассказ, над которым мы будем работать, - это нравственная заповедь, точнее заповеди, обращенные к нам, потомкам А. Платонова. Наша цель – попытаться понять эти заповеди, основываясь на осмысленном чтении рассказа

фронтальная

Регулятивные: контролируют учебную деятельность, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

4.Реализация проекта (8-10 мин.)

Организовать выбор способа и средств реализации учебной задачи.

Сказка в актёрском исполнении.

Беседа по вопросам.

- О чем эта сказка?

- Какое чувство вызывает у вас описание одинокого цветка?

- Какой эпизод вам понравился больше всего? Были ли такие эпизоды, при чтении которых вам становилось грустно?

- Меняется ли настроение повествователя к концу сказки?

- О каком открытии идёт речь в произведении А. Платонова?

- Кого бы вы назвали главным героем сказки?

- На какие части вы бы разделили текст? Как их можно озаглавить?

Групповая работа:

Группа 1.Цветок.

Прочитайте выразительно фрагмент сказки с начала до слов «…и уносил его запах с собою».

Какое настроение вызывает описанный автором пейзаж? Как цветок боролся, чтобы выжить? На какой антитезе построен первый фрагмент? Выполните задание 1 из раздела учебника «Развиваем свою речь». Какой символический смысл заключён в борьбе цветка за жизнь? Ответьте на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 2.Даша.

Прочитайте по ролям фрагмент сказки со слов «И вот однажды поутру…» до слов «Это он так дышит». Ответьте на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». Что общего было у Даши и цветка? Что можно сказать о душевных качествах девочки? Какой символический смысл заключён в том, что цветок был «на других непохожий»? Можно ли соотнести жизнь цветка с человеческой жизнью? Аргументируйте своё мнение. Ответьте на вопрос 2 из раздела учебника «Развиваем свою речь».

Группа 3. Автор. Прочитайте выразительно финальный фрагмент рассказа со слов «Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка…»до конца сказки. Что общего у цветка и автора? Объясните свою позицию. Почему автор сравнивает цветок с героем? Каким должен быть герой в представлении автора? Какой символический смысл в том, что пионеры удобряли землю на пустыре, заботясь о цветке? Как, по мнению автора, связаны понятия «жизнь» и труд»? Какой символический смысл в том, что цветок зимой умер, но весной появился новый? Ответьте на вопросы 3,4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Фронтальная, групповая.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

5.Первичное закрепление с выполнением самостоятельной работы и проверкой. (8-12 мин.)

Организовать усвоение учащимися нового знания и работу по включению нового способа действий в систему знаний.

Развитие понятия об образе-символе.

Практическая работа. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «символ».

Составление цитатной таблицы.

Образ-символ сказки

Внутренние смыслы образа

Цветок

Жизнь, красота, борьба

Неизвестный цветок

Скромность, не понят миром

Камни, сухая глина,

Трудности, невзгоды, непризнанность

Девочка Даша

Доброта, душевная чистота, трудолюбие, любовь

Пустырь

Одиночество

Обсуждение иллюстраций учебника к сказке-были.

Познакомьтесь с высказываниями известных людей. Подумайте, с какими эпизодами или частями сказки А.П. Платонова их можно было бы соотнести. Почему?

Люди, у которых свое горе, умеют утешать других.

Марк Твен.

Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их.

Альберт Швейцер

Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений.

Гораций

 

Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец её. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием

Д. Рескин

В чём убеждает Платонов читателя данной сказки-были? Какова идея сказки?

Прочитайте записи, которые были сделаны сразу после знакомства с произведением А. Платонова. Изменилось ли твое мнение после разговора в классе? Почему?

индивидуальная, фронтальная

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

6.Рефлексия. (2-3мин.)

Организовать работу по оценке учащимися результатов своей деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Организует рефлексию:

Сегодня на уроке мы…

На уроке я работал…

Материал урока был…

На уроке я узнал…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Своей работой я…

фронтальная

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

7.Домашнее задание (2-3 мин.)

Проинформировать учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание на выбор:

Выполнить творческое задание. Создать письменный монолог Даши (или цветка) на тему «Жизнь на пустыре».

Создать собственные иллюстрации к сказке А. Платонова Неизвестный цветок».

Прочитать 1-2 рассказа Платонова, например «Цветок на земле», «Корова». (По выбору). Ответить на вопросы: «Чем не похожи на других герои Платонова?», «Почему им трудно жить?»

 

Регулятивные: соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно.


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.