Урок–путешествие по чтению «Ю. Коринец "У могилы неизвестного солдата"» (5 класс)
ОГКОУ Ивановская коррекционная школа №1.
Урок – путешествие.
Предмет: чтение с элементами интегрирования в 5 классе.
Подготовила: учитель русского языка и чтения
Понкратова Светлана Рудольфовна
2024 год.
Тема:
Презентация к уроку «У Могилы Неизвестного Солдата».PPTX / 37.69 Мб
/data/files/l1714465992.pptx (Презентация к уроку «У Могилы Неизвестного Солдата».)Ю. Коринец.
Цель: уяснить представление о кровопролитных боях, которые вели бойцы генерала Панфилова на подступах к Москве в 1941 году. Познакомить учащихся со стихотворением Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата», выявить и расширить знания учащихся о войне, о мужестве наших солдат, о победе нашего народа в страшной войне.
Задачи: обучающие: способствовать развитию навыков выразительного осмысленного чтения. Пополнять словарный запас, расширять кругозор, развивать навыки связного повествовательного рассказывания, развивать речь; совершенствовать умения в осмыслении пословиц и работа над созданием образа героя произведения (синквейн). коррекционные: коррекция эмоционально-волевой сферы, коррекция памяти на основе заучивания стихотворений, строчек из произведений, корригировать и развивать мыслительную деятельность через выявление главной мысли произведения; развивать мелкую моторику рук; воспитательные: воспитание патриотизма и интереса к истории своей страны, воспитывать чувство гордости за страну, любовь и уважение к ветеранам войны, к пожилым людям через стихотворение «У могилы неизвестного солдата».
Оборудование: презентация с видеоматериалами, музыкальными композициями, художественными картинами. Раздаточный материал: карточки - пословицы, раскраски и рисунки гвоздики, карточки для синквейна. Материал демонстрационный: портреты писателей, темы разделов и произведений, понятия – опоры по теме, словарные слова, пословицы, плакаты по теме – оформление доски и кабинета. Учебник: Малышева З.Ф. «Чтение. 5 класс» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
1. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.
- Какое сегодня число, месяц, следующий месяц?
Настрой на работу: Проговариваем все вместе с учениками:
Мы сюда пришли учиться.
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно.
Слушаем внимательно – (массаж ушей)
Сегодня на уроке мы совершим путешествие в историю нашей страны. Увидим видеоматериалы и картины, услышим песни и слова прошлых лет и нашего времени.
2. Проверка домашнего задания:
- Произведения какого раздела изучаем? - (Из прошлого нашего народа)
Слайд 1.
- Какие произведения изучили?
«На поле Куликовом». По О.Тихомирову.
«Рассказы о войне 1812 года». По С. Алексееву.
Слайд 2.
-Сегодня заканчиваем знакомство с рассказом Л.Жарикова «Снега, поднимитесь метелью».
Страничка истории:
– Как называлась война, о которой говорится в рассказе?
Великая Отечественная война периода 1941-1945 годов.
3. Подготовка к активной познавательной деятельности.
Слайд 3. слова Ю.Левитана
Страничка истории:
- Что означает Отечественная война?.
Произведения литературы, музыки, искусства, документальные фильмы, фотографии прошлых лет позволяют нам заглянуть на страницы истории.
Сердцем и душой прожить один из самых трагических моментов в истории нашей страны.
Слайд 4.
Песня «Марш защитников Москвы» - Б.Мокроусова, А.Суркова.
Какие сильные мощные слова – Все произведения периода войны – для чего создавались?
– (Поднять боевой дух народа и настрой на Победу).
- Мобилизация всех русских людей – и тех , кто уходил на фронт, и кто оставался в тылу.
Слайд 5,6.
Слайд 7.
- Где происходил бой, о котором говорится в рассказе? (На подступах к Москве, на пустынном разъезде Дубосеково.)
- Когда это было?
- Что защищали бойцы в этом смертельном бою?
- Почему этот бой можно назвать смертельным?
- Как вели себя защитники Москвы?
Слайд 8.
- Какие слова политрука Василия Клочкова стали главными для бойцов?
(-Друзья, отступать некуда, позади Москва…
Встретим врага, как подобает гвардейцам…)
Игра: собери пословицу
- На столе пословицы «рассыпались – соберите их, найдите пару,
Страничка русского языка: вспомните, как начинаются предложения?
– Пословицы тоже с заглавной буквы.
Ребята, у которых на парте часть пословицы с заглавной буквы называйте, другие ищут продолжение пословицы на своих партах. И вывешиваем на доску. Все вместе хором проговариваем пословицы.
Слайд 9.
Слайд 10.
О страшных боях за Москву в годы войны была написана песня о Москве, в которой было упоминание о суровой осени и героях панфиловцах. В настоящее время эта песня стала гимном Москвы.
- Слова у вас в учебнике. вы их знаете - можно подпевать.
Слайд 11.
Физкультминутка:
Проговариваем слова вместе с учениками. Один из учащихся – ведущий.
Дружно встанем – раз, два, три – (дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показываю силу)
Мы ладонь к глазам приставим, (правую руку подносят козырьком к глазам) Оглядимся величаво (повороты вправо)
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек, (повороты влево)
И направо,
И ещё, через левое плечо.
Дружно шагаем – раз, два, три – (дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (спинки прямые, ровно сели)
Слайд 12.
- Чем закончился бой? (Чтение отрывка )
- «Когда опустилась ночь, тихо было на разъезде. Бледная луна озарила окоп, убитых, опрокинутые пулемёты. Дымились шпалы у насыпи, тлели обугленные берёзы, в вечном забытьи лежали мёртвые богатыри.
- Кого автор назвал богатырями?
-Кто эти богатыри?
А вдали стояла Москва, нерушимая и грозная, великая и прекрасная, спасённая смертью сыновей. Поднимитесь же, снега метелью! Мчись, ветер, над великой и печальной русской землёй! Разжигай пламя народного гнева!
Все вместе проговариваем вслух: это было д.з. - наизусть.
Будет жить русская земля! Вечно будут жить на земле те, кто любил жить и пал смертью храбрых во имя её!...
- Как понимаете слова?
– Жить в памяти народа?
4. Постановка цели и задач урока
Память то, что объединяет настоящее человека с его прошлым.
Страничка русского языка: подбираем однокоренные слова к слову: память.
Слайд 13.
«Голос неизвестного солдата» – Театр Теней
«…Я в граните и в бронзе, «
и в Вечном огне…
И склоняетесь низко
Вы все предо мной.
Я в братской могиле…»…
»
- О чём говорится в песне?
- Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
5. Изучение нового учебного материала.
Слайд 14. Объявление темы урока.
Юрий Коринец. У Могилы Неизвестного солдата. Стр 222
Слайд 15.
Рассказ учителя о истории возникновении мемориала.
В начале декабря 1966 года « Прах неизвестного солдата был перенесён в центр Столицы из братской могилы на 40-м километре Ленинградского шоссе, ( откуда начался победный марш советских войск на Берлин после кровопролитных боёв).
Неизвестный солдат стал символом, родственником всех людей многонациональной страны понёсших утраты в той жестокой войне. Войне на выживание.
Короткие строчки начертанны на гранитной плите надгробья - «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». С.Михалков.
Перед создателями памятника встал главный вопрос: кто же станет общенациональным символом? Отбор был крайне жёстким. Как объяснил историк Н. Брусиловский: - «Надо было найти прах солдата в форме, обязательно, и с ремнем. Важно с ремнем - , потому что это означало, что это не дезертир, бежавший с поля. У дезертиров, как правило, ремни отнимали и уже расстреливали на месте»,
Мало кто знает, где именно погиб Неизвестный солдат, кто был рядом с ним и как стало известно о его гибели. А обнаружили героя в 20 метрах от Зеленограда. Там шли решающие бои за Москву - недалеко от этих мест свой подвиг совершили знаменитые панфиловцы. «Осенью 1963 года школьники гуляли недалеко от школы вместе с собакой. Собака что-то учуяла. Они обнаружили большой окоп с останками 12 воинов. В 1966 году, когда открывали Могилу Неизвестного Солдата, именно из этого захоронения братской могилы и взяли прах», - как рассказала директор музея Зеленограда В. Беляева.
И для всей страны этот неизвестный солдат стал родным.
Чтение (учитель) стихотворения «У могилы Неизвестного солдата».
Слайд 16.
Словарная работа – вслух проговариваем словосочетания по два раза – карточки - опоры на доске и в презентации.
- Какое это стихотворение по настроению?
6. Первичная проверка понимания.
Страничка русского языка: – Есть ли восклицательные предложения?
- Как его нужно читать?
- Как народ чтит своих героев?
Чтение стихотворения учащимися. - По две строчки каждый
Слайд 17.
«Реквием»
Минута молчания: – ребята встают по знаку учителя.
Возьмите гвоздички – «возложим цветы на Могилу Неизвестного Солдата»
- «Возложение цветов к мемориалу» - на доске изображение мемориала.
Раскраски: мемориал и гвоздики - слабым ученикам.
Под песню продолжаем прикреплять к доске «цветы».
Слайд 18.
И работаем над образом солдата – подводим итог нашей работе.
7. Закрепление знаний.
Синквейн - творческая работа:
1.Кто?
2.Какой он?
3.Что делает?
4. Цитата:
5. Кто?
8. Самопроверка знаний. Рефлексия:
- С каким стихотворением мы познакомились?
- Какие чувства испытали при чтении стихотворения?
- Как народ чтит своих героев?
– Жить в памяти народа? – Как понимаете?
9. Главная мысль и идея урока: – Что мы должны помнить?
Ладошки – солнышки, если всё понятно. Тучки – не всё поняли.
У нас ещё урок по этой теме.
10. Оценка знаний.
Слайд 19.
11. Домашнее задание: желающие - выучить наизусть, кому трудно - выучить отрывок, выразительно читать.
Понкратова Светлана Рудольфовна