Вводный урок с применением проектной деятельности по окружающему миру «Путешествие в тёплые края»
Вводный урок с применением проектной деятельности по окружающему миру
Класс: 2.
Тема: Путешествие в тёплые края.
Цель урока: самостоятельно подготовить доклады про природные зоны жаркого пояса и раскрыть их особенности.
Планируемые результаты:
Личностные:
- умение понимать смысл учения;
- способствовать развитию кругозора;
- воспитывать любовь к природе и животному миру.
Предметные:
- умение различать природные зоны;
- умение отличать природные особенности жаркого пояса;
- умение работать с картой.
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение ставить цель совместно с учителем;
- умение организовать собственную деятельность и деятельность напарника;
- умение контролировать и корректировать собственную деятельность.
Познавательные:
- умение работать с учебником, картой;
- умение анализировать полученную информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи.
Коммуникативные:
- умение работать в группе;
- умение распределять роли и выполнять обязанности в соответствии с ролью;
- умение строить высказывания в соответствии с вопросом;
- умение выражать свою точку зрения и защищать её.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал на группы, карточки с заданиями, ватман, листы А4, цветные карандаши, листы картона, цветная бумага, пластилин, иллюстрации животных.
Ход урока.
Организационный момент.
Деление учащихся на группы. Распределение ролей.
Актуализация знаний.
Решение тестовых заданий на карточках «Природные зоны».
|
Перечисли природные зоны холодного пояса_________________________________ К какому поясу относится Тайга? ____________________________________________ Соедини название деревьев и природную зону. Лиственные леса Тайга Берёза Ель Сосна Клён Дуб Лиственница Что является основным питательным источником в зоне Тундры? ________________ Кто обитатели степей? Напиши три представителя. _____________________________ |
Обсуждение в группах, Ораторы выступают.
Распределение карточек с заданием. Постановка цели работы.
Первая группа. Тропическая пустыня.
Вторая группа. Прекрасные Саванны.
Третья группа. Загадки оазиса.
Четвертая группа. Засушливые пустыни.
Пятая группа. Опасности в пустыне.
Каждая группа получает раздаточный материал, ватман и листы А4.
Выполнение работы.
Каждый в группе выполняет свою работу, которая у них распределена.
1 роль – чтец. Читает информацию, все в группе её анализируют.
2 роль – учёный. Выделяет главную информацию, обсуждает со всеми основные моменты текста.
3 роль – иллюстратор. Подбирает иллюстрации и рисует оформление работы.
4 роль – писарь. Заполняет работу в соответствии с выделенной информацией.
5 роль – оратор. Выступает с защитой проекта. Остальные – помощники.
Защита работы.
Первая группа. Тропическая пустыня.

Итог работы: подготовлен материал по теме, выполнена творческая работа. Раскрыты особенности климата, растительного и животного мира.
В Северном и Южном полушариях находится зона тропических пустынь. Здесь нет постоянных рек, а огромные площади занимают лишь развеваемые пески, нагромождения камней. Воздух пустынь настолько горячий и сухой, что дождь нередко испаряется, ещё не достигнув земли, а влага, которая всё же попадает на поверхность, мгновенно исчезает. Днём над пустыней ярко светит солнце и стоит испепеляющая жара (в Сахаре, например, около 50 °C). Ночью земная поверхность быстро остывает и температура может упасть до 5 °C. В пустынях могут произрастать только растения, способные развиваться в экстремальных условиях засухи и высоких температур.
Вторая группа. Прекрасные Саванны.

Итог работы: раскрыты особенности Саванн, разобран животный и растительный мир в её разнообразии.
Саваны – это природная зона, что встречается преимущественно в субтропиках и тропиках. Самой важной чертой этой полосы является влажный сезонный климат с ярко выраженной сменой сезона засухи и дождей. Самая большая зона саваны находится в Африке, она занимает около 40% площади этого материка. Мир саванны Африки представлен такими животными: зебры, жирафы, антилопы, носороги, слоны, леопарды, гиены, львы и другие.
Третья группа. Загадки оазиса.

Итог работы: раскрыто понятие «оазис», что скрывает это понятие.
Оазис- это расположенный участок территории естественного водоёма островок растительности в пустыне. Оазисы могут существенно различаться по величине и характеру, от небольших прудов, окаймлённых финиковыми пальмами до целых городов с сельскохозяйственной деятельностью и промышленностью. Оазисы образуются благодаря подземным рекам или водоёмам, вода в которых способна достичь поверхности земли вследствие достаточного собственного давления или при помощи источников, организованных человеком.
Четвертая группа. Засушливые пустыни.

Итог работы: выполнение работы, раскрытие основных проблем зоны пустынь. Выполнение макета пустыни. Раскрытие способов борьбы с засухой.
Пустыни — сухие пространства с высокими температурными показателями и низкой влажностью. Исследователи считают подобные места на земле территориями географических парадоксов. Географы и биологи утверждают, что сами пустыни — это и есть главная экологическая проблема Земли, вернее опустынивание.
Экологические проблемы: Недостаток воды, сильное испарение и пыльные бури, засоление, пыльные и песчаные бури, пыльные чаши, засорение, накопление отходов, эксплуатация и загрязнение человеком при добыче полезных ископаемых, сокращение площади, занятой растениями пустыни, обеднение фауны. Утрата биоразнообразия.
Пятая группа. Опасности в пустыне.

Итог работы: самый опасный житель – скорпион. Многообразие видов, его опасность. Выделение способов защиты.
Скорпион - насекомое, описание которого может заинтересовать любого человека. Длина его тела 10-20 см. Он имеет две большие клешни и ядовитую железу, находящуюся на конце хвоста. Скорпион - насекомое ночного образа жизни. Увидеть его днем практически невозможно, так как он предпочитает выходить на охоту только в ночное время. Под покровом темноты он ловит свою добычу большими клешнями. Если же та пытается вырваться, парализует ее своим ядом. Очень многие задаются вопросом: скорпион – это насекомое или животное? Несмотря на маленькие размеры, жесткий панцирь, много ног он не относится к насекомым. Его причисляют к паукообразным.
Обсуждение результатов, подведение итогов.
Ответы на основные вопросы. Учащиеся в группах формируют резюме услышанного.
Нигириш Светлана Владимировна