Конспект урока на тему «Путешествие по реке Клязьма»

1
2
Материал опубликован 30 March 2023 в группе

8


Путешествие по реке Клязьма.

Цель:

Создать условия для расширения знаний учащихся о Владимирской области.

Образовательные:

- формировать общее представление о старинных населённых пунктах построенных на берегах реки Клязьма;

- раскрыть значение названий населённых пунктов.

Коррекционно-развивающие:

-развивать умение работать с разными источниками ( иллюстрации, дополнительный материал),

- развивать умение работать с картой и учить находить на контурной карте исторические объекты.

Воспитательные:

воспитывать уважение к истории и прошлому Владимирской области.

Здоровьесберегающие:

- планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;

- соблюдать режим охраны здоровья, путём проведения динамической паузы.

Основные термины и понятия

Волок, усадьба.

Оборудование и материалы

Карта Владимирской области, контурная карта, мультимедийная презентация, видео.

Занятие – путешествие.

Комбинированное.


Ход урока.

(слайд 1)

В России протекает много рек больших и маленьких, полноводных и маловодных, глубоководных и мелководных. У каждой реки своя история, своё прошлое.

- Какие реки протекают по территории России ? (Волга, Нева, Обь…)

- Назовите реки, которые протекают в Камешковском районе? ( Клязьма, Нерль, Колокша, Судогда)

- Клязьма – одна из самых древних рек. Значительная часть ее протекает по древней Владимирской земле, являвшейся важной транспортной артерией Руси. На этой извилистой залеской реке стоят красивейшие древнерусские города.

На прошлом уроке мы с вами начали работать с контурной картой Владимирской области.

- Что мы отметили на карте? (Города)

- Покажите на карте какие города и посёлки построены на реке Клязьма? (Владимир, Ковров, Гороховец, посёлок Боголюбово).


- Что ещё мы уже отметили на карте? (реки, Нерль, Клязьма и трассу М 7)

- Покажите реки Нерль и Клязьма на карте?

Сегодня мы продолжаем работать с контурной картой, нам предстоит отметить на карте населённые пункты, которые в далёком прошлом были защитными крепостями и торговыми городами. Они выполняли для Руси важное политическое и оборонительное значение. Так же мы отметим усадьбы Камешковского района, которые были очень красивыми и богатыми.

Для этого мы совершим путешествие по реке Клязьме. Наше занятие будет называться «Путешествие по реке Клязьма».

(Слайд 1 клик 1)

(Слайд 2)

В конце урока вы объясните смысл высказывания.

Прочитаем его ( на доске)

«Самая главная и любимая река нашего края – хранит в себе немало исторических тайн, легенд и преданий».

Путешествуя по реке, мы посетим разные населённые пункты, расположенные на берегах реки. Побывав в каждом, мы ответим на вопросы.

Прочитаем их. (На доске)

1. Назовите, в каком районе находится населённый пункт или исторический памятник?

2. Кто построил или основал в этой местности населённый пункт или исторический памятник?

3. Почему так назван исторический объект?

Свой путь мы начнём из города Владимира, а закончим в городе Гороховец.

- Покажите на карте наш путь по реке Клязьме?

(Слайд 2 клик 1)

Прежде чем начать путешествие из Владимира я предлагаю составить историческую справку о городе. Вам нужно дописать текст.

(Слайд 3)

По основной версии, город был основан в 990 -992 годах князем __________________, а в 1108 году князь Владимир _________ расширил город и укрепил стены. Владимир стал столицей Северо-Восточной Руси при ________________. Город Владимир назван именем его основателя князя _________________.

(Слайд 3 клик 1,2,3,4,)

Прочитаем, что получилось

Теперь, выберем место, с которого мы начнём наш путь по реке Клязьме. Так как передвигаться мы будем по водному пути, который проложили наши предки в 10 – 12 веке, значит и поплывём мы именно с того мета, откуда начинался водный путь из города Владимира.

Обратимся к макету древнего города.

(слайд 4)

Известно, что входом в древней Владимир служили ворота. Ворот существовало несколько, каждые из них играли важную роль для города, одни из них дошли до наших дней.

- Назовите их? (Золотые ворота)

(Слайд 5)

(Слайд 6)

- Кроме Золотых ворот существовали ещё

(Слайд 6 клик 1)

Серебряные, Иринины, Медные, Торговые, Ивановские и Волжские ворота они находились на берегу реки Клязьма, через реку проходил мост, который соединял берега реки и служил переправой на другую сторону реки.

(Слайд 7)

Здесь находилась пристань. От неё свой путь начинали различные суда.

Вот мы начнём свой путь от Волжских ворот.

Волжские ворота были названы так не спроста. Существовал торговый путь, связывавший Клязьму и реку Волгу. Чтоб добраться до Волги корабли волоком перетаскивали по рекам.

- Что такое волок?

Волок — участок суши, обычно с перевалом, между двумя озёрами или реками, через который тащили суда — «волоком».

(Слайд 7 клик 1)

(Слайд 8)

Мы отправляемся в путь из Владимира по Клязьме и попадаем на слияние рек.

- Покажите его на карте и назовите реки? (Показ по карте)

( Нерль и Клязьма).

Обратите внимание на нашу контурную карту

- Какой населённый пункт расположен в этом месте?

( Посёлок Боголюбово)

Боголюбово находится в суздальском районе. Посёлок появился не просто так. Существует легенда. После смерти Юрия Долгорукого его сын Андрей поехал из Вышегорода во Владимир принимать княжение. С собой он взял икону Богородицы. Но по пути случилось невероятное.

Я предлагаю посмотреть видео сюжет.

(Просмотр видео 1)

- Что случилось в пути?

- Что попросила Богородица у князя?

(Слайд 9)

Князь выполнил своё общение и построил Свято-Боголюбский монастырь Рождества Богородицы, Церковь Рождества Богородицы, и дворец Андрея Боголюбского.

Ответим на вопросы.

1. Назовите, в каком районе находится населённый пункт или исторический памятник. (Суздальский район)

2. Кто построил или основал в этой местности населённый пункт или исторический памятник. (Андрей Боголюбский)

3. Почему так назван исторический объект. (Боголюбово – богом любимо, его выбрала Богоматерь)

А нам пора продолжать свой путь по реке Клязьме. С реки Клязьма мы можем видеть красивую церковь, которая стоит на реке Нерль, но этот памятник искусства нельзя не заметить.

(слайд 10)

- Как называется памятник? (Церковь – Покрова – на – Нерли)

(Слайд 11) – белый экран

Пока мы движемся по реке, я предлагаю вспомнить, что мы знаем о Церкви –Покрова -на -Нерли. Нужно собрать текст. На доске начало предложения вы должны его дополнить.

«В честь победы над булгарами князь - Андрей Боголюбский.

Повелевал построить - церковь Покрова – на – Нерли.

Место для храма выбрал князь в заливных лугах, на перекрестке двух рек — Нерли и Клязьмы.

Перед строительством пришлось насыпать высокий холм из камней, скрепленных глиной - поэтому даже в самый полноводный разлив церковь не затапливается.

Храм был построен в - 1165 году.

В народе её называли - Лебедь-храм.

Церковь расположена - в Суздальском районе».

(Слайд 12)

Вот мы с вами и доплыли до деревни Пенкино, она расположена на левом берегу реки, перед мостом. Поставим на карте отметку деревня Пенкино.

Нам предстоит здесь остановиться.

Чем известно это место мы узнаем, прочитав текст.

После прочтения текста ответим на вопросы на доске.

(Слайд 13) белый экран

Прочитаем их.

«Недалёко от деревни Пенкино Камешковского района, расположена усадьба Грузинских - Шорыгиных. Она была построена в начале 19 века и принадлежала княжне Марии Грузинской и её мужу князю Николаю Грузинскому. Главный дом, расположен на высоком берегу Клязьмы.

В 1910 году усадьбу продали со всем имуществом и мебелью, фабрикантам Шорыгиным. После смены власти имение отошло государству. Здесь долгое время располагался санаторий».

Вот так в наши дни выглядит усадьба Грузинских – Шорыгиных.

(Слайд 14)

Известно, что усадьбу купили и сейчас ей восстанавливают.

Теперь поработаем со словарём. На дом вам было дано задание найти определение слова «усадьба».

- Что такое усадьба прочитаем?

(Усадьба —отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое).

(Слайд 14 клик 1)

(Слайд 14 клик 2) - белый экран

Теперь пришло время ответить на вопросы.

Прочитаем вопросы.

1. Назовите, в каком районе находится населённый пункт или исторический памятник. (Камешковский район)

2. Кто построил или основал в этой местности населённый пункт или исторический памятник. (князья Грузинские)

3. Почему так назван исторический объект. (потому что она сначала принадлежала князьям Грузинским, а потом фабриканту Шорыгину)

(Слайд 15)

Мы попадаем на изгиб реки здесь на правом берегу расположено село Патакино.

Отметим его на карте.

Я предлагаю прочитать текст и узнать, какие достопримечательности находятся в этом селе.

(Слайд 16) белый экран

После прочтения текста вы ответите на вопросы.

«Усадьба в селе Патакино Камешковского района была построена в 1762 году при Алексее Безобразове, который был подпоручиком Семеновского полка. Главную часть усадьбы составлял большой господский дом, на территории находились скотный двор, кузница, баня, плодовый сад. После смерти Алексея Безобразова усадьба перешла в наследство старшему сыну Дмитрию. Затем усадьба продавалась несколько раз. После смены власти в России усадьба отошла государству. Здесь разместился санаторий »

В наше время усадьба находится в страшном запустении.

(Слайд 17)

Пришло время ответить на вопросы.

1. Назовите, в каком районе находится населённый пункт или исторический памятник. (Камешковский район)

2. Кто построил или основал в этой местности населённый пункт или исторический памятник. (поручик Алексей Безобразов)

3. Почему так назван исторический объект. (потому что его построили Безобразовы)

Наша Клязьма очень красивая река я предлагаю полюбоваться красотами реки и продолжить путь.

(Слайд 18)

(Слайд 19)

Вот мы с вами добрались до города Кворова.

- Покажите город на карте?

Мы продвигаемся дальше и уже находимся в Ковровском районе. Нам предстоит сделать остановку у села Любец. Оно расположено за городом Ковровом на правом берегу реки Клязьмы, когда река начинает делать небольшой изгиб.

Поставим отметку на карте.

(Слайд 19 клик 1)

Существует легенда об образовании поселения Любец, прочитаем её и ответим на вопросы.

«Село Любец находится в Ковровском районе. Название села связано с именем князя Андрея Боголюбского. Проплывая на ладьях со своей дружиной, князь причалил для отдыха к высокому берегу Клязьмы

Это место Боголюбскому понравилось «любо здесь» - сказал он и приказал выстроить храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Храм вырос и стал монастырём. Любец славился своей ярмаркой на неё приезжали купцы из Шуи и Суздаля».

(слайд 20)

Храм Успения Пресвятой Богородицы дошёл и до наших дней.

Пришло время ответить на вопросы, прочитаем их.

1. Назовите, в каком районе находится населённый пункт или исторический памятник. (Ковровский район)

2. Кто построил или основал в этой местности населённый пункт или исторический памятник. (Андрей Боголюбский)

3. Почему так назван исторический объект. (место Боголюбскому понравилось «любо здесь»)

Мы продолжаем наш путь и направляемся к месту нашего прибытия.

- В какой пункт мы должны прибыть? (Гороховец.)

Мы Гороховец уже отметили на контурной карте.

- Покажите город на карте Владимирской области.

(Слайд 21)

(Слайд 22)

Гороховец основан, как укрепленный пограничный пункт на восточных границах Владимиро-Суздальского княжества великим князем Андреем Боголюбским. Название Гороховец переводится как «город, спрятанный под горой»».

Город развивался из века в век, но наибольшего процветания он достиг при правлении Петра I, потому что в городе стали строить корабли.

В городе построено много церквей и монастырей. Ежегодно в город приезжают туристы из разных стран. Сейчас в городе проживает 12 тысяч 666 жителей, Гороховец это районный город.

(Слайд 22 клик1)


Ответим на вопросы.

1. Назовите, в каком районе находится населённый пункт или исторический памятник. (Гороховецкий район)

2. Кто построил или основал в этой местности населённый пункт или исторический памятник. (Андрей Боголюбский)

3. Почему так назван исторический объект. ( город под горой)

Теперь проверим что у нас получилось, сверим мою карту и вашу.

(Слайд 23)

Я предлагаю вспомнить места на Клязьме и ответить на вопросы.

(Слайд 24)

Кто из князей сделал Владимир столицей Северо-Восточной Руси? (Андрей Боголюбский)

(Слайд 24 клик 1)

- Почему Волжские ворота получили такое название? (связывались с реками до реки Волги)

(Слайд 24 клик 2)

- Как называлась икона, которую князь вёз во Владимир и остановился в Боголюбово? (Владимирская Богоматерь)

(Слайд 24 клик 3)

- Назовите деревню недалеко от которой расположена усадьба Грузинских –Шорыгиных? (деревня Пенкино)

(Слайд 24 клик 4)

- Назовите село, где расположена усадьба Безобразовых?

(село Патакино)

(Слайд 24 клик 5)

- Чем славилось село Любец? (ярморкой)

(Слайд 24 клик 6)

- Что стали строить в Гороховце при Петре I ? (корабли)

(Слайд 25)

Пришло время объяснить высказывание о реке.

Прочитаем его.

«Самая главная и любимая река нашего края – хранит в себе немало исторических тайн, легенд и преданий».

- Как вы понимаете донное высказывание?

( на Клязьме было построено много городов и усадеб все они памятники прошлого, существуют легенды о строительстве древних городов)

Посмотрите простая речушка, а сколько прошлого она в себе хранит. По ней когда –то плавали на своих ладьях наши владимирские князья, а потом на берегах рек жили богатые люди, они строили свои усадьбы и гуляли по берегам рек.

- С именем какого Владимирского князя река Клязьма связано больше всего? (Андрей Боголюбский)

- Почему? (Основал посёлки Боголюбово, Любец)

(Слайд 26)

Пришло время подвести итог урока.

Рефлексия

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось…


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

А где же презентация?

30 March 2023

Наглядности не хватает!!!

30 March 2023