Урок развития речи по теме «Осень» (2 класс, УМК «Школа России»)

6
1
Материал опубликован 27 October 2022 в группе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»














Тема: Урок развития речи по теме «Осень».

2 класс УМК «Школа России»





Составила

учитель начальных классов

Степаненко В. И.

















г. Лахденпохья

2022/2023



Тема: Урок развития речи по теме «Осень».

Цели урока:

- систематизировать знания учащихся; 

- способствовать  развитию речи  учащихся, логических способностей;

- развивать  коммуникативные  навыки, умение  работать  в  команде;

- воспитывать  любовь  к  природе;

Оборудование: карточки, маршрутный лист, презентация.


Ход урока.


Организационный момент «Поздороваемся глазами».

Предложить учащимся поздороваться глазами с гостями.

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе Вам будет светло

Пусть будет уютно и очень легко!


- Какой у нас сейчас урок? Тему урока вы узнаете, написав буквенный диктант.


Основная часть

2 слайд. Буквенный диктант.

а) Безударная гласная буква в слове лопата. О

б) Какой звук слышится на конце слова глаз? С

б) Какая буква лишняя: а, у, е, о? Е

в) Какая буква в «Алфавите» идёт после буквы М Н

г) Буква, не имеющая звука, которая служит для обозначения мягкости согласных.

Ь

- Какое получилось слово? Осень.

- Кто догадался, о чём будем вести сегодня разговор на уроке (об осени)?

Итогом  нашей  работы  будет  творческая работа, в которой вы  сможете  выразить  свое    отношение к осени, поделиться  с  нами  своими  впечатлениями об осени.


3 слайд. Логически-поисковая задача.

- Назовите осенние месяца.

- Записать название осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь.

- Проверить написание слов.

- Что общего в этих словах?

Все осенние месяца.

В конце ь.

2 слога.

Второй слог ударный.


- Чем отличаются эти слова?

Начинаются с гласной и согласной.

Количеством букв

Первый месяц осени – сентябрь. Зовут его “запевалой осени” и “златоцветом”. Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников. В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. 

Октябрь – середина осенней поры.  В старину этот месяц называли “листопадом”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою – к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.

Ноябрь – последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна. Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потемнел и поблек. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу.  Недаром зовут ноябрь в народе “чернотропом”.


4 слайд. Гибкость мышления. Записать ответы цифрами.

- Сколько сторон у треугольника? (3)

- Из 10 вычесть 10. (0)

- Цифра, которая похожа на букву З. (3)

- Из 30 вычесть 29? (1)

- Сколько десятков в числе 30? (3)

- На ветке сидело 5 ласточек. Потом все улетели. Сколько ласточек осталось?

(0)

- Объедините парами записанные цифры по порядку. 30, 31, 30.

- Как эти числа связаны с нашей темой «Осень»?

Сентябрь и ноябрь – 30 дней, 31 день – в октябре.


5 слайд. Интеллектуальная разминка.


1. Прочитай слово без лишнего слога: дожпадик (дождик)

Запишем это слово, разделим его на слоги.


2. Слово упало и разлетелось: матун (туман)

Запишите это слово, поставьте ударение.


4. Прочитай и запиши только последние слоги: мелис, лото, запад (листопад).

Отметьте в этом слове корень слова. Что вы заметили? (2 корня)

(Мелис – один из сортов сахарного песка)


4. Верни букву на место: втр (ветер)

Составьте предложение со словом ветер. Подчеркните грамматическую основу.


5. Прочитайте слово справа налево: йени (иней)

Составьте предложение из слов: пушистым, деревья, инеем, покрылись

Деревья покрылись пушистым инеем.


- Перечитайте слова, которые вы написали. Как можно назвать эти слова одним словом? (Осенние явления природы)


6 слайд. Какого цвета осень? Предложить отрывки из стихов.

- Какие краски используют поэты при написании стихотворений об осени.


Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В
багрец и в золото одетые леса,
(А. Пушкин)


Подчеркнуть цвета, которые встречаются в стихотворениях поэтов. Социоконструкция (работа  в  группе).

(Багряный - тёмный оттенок красного цвета. Золото́й — жёлто-оранжевый цвет)


7 слайд. Ребята, если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали   осенние пейзажи?  А какие цвета любит осень? (красный, желтый). Осень, словно искусный художник, выбирает самые яркие цвета для украшения природы.

Предложить на слайде посмотреть картины художников (учебник с. 81)


В. Поленов "Золотая осень"

И. С. Остроухов "Золотая осень"

И. Левитан "Золотая осень"

В. В. Мешков "Золотая осень в Карелии"


- Что объединяет эти картины?


8 слайд. Поговорки, пословицы.

Не только поэты и писатели, но и русский народ посвятил свои произведения осенней теме.

Соедините части пословиц об осени. Работа в группе.

Весна красна цветами,

зимой ничего не имеет.

Осень - запасиха,

дожди с собой принесла.

Кто осенью не работал,

а осень снопами.

Осень пришла –

зима - подбериха. 


Весна красна цветами, а осень снопами.

Осень - запасиха, зима - подбериха. 

Кто осенью не работал, зимой ничего не имеет.

Осень пришла – дожди с собой принесла.


9 слайд. Прочитайте шифровку и узнайте, что у осени есть другие названия. Одно из них вы узнаете, прочитав шифровку. Работа в парах. (Внимание, быстрота, реакция).

о

г

к

М

о

о

ь

п

о

е

р

д


5

8

3

1

2

7

11

6

9

12

4

10















Ответ: Мокропогодье


10 слайд. Творческая работа.

Нас столе стоит корзина с разноцветными листьями, среди листьев – письмо. Осень просит Вас написать повествование, рассуждение или описание.

Осень - это тема вашей творческой работы. Можно воспользоваться опорными словами:


Моё отношение к осени.

Мне нравится…

Я доволен …

Я благодарен…

Я восхищён…

Меня удивляет…

Мне приятно…

Я согласен…

(В классе – устно, дома – письменно)


Итог урока.

- Вам понравился урок?

- А мне понравилось, как вы работали.


Физкультминутка


Мы бежали по дорожке, (Бегут.)
Промочили свои ножки,
Потом сели – посидели, (Приседают.)
Смотрим – птицы полетели. ( Машут руками.)
Ветер сильный вдруг подул – (Дуют.)
Мы испугались: караул! ( Прячут лицо в ладони.)
Листья в воздухе кружатся - (Кружатся.)
И на землю все ложатся. ( Приседают.)


дожпадик


дождик





матун


туман

втр


ветер





йени


иней



мелис лото запад




листопад

сентябрьоктябрь ноябрь



3 0 3 1 3 0


31 30


пушистым

Деревья

инеем

покрылись



багрец


золото


























ОСЕНЬ

















златоцвет


листопад


чернотроп

мокропогодье

12


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии