Урок развития речи на тему «Личная гигиена»
Школа | Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Манзурская средняя общеобразовательная школа |
Учитель | Тарасова Ирина Викторовна, первая квалификационная категория |
Ресурс | Конспект урока |
Целевая аудитория | Дети с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) |
Оборудование | Мультимедийное оборудование, иллюстрации с неряшливо одетыми школьниками, игрушечный солдатик, кукла-пупс, игрушка - человечек, кукла-девочка, рисунки с изображением ребят; предметы личной гигиены в коробке, раздаточный материал, таблицы. |
Предмет | Развитие речи |
Тип урока | Урок совершенствования знаний |
Цель урока | Создание условий для формирования понятия «личная гигиена» человека путём введения интриги через постановку наводящих и подводящих вопросов. |
Основная задача | Способствовать социальной адаптации ребёнка с особыми образовательными потребностями, корректируя связную устную речь обучающихся. |
Формы и методы обучения | Беседа-дискуссия с элементами игры и практикума. Словесный, наглядный, игровой, практический методы работы. Метод комментированного управления. |
Педагогические технологии | Проблемное обучение, педагогика сотрудничества, системно-деятельностный и индивидуальный подходы, игровая технология, ИКТ. |
Аннотация | Мотивационная сфера обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеет резко выраженную недостаточность и требует особого внимания учителя. Отмечу, что полной интериоризации (присвоения) по П.Я.Гальперину не предусмотрено в связи с ограничениями как по возрасту, так и уровню интеллектуального развития таких детей. Задача учителя заключается в выделении промежуточных этапов сворачивания действия между этапами, которые выделены в классической теории П.Я.Гальперина. При этом, чем ниже уровень интеллектуального развития, тем больше таких промежуточных этапов следует выделить. И тем более медленным и длительным будет процесс усвоения умственного действия. Работая с детьми с особыми образовательными потребностями, часто сталкиваюсь с проблемой, которая вызывает отталкивающее отношение окружающих от моих подопечных. Неумение следить за своей внешностью и соблюдать личную гигиену. В связи с этим выбрала урок развития речи по проблемной тематике. |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
I.Мобилизующий этап | ||||
Приветствие «Поздороваемся глазами». Предлагаю ребятам иллюстрации с неряшливо одетыми школьниками. Затем показываю игрушечного солдатика, испачканного акварелью; куклу-пупса в рубашке с пятном, неприятно пахнущего луком человечка и взлохмаченную куклу. На противоположной стороне доски вывешиваю рисунки с изображением ребят, одетых в чистую одежду. На другом конце моего стола ставлю аккуратно одетую чистую куклу и кладу чистый носовой платок. Выдерживаю паузу. Улыбаюсь. - Какими бы игрушками вам хотелось поиграть? Почему? | После эмоционального настроя дети рассматривают предложенный материал и начинают высказывать свои мысли. | |||
II.Актуализация опорных знаний | ||||
Просмотр отрывка из мультфильма «Мойдодыр». После просмотра отрывка, в котором от мальчика сбежали все вещи, выслушиваю высказывания детей. -А вы встречали в нашей школе ребят, с которыми вам не очень хочется общаться? Почему? Как называют людей, которые не ухаживают за собой? -Что же нужно делать человеку для того, чтобы с ними хотелось дружить и общаться? -Чему сегодня нам необходимо научиться? Умницы! Все перечисленные вами действия – это личная гигиена человека (прикрепляю табличку ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА к доске). - Прочитаем хором запись на табличке. - И нам предстоит с ней (веду указкой по записи) познакомиться поближе. Именно о том, как нужно соблюдать личную гигиену мы будем сегодня говорить. К концу урока сможем узнавать правила личной гигиены и научимся их применять. | Просмотр отрывка из мультфильма «Мойдодыр». Высказывают свои впечатления. Отвечают на наводящие вопросы Формулируют цель урока (Мыть руки, лицо, тело, причёсывать волосы, стирать одежду и т.п.) Читают хором запись на табличке с доски. Следят глазами за указкой. | |||
III.Совершенствование нового знания | ||||
1.На парте у каждого ребёнка лежат карточки (в зависимости от уровня подготовки). Грязные лицо и руки - ………. возьми зубную щётку и почисти зубы. Волосы торчат в разные стороны - ……. постирай в тазике с тёплой водой. Неприятный запах изо рта - …….. возьми мыло и вымой. Рубашка с пятнами грязи - ……. возьми расчёску и причешись. - Давайте вместе прочитаем начало первого предложения. - Подумаем, как его можно закончить. - Поищите, читая вторую половину предложения, есть ли такой ответ среди них. - Возьмите простой карандаш. - Соедините линией подходящий ответ с началом предложения. - Прочитаем всё предложение, которое у нас получилось. Как вы считаете, правильно ли подобрали? Аналогично продолжаем работу с остальными предложениями. (Вывожу на экран правильно составленные детьми предложения.) Грязные лицо и руки - возьми мыло и вымой. Волосы торчат в разные стороны - возьми расчёску и причешись. Неприятный запах изо рта - возьми зубную щётку и почисти зубы. Рубашка с пятнами грязи - постирай в тазике с тёплой водой. - Ребята, это задание было нам полезно? О чём составляли предложения? Вывод: Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте. 2.Физминутка с музыкальным сопровождением в соответствии с тематикой Мою, мою трубочиста - Чисто - чисто, чисто - чисто. Будет, будет трубочист Чист - чист, чист - чист. 3. А теперь, давайте прочитаем по очереди все предложения так, как у вас получилось. - Можно ли эти предложения считать правилами личной гигиены? Почему? 4. К нам в класс кто-то отправил посылку. Давайте посмотрим, что в ней лежит, и кто её отправил. Читаю вслух сопроводительную записку.
- Отгадайте, что там лежит? (Не удаётся разгадать, узнаём с помощью ощупывания, закрыв глаза). 1.Лёг в карман и караулю: Рёву, плаксу и грязнулю. Им утру потоки слёз, Не забуду и про нос. (Носовой платок) 2.Кто считает зубы нам По утрам и вечерам. (Зубная щётка) 3.Хожу-брожу не по лесам, А по усам, по волосам И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. (Расчёска) 4.Гладко и душисто, моет очень чисто. Нужно, чтоб у каждого было –…Что, ребята? (Мыло) 5.Вроде ёжика на вид, Но не просит пищи. По одежде пробежит, И та станет чище. (Платяная щётка) - Интересно, зачем нам все эти предметы прислал Мойдодыр? Вывод: Все эти предметы для личной гигиены. Только для кого они отправлены, ведь среди нас нет нерях и грязнуль?
| Рассматривают карточки.
Ищут, прочитывая вторую половину задания на карточке. Выбирают подходящий ответ. Берут простой карандаш и соединяют линией подходящий ответ. Прочитывают всё предложение вместе вслух. Соотносят с прошлым опытом. Размышляют вслух и обобщают высказанное с помощью учителя Выполнение упражнений на включение всех анализаторов. Затем поочерёдно выходят к доске, водят указкой по экрану и читают вслух каждое предложение. Высказываются и делают обобщения с помощью учителя. Дети повторяют действия за учителем с громким проговариванием слов. Отвечают на вопрос учителя. Отгадывают загадки по возможности. Не получается разгадать, распознают с помощью ощупывания, закрыв глаза. По ходу работы достают кусок мыла, зубную щетку, носовой платок, расческу, щетку для чистки одежды. Высказываются догадки и утверждения. Обобщают ответы с помощью учителя. | |||
V. Заключительный этап | ||||
Возвращаемся к предметам, которые в начале урока стали мотивом нашей познавательной работы. Оказываю помощь нуждающимся детям. - Посмотрите, пожалуйста, такие же красивые теперь ваши игрушки? Показываю куклу, которую в начале урока разместила на другом конце стола. - Хотели бы вы дружить с этими ребятами? Почему? | Ребята разбирают игрушки и подбирают нужные предметы из посылки. Совершают необходимые действия в соответствии с правилами. Дети, которые справились со своим делом, садятся и прочитывают составленную карточку с правилами про себя. Сравнивают с образцом (чистая кукла с носовым платком). Делают вывод | |||
VI. Рефлексия. Критериальное оценивание |
Список использованной литературы:
1.Мастюкова Е.М., Певзнер М.С.,Пермякова В.А. Дети с нарушениями умственного развития: Учебное пособие. Выпуск 1 - Иркутск, 1992 – 160 с
2.Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. – М.:Просвещение, 1988.- 175 с
3.Ефимова Т.Н. Практическое применение теории поэтапного формирования умственных действий // Современный урок – 2021 г - №2
4.Фатикова Л.Ф. Применение теории П.Я. Гальперина в разработке коррекционных методик для дошкольников с интеллектуальными нарушениями// - Современное дошкольное образование – 2021 г.- №3 (105)
5.https://toomboom.ru/wp-content/uploads/2022/01/Уборка-в-комнате-подростка-edited.jpeg
6.https://i06.fotocdn.net/s132/760ed23e4d85fe21/public_pin_l/2965559750.jpg
7. https://yandex.ru/images/search?img_ur
Приложение 1
Приложение 2
Грязные лицо и руки - ………. возьми зубную щётку и почисти зубы.
Волосы торчат в разные стороны - ……. постирай в тазике с тёплой водой.
Неприятный запах изо рта - …….. возьми мыло и вымой.
Рубашка с пятнами грязи - ……. возьми расчёску и причешись.
Галина Владимировна
Тарасова Ирина Викторовна
Легоцкая Вера Сергеевна
Тарасова Ирина Викторовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Тарасова Ирина Викторовна
Кузнецова Виктория Владимировна
Тарасова Ирина Викторовна