12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сергеева Елена Васильевна66

Урок развития речи в классе с ОВЗ. (8-9 классы)

МОУ «Миасская СОШ№1»

Учитель Сергеева Елена Васильевна

Подготовка к сочинению по тексту Соколовой Н.(о рябинке)

Цели и задачи урока

1.Подготовить к написанию сочинения в формате ОГЭ. Проанализировать текст, изобразительные средства.

2. Формировать бережное отношение к природе, ее красоте.

3. Учить навыкам аналитического чтения, выделения главной мысли, развивать связную устную и письменную речь.

Ход урока

Рассмотрим картинки. Что изображено на них? Как называется это дерево? Какие песни и строчки из стихотворений о рябине можете вспомнить?

Звучит куплет из песни о рябине.

Тема урока: готовимся к написанию сочинения по тексту о рябине. Автор – Н. Соколова.

Чтение текста (читает учитель или подготовленный ученик).



(1) Выросла рябинка при дороге.

(2) Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. (3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.

(4) Наступил август. (5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6)Деревце запылало, как костер на юру. (7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатия.

(8) Шла мимо девочка.

(9) Увидела рябинку, поахала.

(10) - Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка - это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.

(12) И она была по-своему права.

(13) Ехал на машине усатый дядька.

(14) – Ух ты… (15) Прямо картинка… (16) Шикарно!

(17) Он остановил машину, вылез из-за руля. (18) Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.

(19) - Вот какая стоит богатая, небось, не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.

(20) Что ж, он был тоже по-своему прав.

(21) Под вечер шли туристы.

(22) - Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23) Ну, Зинка, чур, всем по одной! (24) Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной!

(25) Мы народ организованный, должны подавать пример...

(26) Шёл в сумерках влюблённый.

(27) - Эх, какое дерево искорёжили, смотреть больно. (28) Бездушные люди, не умеют беречь красоту!

(29) На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30) Влюблённый был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться.

(31) Всё равно последняя кисть, она уже дереву не поможет... (32) А Люсенька обрадуется.

(33) На другой день приехал хозяйственник.

(34) - Что это еще за уродец? -строго спросил он, наткнувшись на рябинку.

(35) - Убрать. (36) Срубить. (37) А то весь вид портит.

(38) И он был по-своему прав.

(39) В этой истории все правы. (40) Виноватых нет. (41) Но и рябинки тоже нет.

Беседа по тексту

1.О каком дереве этот текст?

2. Как относится автор к рябине. Прочитайте первое предложение. Что значит «при дороге»? Почему «рябинка», а не « рябина»?

С кем сравнивает автор рябину? Найдите во втором абзаце олицетворения .О чем они нам говорят?

3.Прочитайте описание рябинки в августе.

Найдите эпитеты. С какой целью их использует автор? ( чтобы подчеркнуть красоту рябинки).

Объясните метафору и сравнение «деревце запылало, как костер на юру» (« На юру»- на возвышении)

4. Докажите текстом, что рябинка была прекрасная (Предложения 4- 8 )Найдите олицетворения. В чем их смысл? ( Прекрасная рябинка живая, радуется солнцу, миру.)

5.Рябинка радует, особенно осенью, всех. Поэтому это дерево и сажают рядом с домом. Существуют об этом легенды.

Дочь богатого человека полюбила простого парня. Отец был против их брака. Тогда дочь сбежала из дома. А ее отец обратился за помощью к колдуну. Колдун своим волшебным посохом превратил парня в дуб, а девушку в рябинку.

С тех пор рябина - символ семейного счастья. Поэтому это деревце часто украшает палисадники , улицы, парки.

6. Что произошло дальше с рябинкой?

-Чтение « Шла мимо девочка»… Почему девочка права?

-Чтение предложений 13-20.Объясните, как он поступил с рябинкой? В каком слове ( « затрещали») объяснение? Почему он тоже прав?

-Чтение эпизода «Шли туристы».

Почему только по одной веточке сорвали?

Кто сорвал последнюю кисть?

Чтение «Шел в сумерках влюбленный…»

Ни одной веточки люди не оставили.

Понимает ли влюбленный, что он завершил уничтожение рябинки? К кому он относит слова «бездушные люди», «какую красоту сгубили?» ( Нет.)

Как хозяйственник назвал рябинку? «Уродец». Кто превратил ее в уродца? Все прохожие, даже влюбленный.

Итог беседы: Как человек должен относиться к природе?

Вспомним план сочинения – рассуждения (в формате ГВЭ)

1 Ответ на вопрос.

2 Аргументы (примеры )

3.Личностная позиция, свое отношение к проблеме.

Как сформулируем ответ на вопрос к сочинению?

Какие примеры бережного отношения к природе, ее красоте из окружающей жизни можно привести?

Какой вывод следует из вопроса?

Домашнее задание: черновик сочинения написать в объеме 70 слов.







Опубликовано


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 24.11.23 в 20:27 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Хороший материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.