Урок развития речи на тему «Личная гигиена»
Школа | Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Манзурская средняя общеобразовательная школа |
Учитель | Тарасова Ирина Викторовна, первая квалификационная категория |
Ресурс | Конспект урока |
Целевая аудитория | Дети с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) |
Оборудование | Мультимедийное оборудование, иллюстрации с неряшливо одетыми школьниками, игрушечный солдатик, кукла-пупс, игрушка - человечек, кукла-девочка, рисунки с изображением ребят; предметы личной гигиены в коробке, раздаточный материал, таблицы. |
Предмет | Развитие речи |
Тип урока | Урок совершенствования знаний |
Цель урока | Создание условий для формирования понятия «личная гигиена» человека путём введения интриги через постановку наводящих и подводящих вопросов. |
Основная задача | Способствовать социальной адаптации ребёнка с особыми образовательными потребностями, корректируя связную устную речь обучающихся. |
Формы и методы обучения | Беседа-дискуссия с элементами игры и практикума. Словесный, наглядный, игровой, практический методы работы. Метод комментированного управления. |
Педагогические технологии | Проблемное обучение, педагогика сотрудничества, системно-деятельностный и индивидуальный подходы, игровая технология, ИКТ. |
Аннотация | Мотивационная сфера обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеет резко выраженную недостаточность и требует особого внимания учителя. Отмечу, что полной интериоризации (присвоения) по П.Я.Гальперину не предусмотрено в связи с ограничениями как по возрасту, так и уровню интеллектуального развития таких детей. Задача учителя заключается в выделении промежуточных этапов сворачивания действия между этапами, которые выделены в классической теории П.Я.Гальперина. При этом, чем ниже уровень интеллектуального развития, тем больше таких промежуточных этапов следует выделить. И тем более медленным и длительным будет процесс усвоения умственного действия. Работая с детьми с особыми образовательными потребностями, часто сталкиваюсь с проблемой, которая вызывает отталкивающее отношение окружающих от моих подопечных. Неумение следить за своей внешностью и соблюдать личную гигиену. В связи с этим выбрала урок развития речи по проблемной тематике. |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
I.Мобилизующий этап | ||||
Приветствие «Поздороваемся глазами». Предлагаю ребятам иллюстрации с неряшливо одетыми школьниками. Затем показываю игрушечного солдатика, испачканного акварелью; куклу-пупса в рубашке с пятном, неприятно пахнущего луком человечка и взлохмаченную куклу. На противоположной стороне доски вывешиваю рисунки с изображением ребят, одетых в чистую одежду. На другом конце моего стола ставлю аккуратно одетую чистую куклу и кладу чистый носовой платок. Выдерживаю паузу. Улыбаюсь. - Какими бы игрушками вам хотелось поиграть? Почему? | После эмоционального настроя дети рассматривают предложенный материал и начинают высказывать свои мысли. | |||
II.Актуализация опорных знаний | ||||
Просмотр отрывка из мультфильма «Мойдодыр». После просмотра отрывка, в котором от мальчика сбежали все вещи, выслушиваю высказывания детей. -А вы встречали в нашей школе ребят, с которыми вам не очень хочется общаться? Почему? Как называют людей, которые не ухаживают за собой? -Что же нужно делать человеку для того, чтобы с ними хотелось дружить и общаться? -Чему сегодня нам необходимо научиться? Умницы! Все перечисленные вами действия – это личная гигиена человека (прикрепляю табличку ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА к доске). - Прочитаем хором запись на табличке. - И нам предстоит с ней (веду указкой по записи) познакомиться поближе. Именно о том, как нужно соблюдать личную гигиену мы будем сегодня говорить. К концу урока сможем узнавать правила личной гигиены и научимся их применять. | Просмотр отрывка из мультфильма «Мойдодыр». Высказывают свои впечатления. Отвечают на наводящие вопросы Формулируют цель урока (Мыть руки, лицо, тело, причёсывать волосы, стирать одежду и т.п.) Читают хором запись на табличке с доски. Следят глазами за указкой. | |||
III.Совершенствование нового знания | ||||
1.На парте у каждого ребёнка лежат карточки (в зависимости от уровня подготовки). Грязные лицо и руки - ………. возьми зубную щётку и почисти зубы. Волосы торчат в разные стороны - ……. постирай в тазике с тёплой водой.
- Подумаем, как его можно закончить. - Поищите, читая вторую половину предложения, есть ли такой ответ среди них. - Возьмите простой карандаш. - Соедините линией подходящий ответ с началом предложения. - Прочитаем всё предложение, которое у нас получилось. Как вы считаете, правильно ли подобрали? Аналогично продолжаем работу с остальными предложениями.
Грязные лицо и руки - возьми мыло и вымой. Волосы торчат в разные стороны - возьми расчёску и причешись. Неприятный запах изо рта - возьми зубную щётку и почисти зубы. Рубашка с пятнами грязи - постирай в тазике с тёплой водой.
Вывод: Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте. 2.Физминутка с музыкальным сопровождением в соответствии с тематикой Мою, мою трубочиста - Чисто - чисто, чисто - чисто. Будет, будет трубочист Чист - чист, чист - чист. 3. А теперь, давайте прочитаем по очереди все предложения так, как у вас получилось. - Можно ли эти предложения считать правилами личной гигиены? Почему? 4. К нам в класс кто-то отправил посылку. Давайте посмотрим, что в ней лежит, и кто её отправил. Читаю вслух сопроводительную записку.
- Отгадайте, что там лежит? (Не удаётся разгадать, узнаём с помощью ощупывания, закрыв глаза). 1.Лёг в карман и караулю: Рёву, плаксу и грязнулю. Им утру потоки слёз, Не забуду и про нос. (Носовой платок) 2.Кто считает зубы нам По утрам и вечерам. (Зубная щётка) 3.Хожу-брожу не по лесам, А по усам, по волосам И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. (Расчёска) 4.Гладко и душисто, моет очень чисто. Нужно, чтоб у каждого было –…Что, ребята? (Мыло) 5.Вроде ёжика на вид, Но не просит пищи. По одежде пробежит, И та станет чище. (Платяная щётка) - Интересно, зачем нам все эти предметы прислал Мойдодыр? Вывод: Все эти предметы для личной гигиены. Только для кого они отправлены, ведь среди нас нет нерях и грязнуль?
| Рассматривают карточки.
Ищут, прочитывая вторую половину задания на карточке. Выбирают подходящий ответ. Берут простой карандаш и соединяют линией подходящий ответ. Прочитывают всё предложение вместе вслух. Соотносят с прошлым опытом. Размышляют вслух и обобщают высказанное с помощью учителя Выполнение упражнений на включение всех анализаторов. Затем поочерёдно выходят к доске, водят указкой по экрану и читают вслух каждое предложение. Высказываются и делают обобщения с помощью учителя. Дети повторяют действия за учителем с громким проговариванием слов. Отвечают на вопрос учителя. Отгадывают загадки по возможности. Не получается разгадать, распознают с помощью ощупывания, закрыв глаза. По ходу работы достают кусок мыла, зубную щетку, носовой платок, расческу, щетку для чистки одежды. Высказываются догадки и утверждения. Обобщают ответы с помощью учителя. | |||
V. Заключительный этап | ||||
Возвращаемся к предметам, которые в начале урока стали мотивом нашей познавательной работы. Оказываю помощь нуждающимся детям. - Посмотрите, пожалуйста, такие же красивые теперь ваши игрушки? Показываю куклу, которую в начале урока разместила на другом конце стола. - Хотели бы вы дружить с этими ребятами? Почему? | Ребята разбирают игрушки и подбирают нужные предметы из посылки. Совершают необходимые действия в соответствии с правилами. Дети, которые справились со своим делом, садятся и прочитывают составленную карточку с правилами про себя. Сравнивают с образцом (чистая кукла с носовым платком). Делают вывод | |||
VI. Рефлексия. Критериальное оценивание | ||||
Список использованной литературы:
1.Мастюкова Е.М., Певзнер М.С.,Пермякова В.А. Дети с нарушениями умственного развития: Учебное пособие. Выпуск 1 - Иркутск, 1992 – 160 с
2.Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. – М.:Просвещение, 1988.- 175 с
3.Ефимова Т.Н. Практическое применение теории поэтапного формирования умственных действий // Современный урок – 2021 г - №2
4.Фатикова Л.Ф. Применение теории П.Я. Гальперина в разработке коррекционных методик для дошкольников с интеллектуальными нарушениями// - Современное дошкольное образование – 2021 г.- №3 (105)
5.https://toomboom.ru/wp-content/uploads/2022/01/Уборка-в-комнате-подростка-edited.jpeg
6.https://i06.fotocdn.net/s132/760ed23e4d85fe21/public_pin_l/2965559750.jpg
7. https://yandex.ru/images/search?img_ur
Приложение 1






Приложение 2
Грязные лицо и руки - ………. возьми зубную щётку и почисти зубы.
Волосы торчат в разные стороны - ……. постирай в тазике с тёплой водой.
Неприятный запах изо рта - …….. возьми мыло и вымой.
Рубашка с пятнами грязи - ……. возьми расчёску и причешись.

- Давайте вместе прочитаем начало первого предложения.
(Вывожу на экран правильно составленные детьми предложения.)
Галина Владимировна
Тарасова Ирина Викторовна
Легоцкая Вера Сергеевна
Тарасова Ирина Викторовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Тарасова Ирина Викторовна
Кузнецова Виктория Владимировна
Тарасова Ирина Викторовна