Урок «Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения на основе клоуз-теста по тексту В.Г. Бахмутова "Радуга"» (8 класс)
Технологическая карта урока
Автор урока: Титова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ ст. Евсино», высшая квалификационная категория.
Тема урока: Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения на основе клоуз-теста по тексту В.Г. Бахмутова «Радуга» в 8 классе.
Тип урока: урок развития речи (комбинированный)
Цель урока: совершенствовать речевые умения в написании сжатого изложения с элементами сочинения на основе клоуз-теста.
Задачи: отрабатывать навыки работы с клоуз-тестом, словарём, умение применять приёмы сжатия текста; развивать творческие способности; воспитывать ответственное отношение к окружающему миру.
Формировать УУД:
Личностные: формирование морально-нравственных принципов.
Регулятивные: умение выбирать способ действия при нахождении в тексте пропущенных слов и корректировать его, прогнозировать результат, осуществлять самооценку.
Коммуникативные: умение вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, формулировать свои мысли, высказывать свою точку зрения, аргументируя её, строить устное и письменное монологическое высказывание.
Познавательные: использование навыков смыслового чтения, развитие контекстного мышления, умение составлять схему для работы по поиску пропущенных слов, план текста.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные: знать основные способы связи слов в тексте, уметь находить ключевые слова в тексте и восстанавливать текст, опираясь на ключевые слова; строить высказывание.
Метапредметные: искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью.
Познавательные: развивать устную и письменную речь, творческие способности.
Методы и приёмы обучения: поисковый метод, репродуктивный, познавательный, приём работы с клоуз-тестом.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Опорные понятия: клоуз-тест, ключевые слова, приёмы сжатия текста, сочинение.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, карточки с клоуз-тестом по тексту В. Бахмутова “Радуга”, «Толковый словарь» С.И.Ожегова, карточки с работами учащихся.
Коррекционно-развивающая работа для обучающихся с ЗПР:
1. Работать с готовыми версиями к клоуз-тесту, доказать правильность выбора.
2. Собрать план текста по подсказке.
3. Ответить на вопрос, выбрав продолжение из подсказки.
Структура урока
Этапы урока |
Методы, формы и приёмы обучения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Организационный момент. Мотивация. Целеполагание – 2 мин. |
Мотивация учебной деятельности. |
Приглашает к работе. Задаёт наводящие вопросы по теме урока. |
Оформляют работы. Отвечают на вопросы. Самостоятельно формулируют цели урока. |
Регулятивные: постановка цели. |
2. Актуализация знаний – 2 мин. |
Познавательный. Репродуктивный. |
Задаёт вопросы: Что такое клоуз-тест? Какие слова и сочетания называются ключевыми? Как работаем с клоуз-тестом?
|
Отвечают на вопросы. (дети с ЗПР читают памятку – Приложение№1) |
Предметные: вспоминают, что такое клоуз-тест, ключевые слова и сочетания, правила работы с клоуз-тестом. |
3. Работа с клоуз-тестом -2 мин. |
Индивидуальная. |
Выдаёт клоуз-тесты (Приложение №2) |
Читают текст (клоуз-тест). |
Познавательные: умение смыслового чтения. |
4. Вопросы на первичное восприятие текста – 1 мин. |
Фронтальная организация учащихся. Беседа. |
Задаёт вопросы: о чём или о ком текст? Как озаглавим? |
Отвечают на вопросы. |
Познавательные: умение извлекать нужную информацию, обобщать. Коммуникативные: умение аргументированно доказывать своё мнение. |
5. Работа с клоуз-тестом по памятке – 4мин. |
Частично-поисковый метод. Индивидуальная. |
Направляет учащихся: ещё раз прочитать клоуз-тест, вставить ключевые слова. С помощью стрелок показать смысловые отношения между словами, которые помогают восстановить пропущенное слово. |
Самостоятельная индивидуальная работа с текстом по алгоритму. (дети с ЗПР работают по карточке с выбором версий – Приложение №5) |
Регулятивные: умение вносить необходимые коррективы в план действий, рассчитывать временные рамки выполнения задач. |
6. Обсуждение и аргументация выбранных вариантов в группе – 4мин. |
Практический метод. Работа в группе.
|
Направляет учащихся: выслушайте версии других ребят в группе, выберите ту, какой отдаёте предпочтение. |
Обсуждают версии, командир группы решает, кто из ребят предлагает версию от группы. |
Коммуникативные: диалог с одноклассниками, задают вопросы, отвечают, высказывают свою точку зрения, аргументируя её |
7. Обсуждение и аргументация выбранных вариантов – 4 мин. |
Практический метод. Коллективная работа. |
Направляет учащихся: предложить версию, обосновать выбор. Обсудить в группе все версии и выбрать наиболее удачные, по-вашему, подчеркнуть. Заполнить таблицу. Какое ключевое слово пропустили бы вы в тексте? Почему? |
Зачитывают версии, аргументируют свою точку зрения, выслушивают одноклассников, заполняют таблицу (Приложение №3). |
Коммуникативные: диалог с одноклассниками и учителем, задают вопросы, отвечают, высказывают свою точку зрения, аргументируя её. |
8. Обсуждение авторского варианта – 2 мин. |
Фронтальная беседа, самоконтроль. |
Зачитывает авторский вариант (Приложение №4), обсуждает с детьми. - Какая ваша версия не хуже авторской? О чём текст? |
Знакомятся с авторским вариантом. Отвечают на вопросы.. |
Регулятивные: умение осуществить самооценку. Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы, аргументируя свою точку зрения. |
9. Физкультминутка – 2 мин. |
Метод фронталь-ной организации учащихся. |
Включает видео. |
Встают из-за столов, делают гимнастику. |
Личностные: понимают значение здоровьесберегающих элементов урока. |
10. Работа с текстом изложения. Составление плана – 5 мин. |
Практический. Индивидуальная. |
Предлагает прочитать ещё раз текст, определить, сколько микротем в тексте, составить план.(для детей с ЗПР – Приложение №6)
|
Читают текст, определяют микротемы, составляют план. (дети с ЗПР собирают план) |
Познавательные: умение извлекать информацию, строить свою информационную структуру. |
11. Пересказ текста.4 мин. |
Словесный. |
Предлагает пересказать текст соседу по парте. |
Пересказывают текст. |
Коммуникативные: строят монологические высказывания. |
12. Сжатое изложение – 6 мин. |
Познавательный. Практический. |
Задаёт вопросы: что значит сжать текст, какие приёмы сжатия текста знаете? Привести примеры. |
Отвечают на вопросы. Приводят примеры сжатия из данного текста. |
Предметные: вспоминают приёмы сжатия текста. Познавательные: умение извлекать информацию, строить свою информационную структуру.
|
13. Частичный анализ текста – 2 мин. |
Фронтальная. |
Задаёт вопросы: какова основная мысль текста? Что такое счастье? |
Отвечают на вопросы. |
Коммуникативные: строят монологические высказывания. |
14. Работа с толковым словарём С.И. Ожегова – 2мин. |
Практический. Индивидуальная. |
Предлагает посмотреть в словаре Ожегова значение слова «счастье». |
Работают с толковыми словарями. |
Познавательные: умение извлекать нужную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия. |
15. Работа с текстом – 2 мин. |
Индивидуальный, словесный. |
Предлагает ответить на вопросы: - Согласны ли вы с таким толкованием? - Что такое счастье для героя текста?
|
Отвечают на вопросы с опорой на текст. Выбор ответа (для детей с ЗПР – Приложение №7).
|
Познавательные: умение извлекать нужную информацию. Коммуникативные: строят монологические высказывания. |
Творческое задание |
||||
16. Проверка домашней работы – 4 мин. |
Индивидуальный, словесный. |
Предлагает ответить на вопросы. -А для вас? Дома вы отвечали на вопросы: что такое счастье, счастливы ли вы? Зачитайте свои ответы на вопросы.
|
Зачитывают монологическое высказывание по теме. |
Коммуникативные: строят монологические высказывания, используя приёмы рассуждения. |
17. Работа с черновиком сжатого изложения с элементом сочинения на основе клоуз-теста - 25 мин.
18. Проверка черновой работы – 5 мин. |
Практический. Индивидуальная самостоятельная. |
Предлагает написать черновик сжатого изложения с элементами сочинения по плану, добавив микротемы, содержащие ответы на вопросы. - Почему герой текста заплакал? -Что нужно человеку для того, чтобы чувствовать себя счастливым? - Счастливы ли вы?
Предлагает зачитать фрагменты работы, корректировать текст.
|
Пишут черновой вариант работы.
Зачитывают и корректируют микротемы, содержащие ответы на вопросы о счастье. |
Познавательные: умение извлекать нужную информацию. Предметные: применяют приёмы сжатия текста. Регулятивные: контролируют учебные действия. Личностные: участвуют в творческом созидательном процессе. |
Рефлексия учебной деятельности и задание на дом – 2 мин.
|
Познавательно-рефлексивный метод. |
Предлагает ответить на вопросы. -Как оцениваете свою работу на уроках, трудно ли было работать, понравилось ли? Домашняя работа: проверить черновик работы, переписать в чистовик. |
Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание. |
Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят монологические высказывания. |
Литература:
1. В.Г. Бахмутов «Радуга».
2. С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка.
3. Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций. Учебно-методические материалы для учителей русского языка и литературы. http://www.edu54.ru/user/3953 Адрес сайта кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО: www.kgo.ucoz.ru
Приложение №1
Памятка (для учащихся с ЗПР)
Прочитайте весь текст (в том числе название и имя автора). Озаглавьте его (если у текста есть заголовок, расшифруйте его для себя, подумайте, почему текст так назван).
Восстанавливая пропущенное слово, имейте в виду, что пропущенное слово, как правило, - ключевое, то есть важное для понимания смысла всего текста, его главной мысли, оно находится во взаимосвязи с другими словами текста.
Постоянно перечитывайте текст, т.к. работа с ближним и дальним контекстом поможет восстановить слово. Ключевое слово может повторяться в различных вариантах.
Подобранное слово должно «вписаться» в предложение не только по смыслу, но и грамматически.
С помощью стрелок покажите смысловые отношения между словами, которые помогли восстановить вам пропущенное слово.
Вступайте в диалог с другими читателями, если работа делается совместно или проверяется в классе.
Приложение №2
Больше всего в детстве я любил … . Как-то бабушка рассказала мне, что если добежать до её конца и обхватить руками, то все люди будут … и здоровыми. Как это прекрасно – … сразу для всех! Я не помню, как мне представлялось это, только больше всего хотелось, чтобы не болела бабушка, а уж ради этого стоило бежать.
С тех пор я стал ждать … , даже готовился к ее штурму – для тренировки бегал. Однажды с утра на горизонте появилась маленькая тучка. Раздался гром, дождь начал капать крупными каплями. Потом ливень, но продолжался недолго.
И вот вновь блеснуло солнце. Вдруг я увидел её! Крутая, ярко горящая, она упёрлась концом в нашем огороде. Я зажмурил глаза, все еще не веря, что вот она поможет мне. И я побежал.
Каково же было мое удивление, когда там ее не оказалось. Она ловко перепрыгнула на берег реки и была так же хороша. Я вновь затаил дыхание и побежал. И снова неудача! Радуга дразнила меня. Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье. От досады я заплакал.# В.Г. Бахмутов «Радуга» 170 слов
Приложение№3
Моя версия |
Версии одноклассников |
Авторская версия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение№4
Моя версия |
Версии одноклассников |
Авторская версия |
|
|
радугу |
|
|
счастливыми |
|
|
счастье |
|
|
радугу |
Приложение №5
Больше всего в детстве я любил … . Как-то бабушка рассказала мне, что если добежать до её конца и обхватить руками, то все люди будут … и здоровыми. Как это прекрасно – … сразу для всех! Я не помню, как мне представлялось это, только больше всего хотелось, чтобы не болела бабушка, а уж ради этого стоило бежать.
С тех пор я стал ждать … , даже готовился к ее штурму – для тренировки бегал. Однажды с утра на горизонте появилась маленькая тучка. Раздался гром, дождь начал капать крупными каплями. Потом ливень, но продолжался недолго.
И вот вновь блеснуло солнце. Вдруг я увидел её! Крутая, ярко горящая, она упёрлась концом в нашем огороде. Я зажмурил глаза, все еще не веря, что вот она поможет мне. И я побежал.
Каково же было мое удивление, когда там ее не оказалось. Она ловко перепрыгнула на берег реки и была так же хороша. Я вновь затаил дыхание и побежал. И снова неудача! Радуга дразнила меня. Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье. От досады я заплакал.# В.Г. Бахмутов «Радуга» 170 слов
Выбор:
сказку, радугу, зарю, радуга;
сильными; счастливыми; умными; счастливая;
сказка, счастье, зарю, счастьем;
сказку, радугой, радугу, зарю.
Приложение №6
Больше всего в детстве я любил … . Как-то бабушка рассказала мне, что если добежать до её конца и обхватить руками, то все люди будут … и здоровыми. Как это прекрасно – … сразу для всех! Я не помню, как мне представлялось это, только больше всего хотелось, чтобы не болела бабушка, а уж ради этого стоило бежать.
С тех пор я стал ждать … , даже готовился к ее штурму – для тренировки бегал. Однажды с утра на горизонте появилась маленькая тучка. Раздался гром, дождь начал капать крупными каплями. Потом ливень, но продолжался недолго.
И вот вновь блеснуло солнце. Вдруг я увидел её! Крутая, ярко горящая, она упёрлась концом в нашем огороде. Я зажмурил глаза, все еще не веря, что вот она поможет мне. И я побежал.
Каково же было мое удивление, когда там ее не оказалось. Она ловко перепрыгнула на берег реки и была так же хороша. Я вновь затаил дыхание и побежал. И снова неудача! Радуга дразнила меня. Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье. От досады я заплакал.# В.Г. Бахмутов «Радуга» 170 слов
ПОДСКАЗКА. План текста. Установить соответствия
1.
2.
3.
4.
«Радуга в огороде», «Неудача», «Рассказ бабушки», «Блеснуло солнце», «Ожидание радуги».
Приложение №7
Больше всего в детстве я любил … . Как-то бабушка рассказала мне, что если добежать до её конца и обхватить руками, то все люди будут … и здоровыми. Как это прекрасно – … сразу для всех! Я не помню, как мне представлялось это, только больше всего хотелось, чтобы не болела бабушка, а уж ради этого стоило бежать.
С тех пор я стал ждать … , даже готовился к ее штурму – для тренировки бегал. Однажды с утра на горизонте появилась маленькая тучка. Раздался гром, дождь начал капать крупными каплями. Потом ливень, но продолжался недолго.
И вот вновь блеснуло солнце. Вдруг я увидел её! Крутая, ярко горящая, она упёрлась концом в нашем огороде. Я зажмурил глаза, все еще не веря, что вот она поможет мне. И я побежал.
Каково же было мое удивление, когда там ее не оказалось. Она ловко перепрыгнула на берег реки и была так же хороша. Я вновь затаил дыхание и побежал. И снова неудача! Радуга дразнила меня. Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье. От досады я заплакал.# В.Г. Бахмутов «Радуга» 170 слов
Ответить на вопрос:
- Что такое счастье для героя текста?
ПОДСКАЗКА. Выбор:
Герой текста очень хотел, чтобы все были счастливы, особенно его бабушка. Для этого он даже тренировался.
Герой текста думал только о своём благополучии, счастье.
Герой текста не задумывался над вопросом, что такое счастье.
Сжатое изложение с элемент. сочинения на основе клоуз-теста
PPT / 1.84 Мб