12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Волкова Надежда Павловна5143
Россия, Ярославская обл.

Подготовка к написанию сжатого изложения.

Урок развития речи в 9 классе.

Методическое обоснование урока.


Цель урока: подготовить учащихся к написанию сжатого изложения.


Задачи урока:

Отработка следующих учебных умений:

определять тему и идею текста;

определять стиль текста и тип речи;

выделять микротемы и основную мысль каждой микротемы;

разграничивать главную и второстепенную информацию, правильно выделять ключевые слова;

следовать логике авторской мысли;

конструировать предложения и абзацы с использованием методов компрессии;

Решение воспитательных задач:

опираясь на идею текста, доказать учащимся огромную роль книги в истории человечества и в жизни каждого человека;

способствовать формированию убеждения в необходимости бережного отношения к родному языку.

Структура урока:


Этап урока

Упражнения и приемы работы

Время

1. Формулировка цели.

Слово учителя.

2 минут

2. Работа с текстом.

Выразительное чтение текста. Подробный анализ текста. Составление таблицы (плана).

20 минут

3. Теоретический материал по теме.

Запись нового материала в тетрадь. Подробное объяснение приемов сжатия.

15 минут

4. Работа по сжатию текста.

Применение методов сжатия текста.

15 минут

5. Повторение требований к написанию сжатого изложения. Повторное чтение.

Слово учителя. Выразительное чтение текста.

8 минут

6. Написание изложения.


30 минут

На проведение урока отводится 90 минут (2 урока по 45 минут)


Возможные недочеты. Приемы их предупреждения и исправления.


Возможные недочеты

Работа по предупреждению и исправлению недочетов.

Неправильная формули- ровка главной мысли. Несоответствие замыслу автора.

Анализ текста: определение темы и идеи, деление на микротемы, подбор заголовков к ним.

Недочеты в сборе и сис- тематизации материала.

Анализ лексики. Выбор и запись ключевых слов. Подчинение материала структуре текста-рассуждения.

Неправильное компози- ционное построение изложения.

Соответствие схеме рассуждения. Четкое деление текста на абзацы в соответствии с исходным текстом.

Ошибки в речевом оформлении

Анализ текста как образца публицистического стиля. Подбор ключевых слов. Применение способов конструирования предложений при компрессии текста.

Нарушение языковых норм: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Объяснение и запись сложных и новых слов. Повторение грамматических правил: образование падежных форм, способы связи слов в словосочетании. Повторение пунктуационных правил: обособленные члены предложения, тире между главными членами предложения, запятая в сложном предложении. Повторение орфографических правил: безударные гласные в корне слова, НЕ с разными частями речи, Н и НН в суффиксах разных частей речи.

Текст изложения (до сжатия)


Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.

И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру.

Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.

Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг.


Текст сжатого изложения.

Ученые из разных стран единодушно решили, что самое значительное изобретение человечества – это книга. Именно благодаря ей стали возможны многие другие изобретения.

И сегодня книга не утратила своего первостепенного значения. Она остается самым надежным носителем и хранителем информации. Книга – долговечный аккумулятор знаний, не нуждающийся во внешней энергии. Книга служит главному: просвещает людей, ведет их к добру.

Можно обучать и устно, но это бессмысленно. Слово, не закрепленное на бумаге, стирается, уходит из памяти. Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное сохраняется надолго.

Люди всегда стремились обобщить свои наблюдения и знания, и именно в книгах накопился опыт десятков поколений – человеческая мудрость. Как птица не может взлететь без крыльев, так и ум ограничен и скован без чтения книг. (115 слов)


Урок развития речи в 9 классе. Подготовка к написанию сжатого изложения.


Конспект урока.

Цель.

Познакомиться с приемами компрессии текста, проанализировать их. Написать сжатое изложение.

Сжатое изложение – сложный вид работы, требующий навыков отбора существенной информации и исключения информации второстепенной. Сделать это нужно так, чтобы сохранить тему и идею текста, передать главные мысли автора (в соответствии с микротемами), сохранить их логическую последовательность, то есть не подвергать текст искажению, не исключать из него существенные моменты.

Объем сжатого изложения – не менее 70 слов.


Работа с текстом.

(На первых этапах обучения написанию сжатого изложения допустима визуальная работа с текстом).

(Первое чтение).


Работа по лексике и орфографии.

Какие слова в тексте вам непонятны? Обратитесь к толковому словарю.

Объясните значение словосочетаний с этими словами.

Запишите их в свой словарь «Пиши правильно». Объясните орфограммы.


электронные средства коммуникации

стабильный носитель информации

аккумулятор


Также запишите уже знакомые вам слова, объясните орфограммы:


энциклопедия

компрессия

Анализ текста:

Определите тему текста.

Значение книги в жизни человека и истории человечества.

Определите идею текста.

Ум ограничен и скован без чтения книг.

Определите стиль текста.

Какие стили речи вам известны?

Перечислите характерные особенности текста, относящегося к публицистическому стилю речи. (Цель (информирование, передача общественно значимой информации, воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-либо, побуждение к определенным действиям, поступкам), сфера (общественно-экономические, политические, культурные отношения), жанры (статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, ораторская речь, выступление и пр.), характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства).

Определите тип речи. (Рассуждение).

Какие типы речи вам известны?

Назовите особенности построения текста-рассуждения. (Схема: тезис, аргументы, вывод).


Составление плана-таблицы.

Сколько микротем выделено в тексте?

(Абзац = микротема. Деление на абзацы в соответствии с микротемами обязательно!)

Определите основную мысль каждой микротемы.

В какой микротеме содержится тезис? В каких – аргументы и вывод?

Заполните вторую графу таблицы.

Выделите в микротемах ключевые слова. Заполните третью графу таблицы.

(Ключевые слова несут главную информацию, второстепенная отсеивается – суть компрессии текста).


План-таблица сжатого изложения.


Заголовок (основная мысль)

Ключевые слова

1.

Книга – самое значительное изобретение человечества.

единодушно решили; стало возможно; (многие изобретения)

2.

Книга – самый долговечный аккумулятор знаний.

первостепенное значение; надежный и стабильный; информация; просвещает; ведет к добру

3.

Прочитанное слово надолго сохраняется в памяти.

(бессмысленно – замена фразеологизма); не закрепленное на бумаге стирается, уходит из памяти

4.

Ум ограничен и скован без чтения книг.

обобщить; опыт десятков поколений; мудрость; (недаром говорят)


* Ключевые слова, данные в скобках, вписываются в таблицу позднее, после использования приемов компрессии.



Объяснение и запись теоретических сведений о приемах компрессии текста.


Существуют специальные приемы компрессии текста:

исключение;

замена;

упрощение.


1. Исключение:

а) повторов;

б) уточнений и пояснений;

в) фрагментов предложений;

г) целых предложений;

д) рядов однородных членов;

2. Замена:

а) однородных членов обобщающим словом;

б) сложного предложения простым;

в) предложения словосочетанием;

г) прямой речи косвенной;

3. Упрощение (обобщение):

а) нескольких предложений в одно;

б) двух смежных предложений, повествующих об одном и том же.


Работа по сжатию текста.

Обратимся к тексту. На его примере отработаем приемы компрессии.


Первая микротема:

первые три предложения объединяются в одно (упрощение);

исключается ряд однородных членов (исключение);

замена однородных членов обобщающим словом.


Ученые из разных стран единодушно решили, что самое значительное изобретение человечества – это книга. Именно благодаря ей стали возможны многие другие изобретения. (21 слово)


Вторая микротема:

исключаются уточнения в первом и последнем предложениях (исключение);

два предложения объединяются в простое осложненное (упрощение);

исключается фрагмент предложения (исключение).


И сегодня книга не утратила своего первостепенного значения. Она остается самым надежным носителем и хранителем информации. Книга – долговечный аккумулятор знаний, не нуждающийся во внешней энергии. Книга служит главному: просвещает людей, ведет их к добру. (34 слова)

Третья микротема:

три предложения объединяются в одно (упрощение);

фразеологизм заменяется синонимичным словом (замена);

исключается целое предложение (исключение);

исключается риторический вопрос (исключение);

исключается фрагмент предложения (исключение).


Можно обучать и устно, но это бессмысленно. Слово, не закрепленное на бумаге, стирается, уходит из памяти. Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное сохраняется надолго. (26 слов)


Четвертая микротема:

два предложения объединяются в одно в начале микротемы, в конце микротемы (упрощение);

сложное предложение заменяется словосочетанием (замена);

исключается целое предложение (исключение);

исключается фрагмент предложения (исключение).


Люди всегда стремились обобщить свои наблюдения и знания, и именно в книгах накопился опыт десятков поколений – человеческая мудрость. Как птица не может взлететь без крыльев, так и ум ограничен и скован без чтения книг. (34 слова)


Повторение требований к написанию сжатого изложения.

Повторное чтение.


Написание сжатого изложения.


Опубликовано


Комментарии (4)

Анна Михайловна Лисютенко, 10.12.20 в 07:51 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за вовремя опубликованный урок.Сегодня его с удовольствием применила.
Волкова Надежда Павловна, 10.12.20 в 10:13 1Ответить Пожаловаться
Анна Михайловна, спасибо за отзыв. Рада, что мой материал был Вам полезен.
Юлия Васильевна Воробьева, 22.12.20 в 17:25 1Ответить Пожаловаться
Такие работы всегда вовремя! Большое спасибо, Надежда Павловна! Обязательно воспользуюсь!
Волкова Надежда Павловна, 22.12.20 в 18:01 1Ответить Пожаловаться
Юлия Васильевна, буду рада, если мой материал пригодится Вам в работе. Спасибо за отзыв!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.