Урок–путешествие по чтению «Ю. Коринец "У могилы неизвестного солдата"» (5 класс)

1
1
Материал опубликован 28 April

ОГКОУ Ивановская коррекционная школа №1.

Урок – путешествие.

Предмет: чтение с элементами интегрирования в 5 классе.

Подготовила: учитель русского языка и чтения

Понкратова Светлана Рудольфовна

2024 год.

Тема: 
Презентация к уроку «У Могилы Неизвестного Солдата».PPTX / 37.69 Мб
/data/files/l1714465992.pptx (Презентация к уроку «У Могилы Неизвестного Солдата».)Ю. Коринец.

Цель: уяснить представление о кровопролитных боях, которые вели бойцы генерала Панфилова на подступах к Москве в 1941 году. Познакомить учащихся со стихотворением Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата», выявить и расширить знания учащихся о войне, о мужестве наших солдат, о победе нашего народа в страшной войне.

Задачи: обучающие: способствовать развитию навыков выразительного осмысленного чтения. Пополнять словарный запас, расширять кругозор, развивать навыки связного повествовательного рассказывания, развивать речь; совершенствовать умения в осмыслении пословиц и работа над созданием образа героя произведения (синквейн). коррекционные: коррекция эмоционально-волевой сферы, коррекция памяти на основе заучивания стихотворений, строчек из произведений, корригировать и развивать мыслительную деятельность через выявление главной мысли произведения; развивать мелкую моторику рук;                                                                                                воспитательные: воспитание патриотизма и интереса к истории своей страны, воспитывать чувство гордости за страну, любовь и уважение к ветеранам войны, к пожилым людям через стихотворение «У могилы неизвестного солдата».

Оборудование: презентация с видеоматериалами, музыкальными композициями, художественными картинами. Раздаточный материал: карточки - пословицы, раскраски и рисунки гвоздики, карточки для синквейна. Материал демонстрационный: портреты писателей, темы разделов и произведений, понятия – опоры по теме, словарные слова, пословицы, плакаты по теме – оформление доски и кабинета. Учебник: Малышева З.Ф. «Чтение. 5 класс» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

1. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

- Какое сегодня число, месяц, следующий месяц?

Настрой на работу: Проговариваем все вместе с учениками:

Мы сюда пришли учиться.
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно.
Слушаем внимательно
– (массаж ушей)

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в историю нашей страны. Увидим видеоматериалы и картины, услышим песни и слова прошлых лет и нашего времени.

2. Проверка домашнего задания:

- Произведения какого раздела изучаем? - (Из прошлого нашего народа)

Слайд 1.

- Какие произведения изучили?

«На поле Куликовом». По О.Тихомирову.

«Рассказы о войне 1812 года». По С. Алексееву.

 

Слайд 2.

-Сегодня заканчиваем знакомство с рассказом Л.Жарикова «Снега, поднимитесь метелью».

Страничка истории:

Как называлась война, о которой говорится в рассказе?

Великая Отечественная война периода 1941-1945 годов.                                                             

3. Подготовка к активной познавательной деятельности.

Слайд 3. слова Ю.Левитана

Страничка истории:

- Что означает Отечественная война?.

Произведения литературы, музыки, искусства, документальные фильмы, фотографии прошлых лет позволяют нам заглянуть на страницы истории.

Сердцем и душой прожить один из самых трагических моментов в истории нашей страны. 

 

Слайд 4.

Песня «Марш защитников Москвы» - Б.Мокроусова, А.Суркова.

Какие сильные мощные слова – Все произведения периода войны – для чего создавались?

(Поднять боевой дух народа и настрой на Победу).

- Мобилизация всех русских людей – и тех , кто уходил на фронт, и кто оставался в тылу.

 

Слайд 5,6.

Слайд 7.

- Где происходил бой, о котором говорится в рассказе? (На подступах к Москве, на пустынном разъезде Дубосеково.)

- Когда это было?

- Что защищали бойцы в этом смертельном бою?

- Почему этот бой можно назвать смертельным?

- Как вели себя защитники Москвы?

 

Слайд 8.

- Какие слова политрука Василия Клочкова стали главными для бойцов?

(-Друзья, отступать некуда, позади Москва…

Встретим врага, как подобает гвардейцам…)

 

Игра: собери пословицу

- На столе пословицы «рассыпались – соберите их, найдите пару,

Страничка русского языка: вспомните, как начинаются предложения?

Пословицы тоже с заглавной буквы.

Ребята, у которых на парте часть пословицы с заглавной буквы называйте, другие ищут продолжение пословицы на своих партах. И вывешиваем на доску. Все вместе хором проговариваем пословицы.

 

Слайд 9.

Слайд 10.

О страшных боях за Москву в годы войны была написана песня о Москве, в которой было упоминание о суровой осени и героях панфиловцах. В настоящее время эта песня стала гимном Москвы.

- Слова у вас в учебнике. вы их знаете - можно подпевать.

 

Слайд 11.

Физкультминутка:

Проговариваем слова вместе с учениками. Один из учащихся – ведущий.

Дружно встанем – раз, два, три – (дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показываю силу)

Мы ладонь к глазам приставим, (правую руку подносят козырьком к глазам) Оглядимся величаво (повороты вправо)

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек, (повороты влево)

И направо,

И ещё, через левое плечо.

Дружно шагаем – раз, два, три – (дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри! (спинки прямые, ровно сели)

 

Слайд 12.

- Чем закончился бой? (Чтение отрывка )

- «Когда опустилась ночь, тихо было на разъезде. Бледная луна озарила окоп, убитых, опрокинутые пулемёты. Дымились шпалы у насыпи, тлели обугленные берёзы, в вечном забытьи лежали мёртвые богатыри.

- Кого автор назвал богатырями?

-Кто эти богатыри?

А вдали стояла Москва, нерушимая и грозная, великая и прекрасная, спасённая смертью сыновей. Поднимитесь же, снега метелью! Мчись, ветер, над великой и печальной русской землёй! Разжигай пламя народного гнева!

Все вместе проговариваем вслух: это было д.з. - наизусть.

Будет жить русская земля! Вечно будут жить на земле те, кто любил жить и пал смертью храбрых во имя её!...

- Как понимаете слова?

Жить в памяти народа?                                                      

 

4. Постановка цели и задач урока

Память то, что объединяет настоящее человека с его прошлым.

Страничка русского языка: подбираем однокоренные слова к слову: память.

 

Слайд 13.

«Голос неизвестного солдата» – Театр Теней

«…Я в граните и в бронзе, «

и в Вечном огне…

И склоняетесь низко

Вы все предо мной.

Я в братской могиле…»

»

- О чём говорится в песне?

- Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке?                                                       

5. Изучение нового учебного материала.

Слайд 14. Объявление темы урока.

Юрий Коринец. У Могилы Неизвестного солдата. Стр 222

 

Слайд 15.

Рассказ учителя о истории возникновении мемориала.

В начале декабря 1966 года « Прах неизвестного солдата был перенесён в центр Столицы из братской могилы на 40-м километре Ленинградского шоссе, ( откуда начался победный марш советских войск на Берлин после кровопролитных боёв).

Неизвестный солдат стал символом, родственником всех людей многонациональной страны понёсших утраты в той жестокой войне. Войне на выживание.

Короткие строчки начертанны на гранитной плите надгробья - «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». С.Михалков. 

Перед создателями памятника встал главный вопрос: кто же станет общенациональным символом?  Отбор был крайне жёстким. Как объяснил историк  Н. Брусиловский: -  «Надо было найти прах солдата в форме, обязательно, и с ремнем. Важно с ремнем - , потому что это означало, что это не дезертир, бежавший с поля. У дезертиров, как правило, ремни отнимали и уже расстреливали на месте»,

Мало кто знает, где именно погиб Неизвестный солдат, кто был рядом с ним и как стало известно о его гибели.  А обнаружили героя в 20 метрах от Зеленограда. Там шли решающие бои за Москву - недалеко от этих мест свой подвиг совершили знаменитые панфиловцы. «Осенью 1963 года школьники  гуляли недалеко от школы вместе с собакой. Собака что-то учуяла. Они обнаружили  большой окоп с останками 12 воинов. В 1966 году, когда открывали Могилу Неизвестного Солдата, именно из этого захоронения братской могилы и  взяли прах», - как рассказала директор музея Зеленограда В. Беляева.

И для всей страны этот неизвестный солдат стал родным.

Чтение (учитель) стихотворения «У могилы Неизвестного солдата». 

 

Слайд 16.

Словарная работавслух проговариваем словосочетания по два разакарточки - опоры на доске и в презентации.

- Какое это стихотворение по настроению?

6. Первичная проверка понимания.

Страничка русского языка: Есть ли восклицательные предложения?

- Как его нужно читать?

- Как народ чтит своих героев?

Чтение стихотворения учащимися. - По две строчки каждый

 

Слайд 17.

«Реквием»

Минута молчания: – ребята встают по знаку учителя.

Возьмите гвоздички – «возложим цветы на Могилу Неизвестного Солдата»

- «Возложение цветов к мемориалу» - на доске изображение мемориала.

Раскраски: мемориал и гвоздики - слабым ученикам.

Под песню продолжаем прикреплять к доске «цветы».

 

Слайд 18.

И работаем над образом солдата – подводим итог нашей работе.

7. Закрепление знаний.

Синквейн - творческая работа:

1.Кто?

2.Какой он?

3.Что делает?

4. Цитата:

5. Кто?

 

8. Самопроверка знаний. Рефлексия:

- С каким стихотворением мы познакомились?

- Какие чувства испытали при чтении стихотворения?

- Как народ чтит своих героев?

Жить в памяти народа? – Как понимаете?

 

9. Главная мысль и идея урока:Что мы должны помнить?

Ладошки – солнышки, если всё понятно. Тучки – не всё поняли.

У нас ещё урок по этой теме.

10. Оценка знаний.

Слайд 19.

11. Домашнее задание: желающие - выучить наизусть, кому трудно - выучить отрывок, выразительно читать.


 

Комментарии

К уроку по теме: «У Могилы Неизвестного Солдата» представлена презентация.

28 April