Урок развития речи «Подготовка к сочинению по тексту Н. Соколовой "О рябинке"» (8–9 классы с ОВЗ)
Урок развития речи в классе с ОВЗ. (8-9 классы)
МОУ «Миасская СОШ№1»
Учитель Сергеева Елена Васильевна
Подготовка к сочинению по тексту Соколовой Н.(о рябинке)
Цели и задачи урока
1.Подготовить к написанию сочинения в формате ОГЭ. Проанализировать текст, изобразительные средства.
2. Формировать бережное отношение к природе, ее красоте.
3. Учить навыкам аналитического чтения, выделения главной мысли, развивать связную устную и письменную речь.
Ход урока
Рассмотрим картинки. Что изображено на них? Как называется это дерево? Какие песни и строчки из стихотворений о рябине можете вспомнить?
Звучит куплет из песни о рябине.
Тема урока: готовимся к написанию сочинения по тексту о рябине. Автор – Н. Соколова.
Чтение текста (читает учитель или подготовленный ученик).
(1) Выросла рябинка при дороге.
(2) Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. (3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.
(4) Наступил август. (5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6)Деревце запылало, как костер на юру. (7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатия.
(8) Шла мимо девочка.
(9) Увидела рябинку, поахала.
(10) - Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка - это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.
(12) И она была по-своему права.
(13) Ехал на машине усатый дядька.
(14) – Ух ты… (15) Прямо картинка… (16) Шикарно!
(17) Он остановил машину, вылез из-за руля. (18) Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.
(19) - Вот какая стоит богатая, небось, не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.
(20) Что ж, он был тоже по-своему прав.
(21) Под вечер шли туристы.
(22) - Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23) Ну, Зинка, чур, всем по одной! (24) Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной!
(25) Мы народ организованный, должны подавать пример...
(26) Шёл в сумерках влюблённый.
(27) - Эх, какое дерево искорёжили, смотреть больно. (28) Бездушные люди, не умеют беречь красоту!
(29) На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30) Влюблённый был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться.
(31) Всё равно последняя кисть, она уже дереву не поможет... (32) А Люсенька обрадуется.
(33) На другой день приехал хозяйственник.
(34) - Что это еще за уродец? -строго спросил он, наткнувшись на рябинку.
(35) - Убрать. (36) Срубить. (37) А то весь вид портит.
(38) И он был по-своему прав.
(39) В этой истории все правы. (40) Виноватых нет. (41) Но и рябинки тоже нет.
1.О каком дереве этот текст?
2. Как относится автор к рябине. Прочитайте первое предложение. Что значит «при дороге»? Почему «рябинка», а не « рябина»?
С кем сравнивает автор рябину? Найдите во втором абзаце олицетворения .О чем они нам говорят?
3.Прочитайте описание рябинки в августе.
Найдите эпитеты. С какой целью их использует автор? ( чтобы подчеркнуть красоту рябинки).
Объясните метафору и сравнение «деревце запылало, как костер на юру» (« На юру»- на возвышении)
4. Докажите текстом, что рябинка была прекрасная (Предложения 4- 8 )Найдите олицетворения. В чем их смысл? ( Прекрасная рябинка живая, радуется солнцу, миру.)
5.Рябинка радует, особенно осенью, всех. Поэтому это дерево и сажают рядом с домом. Существуют об этом легенды.
Дочь богатого человека полюбила простого парня. Отец был против их брака. Тогда дочь сбежала из дома. А ее отец обратился за помощью к колдуну. Колдун своим волшебным посохом превратил парня в дуб, а девушку в рябинку.
С тех пор рябина - символ семейного счастья. Поэтому это деревце часто украшает палисадники , улицы, парки.
6. Что произошло дальше с рябинкой?
-Чтение « Шла мимо девочка»… Почему девочка права?
-Чтение предложений 13-20.Объясните, как он поступил с рябинкой? В каком слове ( « затрещали») объяснение? Почему он тоже прав?
-Чтение эпизода «Шли туристы».
Почему только по одной веточке сорвали?
Кто сорвал последнюю кисть?
Чтение «Шел в сумерках влюбленный…»
Ни одной веточки люди не оставили.
Понимает ли влюбленный, что он завершил уничтожение рябинки? К кому он относит слова «бездушные люди», «какую красоту сгубили?» ( Нет.)
Как хозяйственник назвал рябинку? «Уродец». Кто превратил ее в уродца? Все прохожие, даже влюбленный.
Итог беседы: Как человек должен относиться к природе?
Вспомним план сочинения – рассуждения (в формате ГВЭ)
1 Ответ на вопрос.
2 Аргументы (примеры )
3.Личностная позиция, свое отношение к проблеме.
Как сформулируем ответ на вопрос к сочинению?
Какие примеры бережного отношения к природе, ее красоте из окружающей жизни можно привести?
Какой вывод следует из вопроса?
Домашнее задание: черновик сочинения написать в объеме 70 слов.
Селиванова Галина Геннадьевна