VII. Обобщение и систематизация знаний. Работа с текстом.
Цель:
тренировать способность к самоконтролю и взаимооценке;
проверить свое умение применять изученный способ работы с текстом;
развивать умение самостоятельной работы и взаимопроверки по эталону.
14 минут
|
Организовывает высказывания обучающихся и мотивирует на критическое оценивание ответов одноклассников.
– Какой тип речи представлен в тексте? (Повествование с элементами рассуждения)
– Каков стиль речи? (Художественный)
– Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) По тому, как раскрываются кувшинки, можно определять, какая будет погода.
2) Валерия – знакомая героя-рассказчика – любила плавать в море, плавала по руслу старой реки на лодке.
3) Чувства рассказчика остались для Валерии непонятными.
4) Рассказчик сомневался в том, что его любимые места понравятся Валерии, так как природа в его деревне не отличалась экзотической красотой.
5) Валерия тонко чувствовала красоту окружающей природы, прелесть неброских цветов, соснового леса, прозрачной уютной реки.
5. Лингвистическая картина текста. (Самостоятельная работа: тестирование с раздаточным материалом).
Задание тестирования: найдите в тексте или группе предложений:
– риторическое восклицание (№10)
– метафора (№22)
– сравнение (№26, 28).
– гипербола (№57).
– среди предложений 43-46 найдите сложноподчиненное с придаточным изъяснительным (№45).
– среди предложений 20-24 найдите предложение, осложненное обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом (№23).
– среди предложений 47-50 найдите бессоюзное предложение (№49).
– какое из предложений 25-27 связано с предыдущим с помощью указательного местоимения? (№27).
Взаимопроверка.
|
Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время обсуждения ответов во фронтальном режиме.
Работают самостоятельно, выполняя тестирование по материалу текста.
Работы проверяются путём взаимопроверки обучающихся.
Оценивают деятельность на данном этапе: производят контроль и коррекцию ответов друг друга.
|
Беседа с учителем и одноклассниками. Выполнение задания с выбором ответа.
Задание тестирования: найтив тексте или группе предложений средства художественной выразительности.
|
Анализировать, сравнивать, выстраивать последовательность, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи; соотносить информацию, представленную в разных формах (текст, вопросы), преобразовывать информацию из одной формы в другую. (П)
Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.(К)Высказывать предположения на основе наблюдений. (Р)
|
VIII. Воспроизведение знаний на новом уровне.
Цель:
актуализировать учебное содержание, необходимое для закрепления необходимых умений анализа текста;
актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.
(25 минут)
|
6. Смысловой анализ текста.
1) Беседа:
– Попробуем определить тему этого текста. (Текст о любви к Родине, к природе родного края).
– С чего начинается любовь к родному краю?
– Во что со временем перерастает эта любовь? (В любовь ко всему человечеству.)
– От чьего лица ведётся повествование в тексте? (Повествование ведётся от первого лица, то есть от лица самого героя.)
–Что мы можем сказать о герое текста, его мыслях и чувствах? (Точка зрения главного героя взаимодействует в тексте с точкой зрения героини, он по многим признакам любит свою родину, место, где родился и вырос.Для героя неброская русская природа средней полосы прекрасней и милей экзотических заокеанских красот.)
– Что можно сказать о синтаксической структуре текста? (Для синтаксиса рассказа характерно особое абзацное построение: абзац включает несколько сложных синтаксических единиц или строится как последовательность многочленных сложных предложений, каждое из которых насыщено тропами, заключают в себе определённую микротему.)
– Давайте вспомним, какова композиция сочинения.
Вступление.
Сформулировать основную проблему.
Прокомментировать проблему.
Изложить авторскую позицию по проблеме.
Изложить свое мнение по заявленной проблеме.
Два аргумента.
Заключение-вывод.
2) Формулирование проблемы текста.
– Сформулируем проблему текста. Вспомним, что такое проблема? (Сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения.)
– Основная проблема текста, как правило, если называется, то называется неоднократно, автор возвращается к ней снова и снова. Определению проблемы текста способствует поиск ключевых слов. Ключевые слова, как правило, имеют свойство повторяться, в том числе в виде синонимов, создавать лейтмотивы.
Способы выражения проблемы текста тоже бывают разнообразны:
проблема формулируется автором открыто, в виде тезиса,
проблема формулируется на основе отдельных суждений и замечаний автора, разбросанных по тексту,
проблема не называется в тексте, а выявляется путем анализа его сюжета, реплик, описаний и так далее (характерно для художественного текста).
Основная проблема – это та,
которая стала объектом раздумий автора;
над которой он в основном размышляет;
к которой он неоднократно возвращается.
– Постарайтесь сформулировать и записать проблему либо в форме вопроса, либо в форме утвердительного предложения. (Речевые клише.)
Как человек воспринимает окружающую его природу? Что производит на него впечатление? Над этим вопросом размышляет В.Солоухин в своем тексте.
В своем тексте В.Солоухинрассматривает проблему восприятия природы.
В чём проявляется любовь человека к Отечеству? Об этом вопросе рассуждает В. Солоухин в своём тексте.
В своём тексте Солоухин поднимает проблему взаимопонимания людей.
Может ли один человек понять то, что чувствует другой человек? Об этом размышляет в своём тексте В.Солоухин.
– Текст В.Солоухина художественный, поэтому проблема не обозначена открыто. Она обозначена через отношение автора к природе родного края, его желание рассказать людям, как прекрасен мир и как человек много теряет, если не находит возможности для общения с родной природой.
Примерный круг проблем
|
1. Проблема восприятия природы родного края.
|
2. Проблема любви к Родине.
|
3. Проблема взаимопонимания людей. (Может ли один человек понять то, что чувствует другой человек?)
|
3) Комментарий проблемы текста.
– Нужно обратить внимание на то, что комментируется именно сформулированная выпускником проблема и никакая другая. Комментарии берутся из рассматриваемого текста, при этом демонстрируется понимание замысла текста, логики мысли автора. В качестве комментариев не может быть дан простой пересказ текста, не может быть процитирован большой фрагмент исходного текста. Автор текста, как правило, пытается акцентировать внимание читателя на проблеме, обозначить её ярко, выпукло, чтобы она так же возмутила читателя, как возмущает и его самого. И делает он это с помощью:
оценочной и специальной лексики,
эмоционального тона текста,
художественных средств,
композиции произведения и т.д.
Также автор может рассказать об истории существования проблемы, о путях её решения в другие времена и в других странах, об актуальности проблемы сегодня и т.д.
Это важно найти в тексте, чтобы продемонстрировать не только понимание проблемы, но и актуальность её постановки. Не случайно за комментарии к сформулированной проблеме выпускник получает 2 балла. Все комментарии должны быть связаныссформулированной выпускником проблемой.
– Теперь нам предстоит прокомментировать сформулированную проблему.
– Какие вопросы можно осветить в комментарии?
Почему автор предпочел именно эту проблему?
Актуальна ли она? Часто ли мы встречаемся с этой проблемой в наши дни?
К какой категории относится избранная автором проблема?
Как автору удалось привлечь к ней внимание читателя?
Как характеризует автора выбор данной проблемы?
– Давайте вернемся к тексту В.Солоухина.
К какой категории можно отнести проблему? (Нравственная).
Дадим определение проблемы. (Важная, волнующая, острая, актуальная, серьезная, сложная)
Почему, характеризуя проблему, мы выбрали именно эти определения? – В последнее время проблема … является одной из центральных проблем нашей жизни; это серьезная проблема, так как …; это важная проблема,
потому что ….
4)Работа в группах: составить варианты комментария к сочинению-рассуждению.
Учитель организовывает работу учащихся в группах:
- Начало рассказа — это обобщённая картина бытовых реалий, представления о солнечном деревенском лёте, от которого невозможно уехать (так думает героиня). А концовка рассказа — нравственный вывод о прекрасном в мире природы и человеке. «Нам из целой реки, в сущности, из целого мира, понадобилось одна — единственная кувшинка». Ведь через этот цветок герои глубже познали первозданный природный мир, а может быть, и законы природы: сила, стихия, свобода.
– Мы проблему прокомментировали. Теперь формулировку проблемы соедините с комментарием, напишите свои варианты по К1 и К2.
– Не забудьте о том, что в комментарии не должно быть:
Пересказа исходного текста или любой его части;
Рассуждений по поводу нескольких проблем.
Учащиеся зачитывают образцы.
5) Изложение авторской позиции.
– Итак, проблема сформулирована и прокомментирована. Теперь нам следует изложить авторскую позицию, т.е. ответить на вопрос: что автор думает по данной проблеме?
– Если проблему текста рассматривать как вопрос автора, то позиция автора - это ответ на вопрос, как нужно поступить, чтобы решить эту проблему. Чтобы найти в тексте позицию автора, нужно применить те же способы, что и при поиске поставленной проблемы.
– Какова позиция автора? Подтвердите цитатой.
Слово «кувшинка» в тексте наполнено более высоким и глубоким смыслом: «кувшинка»" - это символ красоты, чистоты, Родины, наконец, просто счастья.
Таким «приращением» смысла характеризуются и другие слова рассказа: река, круча и другое. Эти символы малой Родины – средство психологической характеристики героя: то, с каким чувством произносит их герой, как описывает их, подчёркивает его любовь к родным местам, восприимчивость его натуры, поэтичность.
То ли красота родной земли делает человека поэтом, то ли человек с тонкой душой видит в простых вещах поэзию. Наверное, и то, и другое - всё в рассказе, как и в жизни, переплетено, взаимосвязано и взаимозависимо.
Итак, в небольшом рассказе Владимир Солоухин попытался выразить, как больно и горько любящему человеку представить, что его восхищение и единение с природой не найдёт ответа в сердце приехавшей девушки может быть, произойдёт «отъединение» их друг от друга.
|
Работают с текстом, производя анализ, определяя тему, проблему текста. Отвечают на вопросы учителя.
Слушают друг друга, дополняют, аргументируют ответ, отвечают на поставленный вопрос, оформляют мысли в устной форме.
Обсуждают синтаксическую структуру текста, определяют микротемы текста.
Отвечают на вопросы по композиции будущего сочинения.
Осознанно строят речевое высказывание в устной форме, воспроизводят опорные знания по теме урока. Пробуют полно и точно выражать мысли, учатся слушать ответы друг друга, вносят поправки, дополнения.
Определяют ключевые слова текста.
Повторяют способы выражения проблемы текста.Соотносят уже известное и еще неизвестное, прогнозируют результат и уровень усвоения знаний.
Определяют основную проблему текста. Учатся правильно и осознано строить высказывание, аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации.
Закрепляют умение пользоваться речевыми клише.
Выражают мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, высказывают вслух разные точки зрения перед окончательным выбором правильного ответа.
Находятся в режиме совзаимодействия, строя предположения, пытаясь их аргументировать.
Выражают мысли с полнотой и точностью, инициативно ведут диалог, быстро реагируют на мнение собеседника, используют критерии для обоснования своего суждения.
Работая в группе, обсуждают задание, кооперируют усилия по решению учебной задачи, создают варианты комментария к сочинению-рассуждению.
Дети зачитывают результаты групповой работы, обсуждают их достоинства и недостатки.На основе предложенных критериев оценивают результаты учебной работы групп.
Самостоятельно выделяют авторскую позицию в тексте, записывают в тетрадь.
Озвучивают свои записи, аргументируя свои мысли цитатами текста.
|
Аналитическая беседа по содержанию текста.
Обсудить синтаксическую структуру текста, определить микротемы текста.
Составляют план будущего сочинения.
Сформулировать примерный круг проблем данного текста.
Определить ключевые слова текста.
Вспомнить способы выражения проблемы текста.
Определить основную проблему текста. Доказать, почему эта проблема является основной в тексте. Потренироваться в употреблении речевых клише.
Обсудить способы комментария текста.
Работа в группах: составить варианты комментария к сочинению-рассуждению.
Самостоятельно изложить авторскую позицию.
|
Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать; производить отбор и систематизацию материала. (П)
Уметь точно выражать свои мысли; понимать на слух ответы; уметь адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ. (К)
Высказывать предположения на основе наблюдений. (Р)
Анализировать, сравнивать, выстраивать последовательность, делать выводы. (П)
Уметь формулировать собственное мнение и позицию;уметь задавать вопросы; уметь выделять существенную информацию из текстов и сообщений. (К)
Воспринимать информацию в разных формах. (Р)
Анализировать, сравнивать, выстраивать последовательность, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи; извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, схемы), преобразовывать информацию из одной формы в другую. (П)
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; свободно излагать свои мысли в устной форме; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; осуществлять речевой само- и взаимоконтроль.(К)
Соотносить цели и результаты своей деятельности; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.(Р)
Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах, уметь соотносить её; конструировать синтаксические модели; устанавливать причинно-следственные связи. (П)
Свободно излагать свои мысли в устной форме в выбранном стиле.; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; взаимодействовать в группе, осуществлять речевой самоконтроль; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. (К)
Искать пути решения проблемы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. (Р)
Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы. (П)
Владеть монологической и диалогической формами речи; выступать с небольшими сообщениями; осуществлять речевой самоконтроль. (К)
Высказывать предположения на основе наблюдений. (Р)
|
IХ. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Цель:
Научить аргументировать своё предположение, подбирать доказательства для обоснования своего мнения.
(18 минут)
|
6) Аргументация собственного мнения по проблеме.
– Выразите собственное мнение по данной проблеме.(Конечно, мы согласны с мнением Владимира Солоухина в том, что могущество природы может превратить человека из несчастного в счастливого. От нее зависит жизнь человека, его эстетическое развитие, его понимание красоты, его понимание любви к Родине. Любовь к Родине – в стремлении любоваться каждой травинкой и цветком, растущими в родной сторонке.)
– Аргументируйте собственное мнение по проблеме.
– Вспомним, что такое аргумент? (Доказательства, приводимые в поддержку тезиса, факты, примеры, утверждения, объяснения).
– Сколько аргументов вы должны привести? (Два)
Литературные аргументы.
Примеры влияния природы на духовное развитие человека можно найти в следующих произведениях:
1) А.П. Чехов «Степь». Егорушка, мальчик 9-ти лет, пораженный красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажется, что степное пространство способно и страдать, и радоваться, и тосковать. Его переживания и мысли становятся не по-детски серьезными, философскими.
2) Л.Н. Толстой «Война и мир» Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел старый дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в душе героя, связаны с красотой и величием могучего дерева.
3) А. Никитин «Хождение за три моря» Известный русский путешественник побывал во многих странах, видел удивительную красоту Юго-Восточной Азии, но постоянно жил воспоминаниями о родине, тосковал о ней.
4) стихи Ф.Тютчева, С.Есенина, Н.Рубцова (Учащиеся приводят пример.)
Аргументы из жизненного опыта. (Учащиеся приводят пример.)
7) Работа в парах.
– А теперь придумайте вступление, заключение. (По парам.) Помните, что вступление и заключение должны перекликаться.
|
Учатся аргументировать свое предложение, убеждать, уступать, сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов.Соотносят материал с жизненным опытом.
Приводят доказательства, аргументы и примеры в поддержку своего мнения. Обсуждают возможные литературные аргументы.
Приводят доказательства, аргументы и примеры в поддержку своего мнения. Обсуждают возможные аргументы из жизненного опыта.
Работают в парах. Составляют тексты вступления и заключения к будущему сочинению-рассуждению.
|
Найти аргументы для доказательства правоты своего мнения.
Составить тексты вступления и заключения к сочинению-рассуждению. Работа в парах.
|
Уметь аргументировать свое предложение, убеждать; уметь строить работу на основе алгоритма; осуществлять познавательную рефлексию; анализировать, сравнивать, группировать. (П)
Уметь слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. (К)
Уметь искать пути решения проблемы. (Р)
Осуществлять отбор и систематизацию материала.(П)
Осуществлять взаимодействие в парах; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. (К)
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. (Р)
|
Савельева Лариса Евгеньевна
Грибанова Ирина Эдуардовна