12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Степаненко Валентина Ивановна3087
Преподаю в начальных классах. Имею образование психолога. Стаж работы - 50 лет. Категория - высшая. Обладатель Президентского Гранта в 2015 году.
Россия, Карелия респ., лахденпохья
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
9

Урок развития речи по теме «Осень»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

Тема: Урок развития речи по теме «Осень».


Развитие речи
PPT / 2.57 Мб

Маршрутный лист
DOC / 78 Кб

Составила

учитель начальных классов

Степаненко В. И.

г. Лахденпохья

2018/2019

Тема: Урок развития речи по теме «Осень».

Цели урока:

- систематизировать знания учащихся; 

- способствовать  развитию речи  учащихся, логических способностей;

- развивать  коммуникативные  навыки, умение  работать  в  команде;

- воспитывать  любовь  к  природе;

Оборудование: карточки, маршрутный лист, презентация.

Ход урока.

Организационный момент «Поздороваемся глазами».

Предложить учащимся поздороваться глазами с гостями, улыбнуться им, посмотреть друг на друга, пожелать успехов творческих и сил, чтоб на уроке каждый себя проявил.

У  нас  урок  развития  речи. Тему урока вы узнаете, написав буквенный диктант.

Основная часть

2 слайд. Буквенный диктант.

а) Безударная гласная буква в слове лопата. О

б) Какой звук слышится на конце слова глаз? С

б) Какая буква лишняя: а, у, е, о? Е

в) Какая буква в «Алфавите» идёт после буквы М Н

г) Буква, не имеющая звука, которая служит для обозначения мягкости согласных. Ь

- Какое получилось слово? Осень.

- Кто догадался, о чём будем вести сегодня разговор на уроке по развитию речи (об осени)?

Итогом  нашей  работы  будет  творческая работа, в которой вы  сможете  выразить  свое    отношение к осени, поделиться  с  нами  своими  впечатлениями об осени.

3 слайд. Логически-поисковая задача.

- Назовите осенние месяца.

- Записать название осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь.

- Проверить написание слов.

- Что общего в этих словах?

Все осенние месяца.

В конце ь.

2 слога.

Второй слог ударный.

- Чем отличаются эти слова?

Начинаются с гласной и согласной.

Количеством букв

4 слайд. Гибкость мышления. Записать ответы цифрами.

- Сколько сторон у треугольника? (3)

- Из 10 вычесть 10. (0)

- Цифра, которая похожа на букву З. (3)

- Из 30 вычесть 29? (1)

- Сколько десятков в числе 30? (3)

- На ветке сидело 5 ласточек. Потом все улетели. Сколько ласточек осталось? (0)

- Объедините парами записанные цифры по порядку. 30, 31, 30.

- Как эти числа связаны с нашей темой «Осень»?

Сентябрь и ноябрь – 30 дней, 31 день – в октябре.

5 слайд. Интеллектуальная разминка. Проведём разминку. Я буду загадывать загадки, отгадки записывайте в тетради. На доске записывают отгадки, указать орфограммы.

Кто всю ночь по крыше бьёт 
Да постукивает

И бормочет, и поёт, убаюкивает?  (дождь)

Тучи нагоняет, 
Воет, задувает. 
По свету рыщет, 
Поет да свищет. (ветер)

Листья желтые летят, 
Падают, кружатся, 
И под ноги просто так 
Как ковер ложатся! 
Что за желтый снегопад? 
Это просто ... (листопад)


Не снег, не лед, 
А серебром деревья уберет. (иней)
 

Седой дедушка у ворот 
Всем глаза заволок.  (туман)

- Перечитайте слова, которые вы написали. Как можно назвать эти слова одним словом? (Осенние явления природы)

- Какое слово состоит из 2 корней? (листопад)

Подобрать родственные слова к слову лист.

6 слайд. Какого цвета осень? Предложить отрывки из стихов.

- Какие краски используют поэты при написании стихотворений об осени.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
(А. Пушкин)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин)

Подчеркнуть цвета, которые встречаются в стихотворениях поэтов. Социоконструкция (работа  в  группе).

(Багряный - тёмный оттенок красного цвета.

Лиловый цвет похож на фиолетовый, но чуть-чуть с розоватым оттенком. Золото́й — жёлто-оранжевый цвет)

7 слайд. Какого цвета осень? Предложить на слайде посмотреть картины художников

В. Поленов "Золотая осень"

И. С. Остроухов "Золотая осень"

И. Левитан "Золотая осень"

В. В. Мешков "Золотая осень в Карелии"

-Что объединяет эти картины?

Левитан с проникновенным мастерством воплотил печальную и светлую «прощальную красу» русской осени. Небо заволокло сплошной облачной пеленой, ветер треплет верхушки берёз. Они сбрасывают свой убор на пожелтевшую траву. Птицы уже улетели на юг, и тишина опустилась на лес.

8 слайд. Поговорки, пословицы.

Не только поэты и писатели, но и русский народ посвятил свои произведения осенней теме.

Соедините части пословиц об осени. Работа в группе.

Весна красна цветами,

зимой ничего не имеет.

Осень - запасиха,

дожди с собой принесла.

Кто осенью не работал,

а осень снопами.

Осень пришла –

зима - подбериха. 

Весна красна цветами, а осень снопами.

Осень - запасиха, зима - подбериха. 

Кто осенью не работал, зимой ничего не имеет.

Осень пришла – дожди с собой принесла.

9 слайд. Прочитайте шифровку и узнайте, что у осени есть другие названия. Одно из них вы узнаете, прочитав шифровку. Работа в парах. (Внимание, быстрота, реакция).

 

о

г

к

М

о

о

ь

п

о

е

р

д

 

 

5

8

3

1

2

7

11

6

9

12

4

10

                       

Ответ: Мокропогодье

10 слайд. Творческая работа.

Осень - это тема вашей творческой работы. Можно написать текст в виде повествования, описания или рассуждения. Можно воспользоваться опорными словами:

Моё отношение к осени.

Мне нравится…

Я доволен …

Я благодарен…

Я восхищён…

Меня удивляет…

Мне приятно…

Я согласен…

11 слайд. Учащимся (слабоуспевающим) предложить составить связный текст из неполных предложений.

Осень.

Пролетело весёлое _________________. Наступила золотая ____________ . Дни стали __________________ . Опадают разноцветные _____________. Звери готовятся ___________________. Собран весь __________________.

Слова для справок: лето, короче, листья, осень, урожай, к зиме.

Звучит музыка Чайковского «Октябрь»

Афиширование.

- Кто  желает  прочитать  вслух  свою  работу? (2-3 ученика).

Итог урока.

- Вам понравился урок?

- А мне понравилось, как вы работали.

Физкультминутка

Мы бежали по дорожке, (Бегут.)
Промочили свои ножки,
Потом сели – посидели, (Приседают.)
Смотрим – птицы полетели. ( Машут руками.)
Ветер сильный вдруг подул – (Дуют.)
Мы испугались : караул! ( Прячут лицо в ладони.)
Листья в воздухе кружатся- (Кружатся.)
И на землю все ложатся. ( Приседают.)
 

Приложение.

Первый месяц осени – сентябрь. Зовут его “запевалой осени” и “златоцветом”. Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников. В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. 

Октябрь – середина осенней поры.  В старину этот месяц называли “листопадом”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою – к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.

Ноябрь – последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна. Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потемнел и поблек. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу.  Недаром зовут ноябрь в народе “чернотропом”.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (3)

Ивлиева Наталия Алексеевна, 17.10.18 в 05:10 1Ответить Пожаловаться
Валентина Ивановна, урок мне понравился! Всё продумано и очень интересно! Спасибо Вам!
Степаненко Валентина Ивановна, 17.10.18 в 17:50 1Ответить Пожаловаться
Наталья Алексеевна! Сегодня 20 лет как нет моей мамы. Она была педагогом от бога. Я решила сегодня в память о ней провести урок, который загрузила вчера. Урок прошёл на уровне. Были приглашены родители, коллеги. Спасибо, что отмечаете мои разработки уроков. С уважением В. И.



Отредактировано 17-10-2018 19:03

Горбачёва Марина Юрьевна, 17.10.18 в 18:01 0Ответить Пожаловаться
Замечательная работа! Мне очень понравилась!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.