Урок окружающего мира на тему «Путешествие по родному краю» (2 класс)
Ход занятия
Этапы занятия |
Задания каждого этапа |
Коментарии |
Организаци онный момент Цель – активизировать учащихся. 2. Актуализаия знаний 3.Целепологание 4.Презентация Проектов 5. Рефлексия |
Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог здоровья и успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Сегодня мы с вами отправимся в необычный познавательный поход. Ребята, а зачем люди ходят в походы? Какими качествами должны обладать участники похода? Попробуйте определить тему нашего похода, прослушав стихотворение: (читает ученица ) Лучше нет родного края! Жура-жура-журавель! Мы спросили журавля: Где же лучшая земля? - Ребята, как вы понимаете слово край? - Где мы можем узнать толкование слова край? - Как вы думаете, чему будет посвящен наш поход? Дайте ему название. - Действительно, тема нашего урока «Путешествие по родному краю», т.е. части страны, где проживаем мы с вами. Побуждение к высказыванию своего мнения. – На какие вопросы вам предстоит сегодня ответить? - Что бы вы как путешественник хотели рассмотреть в родном крае, о чём узнать? (Чем в нашем крае можно гордиться? Чем богат наш край?) - Постараемся найти ответы в ходе нашего путешествия. - Итак, отправляемся в поход, а что нам для этого понадобится? (В путь мы, как истинные путешественники, возьмем карту и наши знания, и постараемся все рассмотреть повнимательнее и запомнить). Перед походом проведем разминку. Хором дополните предложение. Наша большая Родина - … Наша столица … Жителей страны называют … Кто руководит нашей страной … Как называется наша область … В каком районе мы живем … Какой юбилей отметила НСО в 2017г … Сколько лет исполнилось Тогучинскому району в 2017г … Работа с картой (слайд 2) -Посмотрите это карта Новосибирской области. Покажите на карте наш Тогучинский район. -Давайте поместим карту нашего района на доску. Покажите села, в которых вы живете. Назовите. Начнем наш поход. Ученики поют песню и маршируют на месте У похода есть начало, Ты никогда, пожалуйста, Все рассаживаются Наша первая остановка с. Вассино 1 группа: с. Вассино ученик : Родное село. В нем все привычное, знакомое, дорогое. Мое село не город и не столица. Это небольшое уютное село с замечательным названием Вассино. ученик: Моему селу около трехсот лет. Оно раскинулось по берегам двух речушек Изылы и Курундус. Со всех сторон село защищают леса. Красивы эти места, богаты грибами и ягодами. Вокруг села много строительного камня. ученик: Делая проект я много узнала о истории своего села. Вассино было районным центром. В селе стояла большая церковь, куда съезжались со всех сел на праздники. Была большая базарная площадь. Была построена школа. После войны построили электростанцию. Нигде в округе не было электричества, а вот вассинцы создали такое «чудо» своими руками. Сейчас на этом месте водопад - любимое место отдыха жителей села. ученик: В каждом селе есть памятные места. В нашем селе – это родник, водопад, мурлыткина гора. ученик: Жители нашего села защищали нашу страну во время Великой Отечественной войны. В центре села памятник погибшим жителям. С войны не вернулось 130 человек. 9 мая жители вспоминают страшную войну. Варят и едят солдатскую кашу. ученик: История жизни композитора - песенника Николая Михайловича Кудрина началась в селе Вассино. Здесь 19 декабря 1927 года родился и жил до семилетнего возраста. Знаменитую песню «Деревенька» посвятил своей малой родине. В 2006 году на малой родине композитора установили мемориальную доску, отдавая дань памяти, уважения мастера. Учащиеся слушают песню «Деревенька моя» 1 куплет Удивительна природа нашего края. Красива и добра к человеку и дарит нам много радости и здоровья. Особенно хороши хвойные леса (боры), окружающие Пойменное и Вассино. Они посажены более 40 лет назад учениками и учителями школы. (слайды Ученик: Приглядись, красота-то какая! Бор сосновый и даль голубая, На лугах иван-чай и душица, На полях поспевает пшеница. Ученица: Ребята! Смотрите, загадочная полянка! Сядем рядышком на травку, С вами вместе посидим, Загадаем вам загадки, Кто смышлёней-поглядим. Учащиеся 2 группы загадывают загадки. Высоконько стоит Будет избушкой. (сосна) Будто снежный шар бела, А когда пора настала, Никто её не пугает Она всё равно дрожит. (осина) Весной зеленела Летом загорела. Осенью надела Русская красавица Стоит на поляне В зелёной кофточке, В белом сарафане. (береза) Зимой и летом одним цветом. (ель) Вроде сосен, вроде ёлок, Очень разнообразен растительный и животный мир Новосибирской области. Часть занесена в Красную книгу Новосибирской области и России. Вы подготовили проектные работы по теме «Красная книга» Сейчас работая в парах будете по описанию находить животное занесенное в Красную книгу Новосибирской области. На карточке в пустое окошко вы должны наклеить нужную картинку. Игра «Лото» Приложение №2 Крупная птица на длинных ногах. Голова, шея, верхняя часть спины и хвост черные с зеленым или фиолетовым металлическим блеском. Грудь, брюхо, подхвостье и подмышечные перья белые. Кольцо вокруг глаз, клюв и ноги красные. Тело обтекаемой формы, вытянутое, гибкое; голова относительно небольшая, незаметно переходящая в длинную толстую шею. Хвост длинный мускулистый. Окраска однотонная – коричневая или серовато-бурая. Длина тела 63-50 см. Очень крупная сова с размахом крыльев более полутора метра и весом 3-4 кг. Оперение мягкое, рыхлое, рассчитано на бесшумный полет. Характерны хорошо развитые перьевые «уши», направленные в стороны. Мощные лапы оперены до когтей. Тело небольшого размера. Иглы тонкие и короткие. Ушные раковины очень подвижные и большие, отогнутые вперед, они закрывают глаза. Наш поход продолжается (проигрыш припева) Инсценировка Устинья (мать) - Господи! Боже! И куда нас нелегкая занесла? Иван (сын) – А что? Хорошо вокруг! Что тятя? Тут и осядем? Отец – Тут и осядем! Выгоды есть. Перво-наперво место, видимость во все стороны. Лес-то вырубим вокруг, избу, амбар, баню срубим. И зверь, и ягоды под рукой. Иван – Ой,- маманя, а ты знаешь, какая вода в ручье вкусная, холодная, аж зубы сводит. Устинья – от добра добра не ищут. Давайте, ребята, балаган к ночи ставить. Алешка, хворосту припаси. Отец – А ты, Иван, топором зарубку сделай вон на той березе - 1907 год. 1 ученик: История сел Каднихи и Марая похожа. Им больше 100 лет. Села построили переселенцы из европейской части России в 1907 году. Когда люди приехали на отведенные им земли, они увидели леса, непроходимые чащи, болота. Новую жизнь поселенцы начали с того, что стали рубить лес и строить дома. 2 ученик: В Марае и Каднихе есть чудо, сотворенное руками человека – колодцы – журавли. Они – ровесники своих сел. И до сих пор поят их жителей студеной, чистой водой. А мы отправляемся дальше. (проигрыш припева) 3 группа: с. Пойменное ученик: Моя деревня, как невеста Голубоглаза и стройна, Во всей округе всем известно: Хлебами славится она.
И молоком парным пахучим, И свежим мясом сортовым, Природой пышной и могучей, Народом добрым и простым. Это стихотворение написано поэтом – земляком Михаилом Федоровичем Ливарским. ученик: В марте 1934г по приказу Новосибирского треста Союз зерно образован совхоз «Политотделец». Отделение было построено около небольшой речушки Изылы. В 1937 году построили школу и кирпичный завод. Кирпич нужен был для строительства домов. В село прибывали люди, переселяемые из Свердловской области, Ярославской, Кировской и других. ученик: В 1941 году мирный труд прервала война. В центре села находится памятник погибшим. В праздничные дни школьники несут вахту памяти. ученик: За последние годы хозяйство держит первое место в районе по итогам животноводства. По итогам уборки урожая за высокие показатели хозяйство имеет много разных наград. ученик: В нашем селе есть больница, детский сад, дом культуры, находится администрация Вассинского совета. ученик: В селе Пойменное расположена средняя школа. Она большая и просторная. В школу приезжают учиться дети из пяти поселков. Здесь мы получаем знания, посещаем разные кружки Ребята, внимание! Смотрим на экран. Начинается фото викторина «Где эта улица, где этот дом?» По фотографиям попробуйте определить села, в которых расположены данные объекты. - Вот и подошёл к концу наш поход. - У меня в руках узелок. Как вы думаете, что это такое? - Откуда эта земля? - Некоторые люди, уезжая надолго из родных мест, берут с собой горсть земли. Как вы думаете, для чего? - Наш родной край – Тогучинский район. Очень красивый край, хочется, чтобы мы все им гордились. Продолжите четверостишие: Наш край родной, Мы __________ тобой! Спасибо всем участникам нашего путешествия. Думаю, что те знания, которые вы получили сегодня, прибавили вам гордости за то место, в котором мы с вами живем. Сегодня мы лишь слегка прикоснулись к истории нашего края. Начатое путешествие мы продолжим на следующих занятиях, и наша походная песня поможет в этом, всегда будет рядом. Но не сделаешь ни шагу, Сразу выбьешься из сил, Если стойкость и отвагу В трудный путь не захватил... Припев: Ты никогда, пожалуйста, На белый свет не жалуйся, Он переполнен тайнами Необычайными... Пронесём мы через годы Всё, что начато с игры - Наши дальние походы И весёлые костры… |
Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) Вызов на положительные эмоции Включаю учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Учащиеся участвуют в диалоге, учатся стоить свою речь. Используется метод побуждающего диалога. Работая с картой учащиеся находят села, вывешивают таблички с.Пойменное. с Вассино Учащиеся представляют проект о селе подготовленный на занятиях по краеведению Создаю условия для формирования умений работать в паре. Описания взяты из проектных работ учащихся на доску вывешиваются таблички «Кадниха», «Марай» Обеспечиваю эмоциональное восприятие материала. Создаю условия для повышения мотивации. Выступление сопровождается презентацией. Выступление сопровождается презентацией У меня в руках узелок с горсткой земли. Разворачиваю узелок и спрашиваю: |