Урок русского языка «Контрольное изложение» (7 класс, УМК Т. А. Ладыженской)
Русский язык 7 класс
Тема: Контрольное изложение текста 1
Цель:
Образовательная: проверить уровень сформировнности коммуникативных и нормативных речевых умений и навыков обучающихся;
Развивающая: расширить и углубить предметную компетенцию обучающихся;развиать навыки работы с текстом.
Воспитательная: содействовать воспитанию личности, способной убедительно и грамотно выражать свои мысли, воспитывать чувство долга, чести, взаимопонимания,
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний.
Оборудование: текст изложения
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности. Постановка учебной задачи.
III. Работа над текстом изложения.
1. Чтение текста учителем.
Радушие семьи Житковых изумляло меня. Оно выражалось не в каких-нибудь слащавых приветствиях, а в щедром и неистощимом хлебосольстве. Приходили какие-то молчаливые, пропахшие махоркой, явно голодные люди, и их без всяких расспросов усаживали вместе с семьёю за длинный, покрытый клеенкой стол и кормили тем же, что ела семья. А пища у нее была простая, без гурманских причуд: каша, жареная скумбрия, вареная говядина. Обычно обедали молча и даже как будто насупленно, но за чаепитием становились общительнее, и тогда возникали бурные споры о Льве Толстом, о народничестве.
Кроме литературы, в семье Житковых любили математику, астрономию, физику. Смутно вспоминаю какие-то электроприборы в кабинете у Степана Васильевича. Помню составленные им учебники по математике; они кипой лежали у него в кабинете.
Очень удивляли меня отношения, существовавшие между Степаном Васильевичем и его сыном Борисом: то были отношения двух взрослых, равноправных людей. Борису была предоставлена полная воля, он делал что вздумается - так велико было убеждение родителей, что он не употребит их доверия во зло. И действительно, он сам говорил мне, что не солгал им ни разу ни в чем.
Раньше я никогда не видывал подобной семьи и лишь потом, через несколько лет, убедился, что, в сущности, то была очень типичная для того времени русская интеллигентская трудовая семья, щепетильно честная, чуждая какой бы то ни было фальши, строгая ко всякой неправде. Живо помню, с каким восхищением я, тринадцатилетний мальчишка, впитывал в себя ее атмосферу. (225 слов) (По К.И. Чуковскому)
2. Беседа по содержанию текста.
Озаглавьте текст.
Ответьте на вопросы:
- Чем Чуковскому нравилась семья Житковых?
- Почему так мног людей с радостью приходили к ним в дом?
- Чему мы можем научиться у главных героев?
- Какова связь текста с современной жизнью?
3. Повторное чтение текста.
– Подумайте, из скольких частей состоит текст.
4. Деление текста на части, составление плана.
– Сколько частей можно выделить в тексте? О чем рассказывается в каждой из них?
– Составление примерного плана.
5. Пересказ текста по составленному плану.
6. Орфографическая подготовка.
– Объясните написание следующих слов. (Открывается запись на доске.)
IV. Написание текста изложения. Индивидуальная помощь отдельным слабоуспевающим обучающимся.
V. Самопроверка
VI. Итог урока.
VII. Рефлексия
VIII. Домашнее задание. Повторить теоретический материал по теме «Причастие».