12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Артюх Лариса Анатольевна113
Россия, Ленинградская обл., Всеволожск

Конспект урока

Выполнила учитель географии МОУ «Дубровская СОШ»

Всеволожского района, Ленинградской области

Педагогический стаж:22 года

Образование: высшее

Квалификационная категория: первая

Предмет: география

Класс: шестой

Тема: реки

УМК:

Учебник: Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский. География:

Физическая география: учебник для 6 класса

общеобразовательных учреждений –М.ООО «ТИД Русское слово—РС»,2010.—232с.

Цель урока: Познакомить обучающихся с различными реками земного шара, их видами и особенностями.

Задачи урока:

Формировать у обучающихся представление о реках, продолжить обучение работе с глобусом и картой.

Формировать общеучебные навыки: навык работы с учебником, картами атласа и контурными картами, работы по плану, навыки коллективной (групповой) работы , санитарно-гигиенические навыки.

Воспитывать уважение и терпимость друг к другу, выстраивать диалог и создавать атмосферу сотрудничества.

Оборудование: учебник, тетрадь, мультимедийная презентация, глобус, настенные физические карты полушарий и России, контурные карты.

______________________________________________________________________________________

Содержание урока:

______________________________________________________________________________________

Организационный момент.

Цель: мобилизировать обучающихся на начало урока, создать положительный настрой на предстоящую работу.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Раз, два, три, четыре, пять

Что нам нужно поискать?

Реки и долины.

Путь наш будет длинный.

Не теряем время зря.

Скорее в путь, друзья! Слайд №1.

(Помним, за активность и правильные ответы на уроке получаем бонусы на поездку во время каникул).

Повторение пройденного материала и активизация опорных знаний обучающихся.

Цель: вспомнить, что ранее изучали о водах планеты; активизировать знания учащихся о земной поверхности.

Задачи: 1.Различать части гидросферы.

2.Выделять из них воды суши.

Слайд №2, (с изображением частей гидросферы).

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вопросы к классу:

-Какой раздел учебника мы сейчас

изучаем?

-Рассмотрите фотографии. Что входит в состав гидросферы?

-Какие воды мы уже изучили?

-Что входит в их состав?

-А кто знает, что такое воды суши?

Если уч-ся затрудняются с ответом, приг-

Лгде начинается река?асить одного к настенной карте и предложить

внимательно рассмотреть материки.

-Итог: нам предстоит долгая и интерес-

ная работа по исследованию вод суши.

-Гидросфера.

-Воды Мирового океана, поверх-

ностные и подземные воды суши.

(составляют схему в тетради,

один уч-ся у доски).

-Воды Мирового океана.

-океаны, моря, заливы, проливы.

Предполагаемые ответы:

-Воды, находящиеся на поверхности

материков(островов).

Изучение нового учебного материала.

Цель: познакомить обучающихся с реками, научить определять части реки, направление течения реки, притоки.

Задачи: 1. Учить определять части реки по карте.

2. Учить находить исток и устье.

3.Определять направление течения.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вопросы к классу:

-Видели ли вы реку?

-Как вы её можете описать.

-Все реки состоят из частей. Сейчас

мы рассмотрим их на макете.

-Знаете ли вы, где реки берут начало?

Слайд №3

-Теперь продолжим изучать реки по

картам в атласе.

-Как называются боковые части реки?

-Теперь сравним изображение рек на

карте и плане.

-Какие есть сходства и различия в

изображении? Где более удобное

изображение для изучения рек?

Предполагаемые ответы детей:

-Да.

-Узкая, много воды, течёт вода.

(читают определение в учебнике)

(Один ученик рассказывает по маке-

ту, заранее подготовив свой рассказ)

Остальные записывают в тетрадь

значение слов ИСТОК, УСТЬЕ.

-В горах, вытекают из озера, бьёт ключ…

(зарисовывают схематическое изобра-

жение реки. Проверка по слайду)

Сам-но находят реки, читают их назва-

ния, замечают боковые части.

-Притоки. (определяют левые и правые

притоки).

Находят и называют сходства и разли-

чия в изображении рек, заполняют

таблицу.

сходства

различия

   

-Более удобное изображение на…

(доказывают свою точку зрения)

  1. Работа с учебником.

Цель: учить понимать смысл прочитанного, формировать представления обучающихся о питании и режиме рек.

Задачи: 1.Научить выделять главную мысль в тексте.

2.Сопоставить текст с рисунками и фото в учебнике.Слайд №4

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

-Прочитайте о бассейне в учебнике и найдите его изображение в учебнике

и на слайде. Как вы можете описать

бассейн реки?

-На горных реках бывают пороги и

водопады. Слайд № 6 (водопад на

реке) Самый высокий водопад в мире—Анхель

Слайд № 7

-Кто видел водопад в естественных

условиях?

-Найдите в учебнике объяснение слов

паводок, половодье. Что означают эти слова?

-А в результате чего это происходит?

-А откуда берётся много воды?

-Это называется питанием реки.

(рассматривают изображения)

Если ущ-ся затрудняются в описании,

использовать наводящие вопросы.

Слайд №5

Далее один обучающийся делает док-

лад о горной реке, другой о равнин-

ной (опережающее задание было

предложено накануне), остальные на-

ходят сходства и различия горных и

равнинных рек.Слайд №8 (горная и равнинная реки)

(анализируют рис.151 стр.173 в учеб-

нике)

(поднимают руки)

(предполагаемые ответы)

-Переполнение реки водой.

-Разлив реки в определённое время

года.

-Воды много и она не успевает течь

по реке.

-Обильные осадки, таяние снега,

ледников в горах.

  1. Работа по картам и глобусу.

Цель: отрабатывать умение работы с картой и глобусом.

Задачи: 1.Учить различать изображение рек на карте и на глобусе.

2.Делать выводы по проведённой работе.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

-Найдите на карте полушарий реки

Амазонка и Нил. Где они расположе-

ны с точки зрения экватора?

-Как вы думаете, какая из них будет более полноводна? Почему?

Теперь помощником нам будет глобус.

-Где удобнее изучать реки: на глобусе

или на карте? Почему?

-Найдите на контурной карте реки,

названия которых прозвучали на

уроке.

-Амазонка на экваторе, а Нил

севернее экватора.

-Амазонка. На экваторе выпадает

много осадков.

Далее описывают географическое положение реки Амазонка по плану:

1 группа (сильные дети)—самостоя-

тельно; 2 группа парами (один по-

сильнее); 3 группа с помощью учителя

(предполагаемые ответы)

-Удобнее изучать реки на карте, т.к.

видно в каком направлении течёт ре-

ка, где берёт начало, куда впадает.

(самостоятельно находят и подписы-

вают реки).

Закрепление учебного материала.

Цель: систематизировать полученные на уроке знания, сделать главный вывод урока.

Задача: 1.Сконцентрировать внимание на ключевых словах темы.

2. Добиться выводов, сделанных обучающимися.

3. Создавать атмосферу сотрудничества.

Работа в группах.

-Теперь вы будете работать группами. Каждая группа 4-5 человек (две соседние парты). Каждая группа составит рассказ о реке и выступит перед классом.

Для работы вам вручается план. Внимательно читайте название реки, выберите необходимые для работы карты. Для быстрой и эффективной работы распределите задания поровну между всеми членами группы. Работайте дружно, согласованно, и у вас всё получится. (Даны карточки—листы формата А-3, на которых обучающиеся вписывают название реки, дописывают определения, подбирают карточки из конверта по теме и приклеивают их на схему реки).

Итог работы—выступление перед классом каждой группы и защита своей работы.

Вывод урока: рек на Земле много. Все они разные и интересные по-своему, а изображаются на картах одинаково и удобнее изучать их на карте, чем на плане местности или глобусе. (вывод помогают делать обучающиеся, а возможно делают полностью сами).

Задание на дом.

Цель: развивать интерес к предмету география, наблюдательность, творческое воображение, желание расширить знания о родном крае.

-Сегодня на уроке вы рассматривали схемы, сравнивали, предполагали и делали выводы. Молодцы!

-Но мы не затронули на уроке тему нашего края, близкого и родного нам. Какие реки встречаются в нашем крае? Можем ли у них определить притоки, исток, устье...? Есть ли красивые места на этих реках?

-Это и будет вашим домашним заданием. Вспоминайте урок, наблюдайте, прогуляйтесь в выходные с родителями к реке, прочитайте ещё раз параграф в учебнике, используйте дополнительную литературу.

-Все наблюдения, выводы записывайте в тетрадь. Для того, чтобы ваша работа привлекла внимание, можете изобразить её в виде схематического рисунка, или художественного рисунка, или сделайте презентацию с изображением красивых мест на реке. (Если вы ещё не умеете делать презентацию, можно попросить помощи у старших братьев, сестёр или родителей) Удачи!

Итог урока.

Цель: отметить работу обучающихся на уроке, поощрить активных участников дискуссий.

Например:-2ая и 4ая группа быстро и безошибочно справилась с заданием— отметка»5».

-1ая группа справилась без ошибок, но нечётко представила работу—отметка»4».

-3я группа допустила ошибки при выполнении—отметка»3».

-Активные участники в начале урока по прошлому домашнему заданию получают бонусы на экскурсионную поездку во время каникул: это следующие ребята…

-Урок окончен. Всем спасибо!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.