Пояснительная записка к презентации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»
Тема: Урок развития речи по теме «Осень».
Развитие речи
PPT / 2.57 Мб
Маршрутный лист
DOC / 78 Кб
Составила
учитель начальных классов
Степаненко В. И.
г. Лахденпохья
2018/2019
Тема: Урок развития речи по теме «Осень».
Цели урока:
- систематизировать знания учащихся;
- способствовать развитию речи учащихся, логических способностей;
- развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде;
- воспитывать любовь к природе;
Оборудование: карточки, маршрутный лист, презентация.
Ход урока.
Организационный момент «Поздороваемся глазами».
Предложить учащимся поздороваться глазами с гостями, улыбнуться им, посмотреть друг на друга, пожелать успехов творческих и сил, чтоб на уроке каждый себя проявил.
У нас урок развития речи. Тему урока вы узнаете, написав буквенный диктант.
Основная часть
2 слайд. Буквенный диктант.
а) Безударная гласная буква в слове лопата. О
б) Какой звук слышится на конце слова глаз? С
б) Какая буква лишняя: а, у, е, о? Е
в) Какая буква в «Алфавите» идёт после буквы М Н
г) Буква, не имеющая звука, которая служит для обозначения мягкости согласных. Ь
- Какое получилось слово? Осень.
- Кто догадался, о чём будем вести сегодня разговор на уроке по развитию речи (об осени)?
Итогом нашей работы будет творческая работа, в которой вы сможете выразить свое отношение к осени, поделиться с нами своими впечатлениями об осени.
3 слайд. Логически-поисковая задача.
- Назовите осенние месяца.
- Записать название осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь.
- Проверить написание слов.
- Что общего в этих словах?
Все осенние месяца.
В конце ь.
2 слога.
Второй слог ударный.
- Чем отличаются эти слова?
Начинаются с гласной и согласной.
Количеством букв
4 слайд. Гибкость мышления. Записать ответы цифрами.
- Сколько сторон у треугольника? (3)
- Из 10 вычесть 10. (0)
- Цифра, которая похожа на букву З. (3)
- Из 30 вычесть 29? (1)
- Сколько десятков в числе 30? (3)
- На ветке сидело 5 ласточек. Потом все улетели. Сколько ласточек осталось? (0)
- Объедините парами записанные цифры по порядку. 30, 31, 30.
- Как эти числа связаны с нашей темой «Осень»?
Сентябрь и ноябрь – 30 дней, 31 день – в октябре.
5 слайд. Интеллектуальная разминка. Проведём разминку. Я буду загадывать загадки, отгадки записывайте в тетради. На доске записывают отгадки, указать орфограммы.
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (дождь)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет. (ветер)
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ... (листопад)
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет. (иней)
Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок. (туман)
- Перечитайте слова, которые вы написали. Как можно назвать эти слова одним словом? (Осенние явления природы)
- Какое слово состоит из 2 корней? (листопад)
Подобрать родственные слова к слову лист.
6 слайд. Какого цвета осень? Предложить отрывки из стихов.
- Какие краски используют поэты при написании стихотворений об осени.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
(А. Пушкин)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин)
Подчеркнуть цвета, которые встречаются в стихотворениях поэтов. Социоконструкция (работа в группе).
(Багряный - тёмный оттенок красного цвета.
Лиловый цвет похож на фиолетовый, но чуть-чуть с розоватым оттенком. Золото́й — жёлто-оранжевый цвет)
7 слайд. Какого цвета осень? Предложить на слайде посмотреть картины художников
В. Поленов "Золотая осень"
И. С. Остроухов "Золотая осень"
И. Левитан "Золотая осень"
В. В. Мешков "Золотая осень в Карелии"
-Что объединяет эти картины?
Левитан с проникновенным мастерством воплотил печальную и светлую «прощальную красу» русской осени. Небо заволокло сплошной облачной пеленой, ветер треплет верхушки берёз. Они сбрасывают свой убор на пожелтевшую траву. Птицы уже улетели на юг, и тишина опустилась на лес.
8 слайд. Поговорки, пословицы.
Не только поэты и писатели, но и русский народ посвятил свои произведения осенней теме.
Соедините части пословиц об осени. Работа в группе.
Весна красна цветами, |
зимой ничего не имеет. |
Осень - запасиха, |
дожди с собой принесла. |
Кто осенью не работал, |
а осень снопами. |
Осень пришла – |
зима - подбериха. |
Весна красна цветами, а осень снопами.
Осень - запасиха, зима - подбериха.
Кто осенью не работал, зимой ничего не имеет.
Осень пришла – дожди с собой принесла.
9 слайд. Прочитайте шифровку и узнайте, что у осени есть другие названия. Одно из них вы узнаете, прочитав шифровку. Работа в парах. (Внимание, быстрота, реакция).
о |
г |
к |
М |
о |
о |
ь |
п |
о |
е |
р |
д |
5 |
8 |
3 |
1 |
2 |
7 |
11 |
6 |
9 |
12 |
4 |
10 |
Ответ: Мокропогодье
10 слайд. Творческая работа.
Осень - это тема вашей творческой работы. Можно написать текст в виде повествования, описания или рассуждения. Можно воспользоваться опорными словами:
Моё отношение к осени.
Мне нравится…
Я доволен …
Я благодарен…
Я восхищён…
Меня удивляет…
Мне приятно…
Я согласен…
11 слайд. Учащимся (слабоуспевающим) предложить составить связный текст из неполных предложений.
Осень.
Пролетело весёлое _________________. Наступила золотая ____________ . Дни стали __________________ . Опадают разноцветные _____________. Звери готовятся ___________________. Собран весь __________________.
Слова для справок: лето, короче, листья, осень, урожай, к зиме.
Звучит музыка Чайковского «Октябрь»
Афиширование.
- Кто желает прочитать вслух свою работу? (2-3 ученика).
Итог урока.
- Вам понравился урок?
- А мне понравилось, как вы работали.
Физкультминутка
Мы бежали по дорожке, (Бегут.)
Промочили свои ножки,
Потом сели – посидели, (Приседают.)
Смотрим – птицы полетели. ( Машут руками.)
Ветер сильный вдруг подул – (Дуют.)
Мы испугались : караул! ( Прячут лицо в ладони.)
Листья в воздухе кружатся- (Кружатся.)
И на землю все ложатся. ( Приседают.)
Приложение.
Первый месяц осени – сентябрь. Зовут его “запевалой осени” и “златоцветом”. Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников. В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины.
Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою – к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.
Ноябрь – последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна. Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потемнел и поблек. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу. Недаром зовут ноябрь в народе “чернотропом”.
Ивлиева Наталия Алексеевна
Степаненко Валентина Ивановна
Горбачёва Марина Юрьевна