Вводный урок с применением проектной деятельности по окружающему миру «Путешествие в тёплые края»
Вводный урок с применением проектной деятельности по окружающему миру
Класс: 2.
Тема: Путешествие в тёплые края.
Цель урока: самостоятельно подготовить доклады про природные зоны жаркого пояса и раскрыть их особенности.
Планируемые результаты:
Личностные:
- умение понимать смысл учения;
- способствовать развитию кругозора;
- воспитывать любовь к природе и животному миру.
Предметные:
- умение различать природные зоны;
- умение отличать природные особенности жаркого пояса;
- умение работать с картой.
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение ставить цель совместно с учителем;
- умение организовать собственную деятельность и деятельность напарника;
- умение контролировать и корректировать собственную деятельность.
Познавательные:
- умение работать с учебником, картой;
- умение анализировать полученную информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи.
Коммуникативные:
- умение работать в группе;
- умение распределять роли и выполнять обязанности в соответствии с ролью;
- умение строить высказывания в соответствии с вопросом;
- умение выражать свою точку зрения и защищать её.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал на группы, карточки с заданиями, ватман, листы А4, цветные карандаши, листы картона, цветная бумага, пластилин, иллюстрации животных.
Ход урока.
Организационный момент.
Деление учащихся на группы. Распределение ролей.
Актуализация знаний.
Решение тестовых заданий на карточках «Природные зоны».
Перечисли природные зоны холодного пояса_________________________________ К какому поясу относится Тайга? ____________________________________________ Соедини название деревьев и природную зону. Лиственные леса Тайга Берёза Ель Сосна Клён Дуб Лиственница Что является основным питательным источником в зоне Тундры? ________________ Кто обитатели степей? Напиши три представителя. _____________________________ |
Обсуждение в группах, Ораторы выступают.
Распределение карточек с заданием. Постановка цели работы.
Первая группа. Тропическая пустыня.
Вторая группа. Прекрасные Саванны.
Третья группа. Загадки оазиса.
Четвертая группа. Засушливые пустыни.
Пятая группа. Опасности в пустыне.
Каждая группа получает раздаточный материал, ватман и листы А4.
Выполнение работы.
Каждый в группе выполняет свою работу, которая у них распределена.
1 роль – чтец. Читает информацию, все в группе её анализируют.
2 роль – учёный. Выделяет главную информацию, обсуждает со всеми основные моменты текста.
3 роль – иллюстратор. Подбирает иллюстрации и рисует оформление работы.
4 роль – писарь. Заполняет работу в соответствии с выделенной информацией.
5 роль – оратор. Выступает с защитой проекта. Остальные – помощники.
Защита работы.
Первая группа. Тропическая пустыня.
Итог работы: подготовлен материал по теме, выполнена творческая работа. Раскрыты особенности климата, растительного и животного мира.
В Северном и Южном полушариях находится зона тропических пустынь. Здесь нет постоянных рек, а огромные площади занимают лишь развеваемые пески, нагромождения камней. Воздух пустынь настолько горячий и сухой, что дождь нередко испаряется, ещё не достигнув земли, а влага, которая всё же попадает на поверхность, мгновенно исчезает. Днём над пустыней ярко светит солнце и стоит испепеляющая жара (в Сахаре, например, около 50 °C). Ночью земная поверхность быстро остывает и температура может упасть до 5 °C. В пустынях могут произрастать только растения, способные развиваться в экстремальных условиях засухи и высоких температур.
Вторая группа. Прекрасные Саванны.
Итог работы: раскрыты особенности Саванн, разобран животный и растительный мир в её разнообразии.
Саваны – это природная зона, что встречается преимущественно в субтропиках и тропиках. Самой важной чертой этой полосы является влажный сезонный климат с ярко выраженной сменой сезона засухи и дождей. Самая большая зона саваны находится в Африке, она занимает около 40% площади этого материка. Мир саванны Африки представлен такими животными: зебры, жирафы, антилопы, носороги, слоны, леопарды, гиены, львы и другие.
Третья группа. Загадки оазиса.
Итог работы: раскрыто понятие «оазис», что скрывает это понятие.
Оазис- это расположенный участок территории естественного водоёма островок растительности в пустыне. Оазисы могут существенно различаться по величине и характеру, от небольших прудов, окаймлённых финиковыми пальмами до целых городов с сельскохозяйственной деятельностью и промышленностью. Оазисы образуются благодаря подземным рекам или водоёмам, вода в которых способна достичь поверхности земли вследствие достаточного собственного давления или при помощи источников, организованных человеком.
Четвертая группа. Засушливые пустыни.
Итог работы: выполнение работы, раскрытие основных проблем зоны пустынь. Выполнение макета пустыни. Раскрытие способов борьбы с засухой.
Пустыни — сухие пространства с высокими температурными показателями и низкой влажностью. Исследователи считают подобные места на земле территориями географических парадоксов. Географы и биологи утверждают, что сами пустыни — это и есть главная экологическая проблема Земли, вернее опустынивание.
Экологические проблемы: Недостаток воды, сильное испарение и пыльные бури, засоление, пыльные и песчаные бури, пыльные чаши, засорение, накопление отходов, эксплуатация и загрязнение человеком при добыче полезных ископаемых, сокращение площади, занятой растениями пустыни, обеднение фауны. Утрата биоразнообразия.
Пятая группа. Опасности в пустыне.
Итог работы: самый опасный житель – скорпион. Многообразие видов, его опасность. Выделение способов защиты.
Скорпион - насекомое, описание которого может заинтересовать любого человека. Длина его тела 10-20 см. Он имеет две большие клешни и ядовитую железу, находящуюся на конце хвоста. Скорпион - насекомое ночного образа жизни. Увидеть его днем практически невозможно, так как он предпочитает выходить на охоту только в ночное время. Под покровом темноты он ловит свою добычу большими клешнями. Если же та пытается вырваться, парализует ее своим ядом. Очень многие задаются вопросом: скорпион – это насекомое или животное? Несмотря на маленькие размеры, жесткий панцирь, много ног он не относится к насекомым. Его причисляют к паукообразным.
Обсуждение результатов, подведение итогов.
Ответы на основные вопросы. Учащиеся в группах формируют резюме услышанного.
Нигириш Светлана Владимировна