12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Корчагина Евгения Руслановна117
Личные качества: — ответственность, — стрессоустойчивость, — организованность, — любовь к детям, — внимательность, — доброжелательность, — аккуратность, — коммуникабельность, — творческий подход к работе. Семейное положение: замужем. Дети: есть.
Россия, Татарстан респ., с.Ташкирмень

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ташкирменская основная общеобразовательная школа Лаишевского муниципального района Республики Татарстан

Утверждаю

Директор МБОУ

Ташкирменской ООШ

Сидорова М.Т.

Название работы:

Урок -путешествие

по окружающему миру

номинация: Родной край

тема:

«Достопримечательности Лаишевского края»


Срок реализации данной работы-1день

Возраст детей-9 лет

Татарстан Лаишевский муниципальный район с.Ташкирмень


Разработчик:

Корчагина Евгения Руслановна

Учитель начальных классов

2020год

Аннотация:

Урок-путешествие по окружающему миру проводится в форме виртуальной экскурсии, составленной по результатам реальных экскурсий совершенных учащимися совместно с родителями. Урок включает историю Лаишевского рйона, историю некоторых памятников архитектуры и природы Лаишевского края, историю села и православного храма села Ташкирмень,


Введение

В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент.

 В последнее время в образовательную практику вводится региональный компонент в структуре государственного образовательного стандарта.

 На региональный компонент выделяется 10-15% времени, что создает условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса.Национально-региональный компонент является важным составляющим содержания современного школьного образования. В числе основных его задач — приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории.

Введение регионального компонента на уроке – одно из важных средств в подготовке учащихся к жизни, в формировании чувства хозяина, знающего и любящего свой край, город и умеющего сохранить и приумножить их богатые культурные традиции.

Национально – региональный компонент реализуется и во внеклассной работе. Традиционной в нашей школе стала неделя национальной культуры, в рамках которой проходит очень много различных мероприятий: классные часы на различные темы, конкурсы – путешествия, стихов, рисунков, экскурсии в музеи, библиотеки и многое  другоеНо с культурой татарского народа, и его традициями, природой родного края знакомлю детей не только на неделе национальной культуры, а в течение всего учебного года. Это экскурсии в различные музеи и примечательные места Лаишевского края, кроме того, на уроках окружающего мира вводятся разноуровневые творческие задания, которые способствуют формированию оценочных суждений у детей. Учащиеся готовят рефераты и презентации на темы: «Растения Татарстана», «Животные Лаишевского района», «Водоёмы родного края». ».Используя в своей работе национально – региональный компонент я

стараюсь приобщать своих учеников к национальной культуре, воспитывать у ребёнка чувство патриотизма, нравственности, гордости за духовные богатства своей малой Родины.







Класс:

3

Предмет:


Окружающий мир


Тип урока:

Открытие новых знаний

Форма занятия:


виртуальная экскурсия


Тема:

Виртуальная экскурсия по родному краю «Нет ничего милей и краше, чем родная сторона –наша»

(достопримечательности Лаишевского района)


Цель:

расширить знания учащихся о родном крае, ознакомить с историей, достопримечательностями Лаишевского района.

способствовать воспитанию правильного отношения к нашей истории, к вечным ценностям, которые нужно сохранить для будущих поколений;

воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за родное село, его коренных жителей – кряшен.

развивать познавательную активность школьников, желание охранять и приумножать природные достопримечательности села.



Задачи:

Развивающая овладение навыками современных информационных технологий, развитие коммуникативных компетенций, творческих способностей учащихся; развитие познавательного интереса к историко-культурному наследию Лаишевского края.

Воспитательная - -зажечь искорку любви и интереса к жизни родного края, к его истории и достопримечательностям - воспитывать патриотичность, чувство долга и ответственности за судьбу родного края.

-воспитание толерантности, уважения к ценностям других народов, культур, понимание неповторимости и уникальности каждого изучаемого храма.

-обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности.





Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Освоение доступных знаний об истории родного Отечества

Познавательные:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую, пересказывать; делать выводы

Регулятивные:

Развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с дополнительным материалом

Определять и формулировать цель деятельности занятия

Коммуникативные:

Уметь работать в группе, рассказывать о полученном результате работы

Уметь эффективно распределять обязанности при работе

Личностные

Развитие эмоционально- нравственной отзывчивости, доброжелательности.

Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.

Осознание своих возможностей в учении.


Оборудование:




Методы:


ИКТ- презентация, проектор, интерактивная доска, доска.

Карточки для рефлексии.



рассказ учителя, выступления учащихся, беседа, демонстрация презентации



Ход занятия

Задачи этапа урока

(вида работ)

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I. Вступительная часть


Организационный момент.


(Создать благоприятный психологический климат в классе)




Мотивация к деятельности

(Мотивировать учащихся на изучение темы.)





Сегодня на уроке желаю вам быть внимательными и активными участниками.. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать.

Дети читают пословицу:

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю» (Пословица записана на доске)

Рефлексия.

Я хочу узнать ваше настроение.

У вас на парте лежат листочки, напишите на этом листочке своё имя и фамилию.

- Если у вас хорошее настроение нарисуйте солнышко, если у вас настроение не хорошее и не плохое нарисуйте ёлочку, если ваше настроение плохое или вам грустно нарисуйте тучку. Переверните листочки и отложите на середину стола, они нам пригодятся в конце занятия.

Сообщение темы.

- Путешествие – это всегда познание и постоянный поиск.

Сегодня я приглашаю вас к путешествию – путешествию тропинками вашей малой родины – края, где вы родились и живёте, где вам всё дорого и знакомо с раннего детства, где вам легко дышится.

Мы заглянем с вами в каждый уголок нашего родного села Ташкирмень. Путешествуя, вы узнаете об истории своего родного края, природе родного края, его культурных и архитектурных памятниках. Образ родных мест – всегда в нашем сердце.

Родной край – это «корень» рода человеческого. Как растение не может жить без корня, так и человек должен его иметь.


Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.


Отмечают своё настроение.




Принимают задачу.





Узнают тему занятия, принимают условия работы.


Личностные:

Формирование осознанного, уважительного и

доброжелательного отношения к другому

человеку, его мнению, готовности и

способности вести диалог с другими людьми и

достигать в нем взаимопонимания;

Метапредметные:

Регулятивные УУД

Формирование умения организовывать свою

деятельность

Коммуникативные УУД

Умение участвовать в работе группы,

распределять роли, договариваться друг с

другом.

II. Основная часть

Учитель

Я думаю, что каждый из вас, проживая свой отрезок времени, увидел в своей малой Родине какое – то чудо, которое его восхитило, поразило. Вспомните об этом и поделитесь.

Сегодня каждый из вас станет великим ученым, который сделает открытие и поведает о нем перед научным советом. Это открытие приведет его к славе и он оставит свой след на этой земле. Каждый из вас будет работать с материалом, который вам дан. Ваша задача - раскрыть перед научным сообществом ваше открытие и запечатлеть его на «Карте Чудес». Мы с вами первооткрыватели такой карты. А наши потомки будут продолжать наше дело, ибо чудеса на нашей Земле никогда не закончатся.


Исследовательская работа.

Рассматривать и знакомиться с чудесами нашего края мы будем с учетом ваших интересов. Перед вами несколько слов, каждый выберите то, которое вам ближе:

-история моего села

-природа края ,вода

-история Лаишевского района

- памятники архитектуры

Участники выбирают и получают свои материалы, с которыми работают.


Представление своих проектов.

Каждый участник представляет открытое им «чудо» Лаишевского района и вешает на карту чудес.


1.Ученик

Село моё – жемчужина Лаишевского района

Здесь водный край

И ценные рыбные запасы.

Ташкирмень мне очень дорога.

Село  Ташкирмень  находится  в  Лаишевском  районе  Республики  Татарстан.  По 

материалам  археологов,  Ташкирмень  является  очень  древним поселением.

Слово  «Ташкирмень»  —  буквально  обозначает  каменную  крепость 
У  села  Ташкирмень  обнаружены  валы  древнего  городища.  Рядом  с  крупным 

городищем  располагалось  малое  городище.    Население  деревни  маленькое  городище называет  «Бишек  тay»  («Колыбель гора»),  а  большое   «Кала  башы»  («Главная  крепость»).  По  народным  преданиям, 

здесь  в  очень  древние  времена  велись  ожесточенные  бои,  в  результате  чего большинство  населения  было уничтожено. 

Сегодня  в  селе  Ташкирмень  в  основном  живут  представители  этнографической  группы  татарского  народа  —  кряшены слайд1

Ученик

-В нашем селе есть большой и красивый храм

Строительство каменного храма в с. Ташкирмень было начато в 1895 году по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского и по инициативе Братства Святителя Гурия и заведующего Центральной крещено-татарской школой о. Тимофея Егорова, чтобы жившие в селе крещеные татары могли участвовать в богослужениях на родном языке. Строительство велось на пожертвования благотворителей (одно из пожертвований сделал праведный Иоанн Кронштадтский), но все же из-за нехватки средств было довольно долгим. Работы в основном завершились в 1912 году, а в 1914 году храм был освящен в честь святителя Гурия Казанского. В советские годы храм был закрыт и вновь возвращен верующим только в 1999 году и освящен Архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием в честь Всех святых земли Казанской. В 2005 году в восстановленной церкви возобновились богослужения. В настоящее время службы в храме совершаются в воскресные и праздничные дни. Слайд 2

2.Лаишевский район слайд3

Лаи́шевский райо́н — муниципальный район в центральной части Республики Татарстан. По своему самому известному уроженцу - выдающемуся российскому поэту Г. Р. Державину - район часто неофициально именуется Державинским краем.Район имеет берега рек Волга и Кама к северу от их слияния. Райцентр — город Лаишево.

История

Образован 14 февраля 1927 года. Упразднён 1 февраля 1963 года,с передачей территории в состав Пестречинского района. Восстановлен 12 января 1965 года.

 Экономика

Основой экономики района является сельское хозяйство. Выращиваются яровая пшеница, озимая рожь, ячмень, овёс, горох. Выведен популярный сорт матюшинских помидор.Развито мясо-молочное скотоводство, звероводство и пчеловодство.

Главные промышленные предприятия находятся в Лаишево. Действуют Лаишевский», молочный завод, Лаишевский пищекомбинат, Лаишевский рыбозавод и др. В районе добывается известняк для строительной промышленности.

Вблизи села Столбище находятся птицекомбинат «Юбилейный» и международный аэропорт «Казань», к которому по территории района идёт линия аэроэкспресса.

 Юго-западная граница района проходит по живописным водным ресурсам республики: рек Волги, Камы, Куйбышевского водохранилища.

На Лаишевской земле родился известный писатель, поэт и государственный деятель Г.Р.Державин, имя которого носят село, центральная площадь и Дом народного творчества в г.Лаишево.На территории района расположен Волжско-Камский Государственный заповедник.

3.ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ЛАИШЕВСКОГО РАЙОНА

  1.  РЕКА МЕША   - памятник природы.

Длина реки 204 км. Площадь водосбора 4180 кв. км.

Местоположение: Кукморский, Лаишевский, Пестречинский, Сабинский, Арский районы РТ.

Исток - с. Ятмас-Дусай Кукморского района РТ,

Устье у с. Карадули Лаишевского района РТ.

Характеристика реки и его значение: Ширина реки 2,0 - 10 м, глубина 0,2 - 2,0 м, скорость течения 0,2 - 0,6 м/с. Меша принимает 54 притока. Река средней водности. Имеет хозяйственное значение.

Меры охраны: Соблюдение режима особой охраны территории памятника природы. Ограничение сброса сточных вод промпредприятий, соблюдение требований .

Слайд4

ВОЛЖСКО-КАМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАПОВЕДНИК (САРАЛОВСКИЙ УЧАСТОК)

Статус: государственный заповедник.

Площадь: 4170 га.

Местоположение: Лаишевский район РТ. В 60 км южнее г. Казани. Рядом с д. Тат. Саралы.

Характеристика и значение: Естественный лесной массив на левобережной террасе р. Волги, состоящий из сосняков и липняков и небольших участков степной растительности (Лысая гора). Флора заповедника насчитывает 502 вида высших сосудистых растений, из которых 54 занесены в Красную книгу РТ. Фауна насчитывает около 300 видов, из которых 24 вида позвоночных, 2 вида амфибий, 3 вида рептилий, 35 видов птиц и 10 видов млекопитающих занесено в Красную книгу РТ. Имеет научное значение.

Меры охраны: Согласно установленного режима Волжско-Камского государственного заповедника.

 ОЗЕРО СТОЛБИЩЕ

Статус: памятник природы.

.Площадь: 6,6 га.

Местоположение: Лаишевский район РТ, западнее с. Столбище.

Характеристика и значение: Длина 500 м, ширина 180 м, средняя глубина около 2 м. Карстовое, продолговатое, с устойчивым подземным питанием. Имеет хозяйственное, научно-познавательное и эстетическое значение.

Меры охраны: Соблюдение режима особой охраны территории памятника природы. Соблюдение требований " ".

Слайды5-6

4.Памятники архитектуры


ХРАМ  ПОКРОВА  БОГОРОДИЦЫ  -  СЕЛО  СОКУРЫ    

   Церковь деревянная, построена в 1895 году на средства прихожан и купца Павла Васильевича Щетинкина в честь Покрова Пресвятой Богородицы, однопрестольная.
После рволюции 1917 года церковь работала мало, окончательно закрыта в 1936 году. Использовалась как зернохранилище. С 1960-х годов в ней располагался клуб.
После передачи Казанской епархии освящена 18 апреля 1995 года архиерейским чином. С этого времени в ней совершаются богослужения.

ХРАМ  РОЖДЕСТВА  БОГОРОДИЦЫ  -  СЕЛО  ШУРАНЫ 

Об истории самого храма известно не многое. Сам приход возник в XVII в., тогда в селе стояла деревянная церковь, а позже на ее месте появился нынешний кирпичный храм. Здание церкви построено в стиле барокко: симметричная композиция, традиционное построение объемов по типу восьмерик на четверике.Также храм имел четырехъярусную колокольню и два придела: во имя Преподобного Сергия Радонежского и во имя Святителя Николая ЧудотворцаК церкви Рождества Христова относился также Троицкий храм в соседнем селе Полянка, а приход церкви в начале XX века, помимо села Шуран и Полянка, составляло также поселение Сорочьи горы. Дата закрытия храма точно не известна, историки полагают, что это произошло не позднее 1930 года. Ныне существующий в селе Шуран молитвенный дом открыт с 2005 года. Слайды 7-8

СЕЛО  НИКОЛЬСКОЕ  -  ФОЛЬКЛОРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ  КАРАВОН     

Фестиваль русского фольклора "Каравон" родился на основе престольного праздника в селе Русское Никольское Лаишевского района и благодаря одноименному фольклорному ансамблю, который существует уже 17 лет.Праздник «Каравон» имеет более чем трехсотлетние исторические корни. В селе Никольское праздник отмечается в течении трех дней: начавшись с церковной службы в сельском храме он переходитв дома к семейным праздничным столам, а затем – на улицу, где устраиваются гулянья и хоровод – каравон.слайд 9

Заключительная часть

Учитель:

Наш район –многонациональный. .Все живут в мире и согласии. Знаете ли, какие национальности самые многочисленные ? Правильно, это русские , татары, чуваши, кряшены. А давайте узнаем, каких вы национальностей.

Кто из вас русские? Встаньте. Кто татары? кряшены? Чуваши?

У каждого есть свой национальный костюм. Найдите здесь русский костюм, татарский, чувашский, мордовский.

Наш район богат знаменитыми людьми. Это и наши защитники, ветераны ВОВ , ученые, поэты. Мы любим свой край, свое село – с современным дизайном улиц и площадей, обилием зелени, великолепием цветников, гармоничным синтезом шума новостроек, домашнего уюта и деревенской тишины. Это наш общий дом. И никакие чудеса мира не затмят красоты малой родины.-Кто захочет сегодня поделиться своими впечатлениями от услышанного на уроке с родителями, друзьями?

Итог занятия:

- Чему учились на занятии?  

Что вас особенно заинтересовало на уроке?

Рефлексия

Наш урок подошёл к концу, и мне бы хотелось узнать ваше мнение об уроке, но вы его выскажите сделав поделку.

Вам предстоит сделать солнышко, которое заглянуло в наше окно

Лучики:

Жёлтый –понравился

Оранжевый – понравился , но не всё

Розовый – не понравился

Улыбка:

Доволен своей работой на уроке

Я справился, но могу лучше

Не доволен своей работой на уроке


Отвечают на вопросы учителя.



Слушают учителя.










Отвечают на вопросы учителя.







Формулируют вывод.

Высказывают свою точку зрения.





Отвечают на вопросы.




Отвечают на вопросы.



Слушают учителя.













Слушают рассказ учителя. Читают заповеди






Отвечают на вопросы учителя.






Делятся своими впечатлениями, чувствами и переживаниями.


Отвечают на вопросы.




Работают в парах.









Отвечают на вопросы учителя.





Делятся своими чувствами,

Переживаниями и точкой зрения.


Формулируют вывод.


Читают правила

Личностные: Формирование патриотического отношения к красоте родной края, гордости за историческое наследие России. Метапредметные: Регулятивные УУД • Формирование умения организовывать свою деятельность Коммуникативные УУД Умение организовывать учебное взаимодействие в группе































Личностные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе образовательной деятельности; Метапредметные: Регулятивные УУД Формирование умения организовывать свою деятельность Формирование умения оценивать достигнутые результаты Познавательные УУД Умение вступать в дискуссию, объяснять, доказывать; Коммуникативные УУД Умение организовывать учебное взаимодействие в группе; Умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения Умение участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Предметные: Различать устройство православных храмов.










Личностные: Формирование коммуникативной

компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе образовательной деятельности; Метапредметные: Познавательные УУД Умение защищать свои идеи на основе полученных теоретических знаний; Коммуникативные УУД Умение организовывать учебное взаимодействие в группе;



















Приложение1

Экскурсия к храму Всех Казанских Святых с.Ташкирмень



t1578566072aa.jpg t1578566072ab.jpg









Храм Всех Казанских Святых с.Ташкирмень

t1578566072ac.jpgt1578566072ad.png t1578566072ae.jpg









































ЗЗзззз





t1578566072af.gif

Звонница храма

t1578566072ag.jpg





Ташкирменское городище Заповедник



t1578566072ah.jpgt1578566072ai.jpg













ХРАМ  РОЖДЕСТВА  БОГОРОДИЦЫ  -  СЕЛО  ШУРАНЫ  ХРАМ  ПОКРОВА  БОГОРОДИЦЫ  -  СЕЛО  СОКУРЫ    

t1578566072aj.jpg t1578566072ak.jpg

t1578566072al.jpgСЕЛО  НИКОЛЬСКОЕ  -  ФОЛЬКЛОРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ  КАРАВОН

Приложение2

Литература.

Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания»

Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения»

Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей школьного возраста».

М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание школьников».

Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина».

И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание школьников через музейную педагогику».

З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»

Материалы Интернет.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Голдина Лилия Вильевна, 11.01.20 в 17:12 1Ответить Пожаловаться
Евгения Руслановна, спасибо за предоставленный ресурс. В конспекте Вы указываете слайды, а презентации в работе нет. Может быть стоит добавить?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.