Урок русского языка в 5 классе «Изложение с изменением лица» (Упражнение 547 по УМК Т. А. Ладыженской)
Технологическая карта уроков
1.Шаринская Елена Викторовна.
2.5 класс (русский язык).
3.Тема урока: Изложение с изменением лица (упражнение 547).
4.Место и роль урока в изучаемой теме. Это первый урок и второй уроки. Тип урока: урок развития речи.
5.Цель урока: создать условия для совместной познавательной деятельности в процессе изучения темы урока: «Изложение с изменением лица».
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать о возможности использования существительных-синонимов для устранения неоправданных повторов одних и тех же слов, более точного выражения мыслей; уметь излагать содержание исходного текста с изменением лица.
Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений, навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Оборудование: компьютер, проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация.
Основные понятия: художественный стиль речи.
Используемые ресурсы:
1.Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В двух частях. ФГОС. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 3-е издание. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. Москва «Просвещение» 2014 год.
2.Т.В. Раман. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык 5 класс» (М. «Проcвещение»). Рекомендовано Российской Академией Образования. Издательство «Экзамен» Москва 2014 год.
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Вступительное слово: -Давайте определим настрой на работу, своё настроение: (отличное, хорошее, не совсем готовы). - Сегодня мы продолжим работу с текстом, определим его тип, тему, главную мысль, будем учиться писать изложение с изменением лица. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку. | Фронтальная | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра). | Листы обратной связи |
2.Актуализация и пробное учебное действие. 3. Выявление места и причины затруднения. | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Чтение текста и беседа по содержанию. Эвристическая беседа. Физкультминутка | Текст изложения (в учебнике 2 часть с.81-82.). 1)Заболел я однажды, и мне дали путёвку в южный санаторий, где я никогда не бывал. (…) В приморском парке росли деревья и кусты, собранные со всех стран мира. Встречались здесь деревья с африканским знойным отливом в широких листьях. Фикусы росли на улице, а я-то думал, что они растут лишь в кадках по российским избам. Воспетые в восточных одах, широко стояли платаны и чинары, роняя на чистые дорожки мохнатые шарики с ниточками. Кипарисы, тёмные и задумчивые, и днём и ночью мудро молчали. (…) И пальмы, пальмы. Низкие, высокие, разлапистые, с шевелюрами современных молодых парней. 2) Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам своим не поверил. Не растут берёзы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Берёзы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и всё-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности. Берёзки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берёз лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже… Я глядел на эти берёзы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зелёной пене берёзового листа… В.П.Астафьев. -От чьего лица идёт рассказ? (От лица автора). -Почему главному герою дали путёвку? (Он заболел.) -Что такое путёвка? Сколько лексических значений имеет это слово? Как называются слова, имеющие несколько лексических значений? - В каком словаре мы можем узнать значение слов? (В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова.) Ребята сначала дают своё толкование слова, а затем находят в словаре С.И.Ожегова значение слова «путёвка» и сравнивают. Путёвка, -и, ж. 1. Удостоверение, выдаваемое лицу, направляемому куда-нибудь. 2. Листок у водителей транспорта с указанием маршрута и выполняемого задания. (Спец.) -Каково лексическое значение слова «санаторий»? Ребята находят словарную статью в словаре С.И.Ожегова. Санаторий, -я, м. Лечебное учреждение, оборудованное для лечения и отдыха. -Где находится санаторий? (На юге страны.) -Бывал ли там раньше автор? (Нет, он там впервые.) -Куда пошёл гулять главный герой? (В парк.) -Почему парк называется приморским? -Чем поразил автора этот парк? (Там росли деревья и кустарники со всего мира.) Какие деревья там росли? (Фикусы, платаны, чинары, кипарисы, пальмы.) Учитель открывает слайды с изображением названных растений. -Что поразило главного героя при виде фикусов? (Они росли не в кадках, а на улице.) -Автор пишет, что платаны и чинары «воспеты в восточных одах». Давайте посмотрим значение слова «ода». Учащийся читает словарную статью из «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова. Ода, -ы, ж. Торжественное стихотворение, посвящённое какому-нибудь событию, герою, реже предмету. -На что похожи семена чинар? (На мохнатые шарики с ниточками.) -Какие пальмы увидел главный герой? (Низкие, высокие, разлапистые.) -С чем сравнивает В.П.Астафьев листья пальм? (С шевелюрами современных молодых людей.) Определение главной мысли текста и подбор к нему заголовка. -Сделаем вывод о содержании 1-й части текста. (В 1-й части В.П. Астафьев описывает приморский парк с экзотическими растениями.) -Почему, на ваш взгляд, текст разделён на две части? (В 1-й части говорится об экзотических растениях, а во 2-ой части – о русских берёзках.) -Такой приём называется противопоставлением. -Что увидел автор среди заморских кущ? (Берёзы.) -Как вы понимаете значение слова куща? Учитель сообщает, что в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова отсутствует это слово, но есть однокоренное «кущение», которое значит «то, что кустится». - Почему главный герой «глазам своим…не поверил»? (Берёзы здесь не растут.) -Что обозначает этот фразеологизм? В каком словаре можно найти ответ на этот вопрос? (Во фразеологическом.) -Посмотрим значение оборота в «Новом фразеологическом словаре русского языка» А.Д.Куриловой. Учитель зачитывает словарную статью с толкованием фразеологизма. Не верить своим глазам – страшно удивляться, поражаться и т.п. чему-либо увиденному. -Почему автор называет берёзы сиротами? (Они одиноки среди заморских растений.) -Какие глаголы использует автор, характеризуя действия берёз? -Запишите эти глаголы в тетрадь. -Как сравнивает автор свои ощущения от созерцания берёз и чужеземных растений? Сравним: покойно взгляду после ошеломляющего блеска…бьющей в глаза растительности. -Как появились берёзки в парке? (Привезли на пароходе, отпоили, выходили, они и прижились…) -В чём была особенность их роста? Запишите свой ответ. (… листья берёз лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже…) -Как вы думаете: почему? (Они будто стремились на Родину.) -О чём вспомнил автор, глядя на берёзки? Ответ запишите. (Видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зелёной пене берёзового листа.) -Что представляют собой козырьки ворот? Наличники окон? Учитель поясняет, что «козырьком» ворот является небольшой навес над ними, а «наличником» - накладная планка на оконном проёме. -Как вы понимаете выражение «зелёная пена берёзового листа».) -Как можно озаглавить 2-ю часть текста? («Берёзки в приморском парке», «Нет дерева сердцу милей», «Берёза – символ Родины».) Выделение трудных для написания слов, составление плана изложения. Примерный план: 1.Три берёзки среди заморских кущ. -Глазам своим не поверил. -Берёзы стояли, опустив долу ветви. -От них нельзя было оторвать глаз. -Было так хорошо, покойно взгляду. 2. Листья берёз и вершины были повёрнуты к северу. 3.Он глядел на берёзки и видел … Организует и сопровождает совместную деятельность учащихся. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И – направо! И ещё Через левое плечо! | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов, выделяют трудные для написания и понимания слова. Дают толкование слова «путёвка», выясняют, что это многозначное слово. Определяют, что в тексте слово употреблено в первом значении. Отвечают на вопросы. Рассматривают фотографии и отвечают на вопросы. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов, записывают определения, выделяют трудные для написания и понимания слова, составляют план изложения. Отвечают на вопросы, выполняют задания. Выполняют задания | Индивидуальная, групповая. Фронтальная Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. | Устные ответы. Задают вопросы для уточнения информации. Задают вопросы для уточнения информации, устные ответы. |
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. | - Вспомним автора текста. (В.П.Астафьев.) - Кто он? (Писатель.) - Какую задачу ставит перед собой В.П.Астафьев? (Автор написал текст для читателей.) В нём он передаёт своё отношение к берёзкам, которые увидел в приморском саду, а также свои чувства, испытанные им при этом. Текст образен и эмоционален. Это художественное произведение.) -Продумал ли автор тему и идею произведения? Обдумана ли речь? (Тема и идея продуманы в художественной форме. В.П.Астафьев тщательно отбирал лексические, синтаксические средства.) -Ваша задача – написать изложение 2-й части текста от 3-его лица. Помимо местоимения «он» можете употреблять контекстные синонимы «главный герой», «В.П.Астафьев», «рассказчик». Возможные варианты дальнейшей работы: 1) запись по памяти изложения по вопросам; 2) выборочное списывание по вопросам; 3) запись ответа на один из вопросов. Выбор варианта работы по уровням сложности. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Пишут изложение (черновой вариант) | Индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. | |
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Составление связных рассказов, письменная работа. | Написание изложения (или выбранный вариант задания для более слабых детей). Создаёт условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке. | | Индивидуальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. | Письменная работа. |
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Проверка черновых вариантов. | Контролирует правильность работы детей. | Работа с черновиками. Отвечает на вопросы, под руководством учителя выполняют проверку. | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти.) | Задают вопросы для уточнения информации. |
7.Включение в систему знаний и повторение. | Работа учащихся в парах, составление диалога. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание. | -Что нового, интересного узнали сегодня на уроке? -Что понравилось, запомнилось, удивило? -Что полезного для вас было сегодня на уроке? -Что пригодится в будущем? -Над чем заставил задуматься материал урока? | Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. Делают выводы. Выполняют задание, отвечают на вопросы. | Групповая. | Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы. |