12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Ветлугина Ирина Владимировна75
Россия, Татарстан респ., пгт. Васильево
2

Урок развития речи в 5 классе «Подготовка к написанию сочинения–описания по репродукции картины К. Васильева «Осень»



Урок развития речи в 5  классе

«Подготовка к написанию сочинения – описания по репродукции картины К. Васильева «Осень»

(оценка коммуникативно-речевых умений учащихся на основе восприятия и осмысления картины)

 

Цели урока:

Обучающая: формировать умение «читать» картину, понимать идейный замысел художника; научить выражать основную мысль картины в сочинении; научить самостоятельно отбирать и систематизировать соответствующий материал для написания сочинения-описания пейзажа;

Развивающая: развивать творческое воображение, пространственное мышление и литературную речь учащихся; развивать навык использования в речи средств художественной выразительности; развивать наблюдательность; ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины

Воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; воспитывать чувство прекрасного, чувство любви к родной природе.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;

Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

 

Планируемые результаты:

Личностные: усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры, обогащение духовно - нравственного, эмоционально – эстетического, расширение мировоззренческого, активизация жизненного опыта обучающихся, формировать интерес к учению.

 

Метапредметные:

Предметные: создание осмысленного связного высказывания, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме

Регулятивные: построение плана, а на его основе и самого сочинения, учитывая причинно-следственные связи, пространственные отношения, цветопись

Познавательные: обогащение словарного запаса, формирование речеведческих понятий, изучение лингвистической и искусствоведческой терминологии, компонентов культуры

Коммуникативные: формирование коммуникативных умений строить речевые произведения разных жанров (описание), выстраивать и поддерживать ситуацию общения с учителем, одноклассниками.

 

Ход урока

1 этап. Организационный

 

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я хотела бы начать наш урок со стихотворения И. Бунина

Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...
(И. Бунин)

О каком времени года идет речь?

Ответы учащихся.

 

Посмотрите в окно, какая прекрасная пора наступила. Осень – удивительное время года. Природа стремительно меняет наряды, Как художник раскрашивает всё вокруг. Меняет наше настроение: мы то радуемся шуршащим под ногами листьям, то грустим, слушая крики покидающих нас птиц. Согласитесь, что в каждом времени года можно найти что-то особенное.

 

Скажите, именем какого художника славится наш поселок?

 

Рассказ подготовленного ученика о художнике.(опережающее домашнее задание).

 

СЛАЙД

 

Наш земляк К. Васильев, на своих полотнах изображал природу родного волжского края. Художник очень любил этот край, особенно природу ранней осенью. Многообразную по оттенкам желтого цвета, остывшую от летнего зноя красоту он запечатлел в картине «Осень» (1973)

Обратимся к картине.

 

2 этап. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности.

 

Итак, о чем мы сегодня будем говорить?

Какие цели мы перед собой поставим?

Напомните, пожалуйста, структуру текста-описания?

 

СЛАЙД

 

Что нужно сделать, прежде чем написать сочинение?

 

3 этап. Актуализация знаний.

 

Работа с планом.

 

Художник К. Васильев и его картина.

Осенний день.

Деревья в золотом наряде.

Лесное озеро

Моё впечатление о картине.

 

Перед вами карточки с пунктами плана. Пожалуйста, разложите их в верном порядке.

 

СЛАЙД план.

 

Сравните, пожалуйста, свой план с эталоном.

Итак, начнем работу над сочинением.

 

4 этап. Творческая работа. Применение знаний и умений в новой ситуации.

 

Обратимся к 1 пункту плана. Подумайте, каким предложением можно начать сочинение, чтобы познакомить читателей с картиной.

 

СЛАЙД

- Какими синонимами можно заменить слова "картина" и "художник", чтобы не повторять их постоянно, запишите.

Что такое синонимы.

( Пейзажист, живописец, мастер, автор. Пейзаж, полотно.)

 

Придумайте и запишите предложения с данными словами, используя материал сообщения.

 

Известный художник К. Васильев, наш земляк, в своем творчестве часто обращался к пейзажу. Особое место среди картин живописца занимает полотно под названием «Осень».

 

Переходим к основной части сочинения.

- Какие глаголы помогут нам описать работу художника? Запишите. (Изобразил, хотел показать, написал, передал).

- Опишите, каким мы видим осенний день. Запишите. Какими эпитетами можно дополнить, подчеркните. Прочитайте, что вы подчеркнули. (Ясный, солнечный, погожий, осенний, теплый).

- Какие краски и тона для изображения осеннего дня выбрал живописец? Допишите свои варианты слов. (Золотистые, яркие, светлые, сочные, теплые)

- Составьте предложение об осеннем дне на картине. ( Художник изобразил солнечный, теплый осенний день. Художник выбрал яркие, сочные золотистые краски.)

- Какой знак препинания понадобится при перечислении однородных членов предложения? (запятая).

- Рассмотрите небо пейзажа. Как его можно описать словесно? Подберите точные определения.(Светло-голубое, высокое). Запишите свои варианты слов. Прочитайте.

- С помощью чего автор полотна передал легкость и прозрачность неба? ( В картине много воздуха). (Художник изобразил облака)

- Какими вы видите облака. ( Пушистые, воздушные, прозрачные, легкие)

- Составьте предложение о небе и облаках. ( По высокому светло-голубому небу плывут пушистые облака).

Какие деревья изобразил Васильев на переднем плане? ( Березы, березовую рощу). Опишите, какими вы их видите. Запишите на карточку.

-Выберите в опорных словах более точные определения, подчеркните.

( Тонкие, гибкие, белоствольные, высокие)

- Как образно можно назвать листья, украшающие деревья? ( наряд). Подберите прилагательные, которые помогут предать красоту берез. (Желто-золотистый наряд, разноцветный, золотой).

- Составьте предложение о березах на картине. ( На переднем плане мы видим тонкие белоствольные березы в желто-золотистом наряде).

- Как интонационно можно выразить свое отношение к увиденному на картине? (с помощью восклицательной интонации).

- Подумайте и составьте восклицательное предложение о березах. (Как красива одинокая березка на берегу реки! Прекрасна березовая роща в золотом наряде!)

- Рассмотрите лесное озеро. Какого цвета вода? Почему художник выбрал именно такой оттенок? (Темно-голубая, почти синяя вблизи, потому что она холодная).

- С чем можно сравнить гладь озера? Найдите точное слово. ( небо)

- Как образно можно назвать поверхность воды в озере? ( зеркальная) Почему? (в ней отражается небо).

- Составьте предложения об озере. (Темно-голубая озеро спокойно раскинулось между деревьями. Вода в нем холодная. В зеркальной воде отражается небо).

- Переходим к заключительной части сочинения. Прочитайте пункт плана.

- Прочитайте начало предложений, которыми можно передать свои впечатления о картине. (Рассматривая картину, я чувствую... Хотелось бы... Я думаю, что...)

- Прислушайтесь к себе, какие чувства вы испытываете? ( восторг, восхищение, грусть, радость....)

- Составьте предложение о своих чувствах. ( Рассматривая картину, я чувствую радость и восторг.)

- Поднимите руку, кто хотел бы побывать в этом уголке природы, который описал Васильев? Как об этом можно написать? ( Хотелось бы побывать в этом прекрасном уголке природы).

- Как вы думаете, на что хотел обратить внимание зрителей сам художник? (Я думаю, что К. Васильев хотел показать удивительную красоту осенней природы. Мне кажется, что художник хотел передать восхищение золотой осенью.)

 

5 этап. Контроль усвоения, обсуждение.

 

- Напомните, сколько частей будет в сочинении? (3 части). Назовите их. Что мы знаем об основной части?

- Как будете записывать каждую часть? ( С красной строки). Сколько абзацев будет в тексте?

 

Проверка сочинения.

 

- Ребята, отложите ручки. Послушаем сочинения ребят.

- Прочитайте свое сочинение. (1-2 ученика)

 

Обратите, пожалуйста, внимание: у вас на столах лежат листы взаимооценки. Обменяйтесь своими сочинениями. Оцените работу своего одноклассника.

 

Сочинение-описание по картине.

Получилось ли у одноклассника описание картины К. Васильева «Осень»? Как определить?

Да +

Нет -

Картину можно узнать по этому описанию?

 

 

Рассказ связный, объединен общей темой?

 

 

Удалось ли однокласснику выразить свое отношение к картине? Интересно слушать впечатления от картины?

 

 

 

- Получилось ли у ребят описание картины К. Васильева? Как определить, что получилось?

(Можно узнать картину по этому описанию, рассказ связный, интересно слушать впечатления от картины).

- Удалось ли выразить свое отношение?

 

6 этап. Итог урока. Рефлексия.

 

- Кто сегодня почувствовал себя словесным художником, поднимите руки?

- Что показалось наиболее интересным в вашей работе?

- Какие затруднения вы почувствовали, в чем?

- Как мы готовились к сочинению? (Составляли план сочинения; делились своими чувствами об увиденном; подбирали точные выражения для описания: синонимы, эпитеты, сравнения; составляли предложения, в том числе восклицательные; работали над грамотностью слов).

 

Д.з. дописать сочинение

 

Примечание: во время урока за каждый ответ ученику выдается кленовый листок.

Количество листочков - показатель активности ученика.

 

Работа над сочинением выполняется на листе формата А 4 , который сложен (3 части), в конце урока листок разворачивается, у учащихся получается готовое сочинение.

 

Приложение

 

Сочинение-описание по картине.

Получилось ли у одноклассника описание картины К. Васильева «Осень»? Как определить?

Да +

Нет -

Картину можно узнать по этому описанию?

 

 

Рассказ связный, объединен общей темой?

 

 

Удалось ли однокласснику выразить свое отношение к картине? Интересно слушать впечатления от картины?

 

 

 

Художник К. Васильев и его картина.

Осенний день.

Деревья в золотом наряде.

Лесное озеро

Моё впечатление о картине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На свернутом листе А4 следующая информация: 


Урок развития речи
PPTX / 8.17 Мб

 

 

Художник и его картина

Картина - _____________________________________________________________________________________

Художник - ___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Осенний день.

Глаголы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Осенний день: ясный, солнечный, погожий, осенний, туманный, холодный.

Краски (цвета) : золотой,________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Небо: ________________________________________________________________________________

Облака:_______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Березы: белоствольные, высокие, тонкие___________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Наряд: _______________________________________________________________________________

Лесное озеро:__________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Мое впечатление от картины:


 

Рассматривая картину, я чувствую…__________________________________________

Хотелось бы... _____________________________________________________________

Я думаю, что К. Васильев хотел показать…………………………………………………. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.