Урок развития речи в 7 классе «Подготовка к сочинению по картине Сурикова «Взятие снежного городка»»

1
0
Материал опубликован 1 April 2018

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Зимовниковская средняя общеобразовательная школа № 10

Урок по развитию речи в 7-м классе. Подготовка к сочинению по картине В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».

Учитель Санкина Г. И.

п. Зимовники

Урок по развитию речи в 7-м классе. Подготовка к сочинению по картине В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».

Цели:

познакомиться с жизнью и творчеством знаменитого художника;

подобрать нужный материал к сочинению, умение учащихся описывать картину;

привить любовь к прекрасному.

Ход урока.

Оргмомент.

Звучит музыка о зиме.

Учитель: Зима! Какое наслаждение! Ребята, посмотрите в окно: снег идет, все искрится от снега, кругом белым- бело- какая красота. Улыбнитесь друг другу и порадуйтесь зимушке- зиме. А что нравится вам делать зимой?

Учащиеся отвечают ( играть в снежки, кататься с горки, играть в хоккей).

Учитель: Многие поэты, писатели посвящали свои творения этому прекрасному времени года. Замечательные художники тоже изображали на своих полотнах зиму. Известны ли вам они?

Учащиеся перечисляют картины:

Учитель: И одним из таких художников был Василий Суриков, который написал картину «Взятие снежного городка». Сегодня мы будем подбирать и готовить материал к написанию сочинения по этой картине. Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Учащиеся:

интересно было бы узнать о жизни и творчестве художника;

Научиться составлять словосочетания, предложения по теме;

Подбирать слова для описания;

Научиться что-то сравнивать;

Работать со словарями, находя нужный материал.

Высвечиваются на доске цели урока:

Вот этим мы и будем заниматься сегодня на уроке.

Кто же этот замечательный художник, который привлек наше внимание своей картиной. Раньше вы слышали о нем?

Учащиеся заранее готовили материал о художнике.

1-й ученик. Василий Иванович Суриков родился в 1848 г. в Красноярске. Семья принадлежала к старинному казачьему роду.

Любимым развлечением в Сибири были охота и кулачные бои. С малых лет Суриков с отцом ходил на охоту. От матери перенял любовь к старине, к малой родине, унаследовал чувство прекрасного.

2-й ученик. Тяга к рисованию появилась с малых лет. После смерти отца жилось очень трудно. Талант юного художника заметил золотопромышленник П. И. Кузнецов, который предоставил ему стипендию на обучение в академии художников в Петербурге, которую он закончил с золотой медалью.

3-й ученик. В. И. Суриков делал росписи храма Христа Спасителя, изображал сцены из старинной жизни.

Слайды:

«Утро стрелецкой казни»

«Боярыня Морозова»

«Переход Суворова через Альпы».

Ребята, как вы думаете, что объединяет эти картины? Да, наверняка, и фамилии вы слышали.

Учащиеся: Да, все эти картины объединены одним- они посвящены историческим событиям, реальным событиям и людям. А вот эта картина « Взятие снежного городка» отличается своей направленностью, необыкновенностью.

Учитель: Вернемся к картине. Сейчас разделимся на группы и будем работать.

1 группа. Какой момент игры изобразил художник на картине? ( самый главный, напряженный, кульминационный, всадник в полете, разбивает стену).

2 группа. Удалось ли художнику передать эмоции людей, какая игра. Назовите глаголы, которые отражают действия людей. ( игра живая, захватывающая, оживленная, всадник в стремительном полете, конь копытом сбивает преграду; глаголы- провожают зиму, смеются, радуются, веселятся, приглашают).

3 группа. А как ведут себя другие участники игры? ( ведут по- разному: кто-то кричит, кто-то машет хворостинкой, кто-то свистит).

4 группа. А как вы думаете интересна ли игра зрителям? ( конечно, ведь собралось много людей, стоят близко к крепости, с интересом наблюдают, переживают, равнодушных нет).

Учащиеся записывают на доске и в тетради словосочетания из каждой группы.

Учитель: А вам знакома такая игра? И какие вам известны зимние забавы?

Учащиеся: Именно такая игра нам не знакома, но мы с ребятами

Строим снежную крепость и снежками пытаемся ее разбить. Просто играем в снежки, бросаем их на дальность.

А еще нам нравится праздник «Проводы зимы»; он проводится на масленицу, где все веселятся, водят хороводы, сжигают чучело, едят блины, поют песни.

Учитель: Вот и наши юные художники запечатлели моменты праздника у нас в поселке. ( прикрепить рисунки).

Работа в группах ( по картине).

1 группа. Что говорит нам об атмосфере праздника? ( праздничная одежда, сани разряженные, люди радостные, веселые).

2 группа. А как вы думаете чья это игра? ( пришли все люди, а значит всеобщая, участвуют и стар, и млад).

3 группа. Ребята, продолжите ряд слов, к таким явлениям, как

Зима-снег, мороз, катание, веселье…

Масленица- блины, гуляние, игры…

Снежный городок- крепость, кони, всадники…

4 группа. Соотнесите слова глаголы к словам:

Всадник- несется, мчится

Участники волнуются, переживают

Игры

Зрители- радуются, кричат.

Затем учащиеся выбирают слова из каждой группы и записывают в тетрадь и на доске.

Учитель: Часто в сочинении для яркости, красоты мы используем слова. ( на доске прикреплены главные слова, а на парте есть слова, найдите соответствие слов и прикрепите).

БИТВА КРЕПОСТЬ ОТВАЖНЫЙ МУЖЕСТВЕННЫЙ

Бой твердыня бесстрашный резвый

Побоище укрепление шустрый

Учитель: Что это за слова?

Учащиеся: СИНОНИМЫ.

Учитель: Правильно, напишите эти слова, наверняка, вы будете использовать их в сочинении.

А теперь мы поработаем еще со словарями, которые помогут нам в написании сочинения, продолжаем работу в группах, составим словосочетания, предложения.

1 группа. Работа со словарем фразеологизмов и эпитетов.

От мала до велика- все без исключения

Очертя голову- стремительно, напролом

Как пить дать- наверняка

С минуты на минуту- вот- вот

Работа с эпитетами

2 группа. Составьте словосочетания, которые будете использовать в сочинении. ( красивые сани, удивительное зрелище, радостная детвора, громкий свист).

3 группа. Продолжите ряд определений:

Конь- смелый, горячий

Молодцы- сильные, отважные

Девицы- нарядные, скромные.

4 группа. Составьте предложения, используя слова в переносном значении.

( у всех людей на морозе щеки горят; от восторга праздника глаза блестят; у всадника железная воля к победе).

Учащиеся отвечают по очереди. Запись на доске и в тетради.

Учитель: На доске текст, объясните орфографию и пунктуацию.

Учащиеся объясняют все, потом записывают текст в тетрадь.

Мы любим зиму за (то), что она нам дарит разные забавы: катание на санках, игру в снежки. Ребятишки машут хворостинками, что(бы) к..ней напугать. Молодеж… веселит(?)ся, а моро… жгуч, щипл…т щ…ки. Всадник бес…трашен. Учитель: Что же остается нам сделать в конце урока?

Ученики: Вспомнить напоминание – подсказку о том, как писать сочинение.

Учитель: И, конечно обсудить, добились ли мы поставленной цели на уроке?

1 группа. Начало, вступление.

2,3 группы. Основная часть сочинения- передний план картины, задний план картины.

4 группа. Заключение, вывод.

(Каждая группа говорит варианты написания сочинения. Учащиеся прослушивают, что-то записывают в тетрадь).

Учитель: Ребята, что же вы узнали сегодня на уроке? Что удивило вас, что понравилось, заинтересовало?

Мы добились поставленной цели на уроке- это главное.

Учитель объявляет оценки за работу на уроке.

На доске домашнее задание:

Доработать над материалом сочинения

Откорректируйте, выберите нужное

Напишите сочинение на черновик.

А вы все молодцы, работали, старались. Спасибо всем вам за работу на уроке.

(Выдаются эмблемки каждому ученику).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации