12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Климова Наталья Геннадьевна81

Тема урока: Род имён существительных: мужской, женский, средний.

 Цель урока: создание условий для ознакомления с грамматическим признаком имён существительных – родом;

 Задачи:

Коррекционно-образовательная: сформировать умения различать имена существительные мужского, женского, среднего рода в единственном числе;

Коррекционно-развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся

Коррекционно-воспитывающая: воспитывать  познавательную активность

              - специальная – соблюдать охранительный режим по зрению

Класс:3

Программа: Школа России

Учебник:В.И. Канакина, В.Г. Горецкий.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Форма урока: урок смешанного типа

Технологии и методики, примененные на уроке:

- технология личностно-ориентированного образования;

- технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение);

- технология игрового обучения;

- технология критического мышления;

- здоровьесберегающие технологии;

- информационно-коммуникационные технологии


​​​​​​​Ход урока.

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

-Откройте  тетради, вспомните правильное положение тетради и  запишите дату.

2. Минутка чистописания

- Посмотрите внимательно на показ: см  сл

- Что общего у этих буквосочетаний? (есть буква С)

-Какой звук она обозначает в этих сочетаниях?

- Давайте дадим характеристику этому звуку. (согл, гл.парный, тв. парный)

- Напишите строчку этих буквосочетаний, обратите внимание на соединение.

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

- А сейчас послушайте вот такие строки:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметов.

- О какой части речи эти строки? (часть речи -существительное)

- Какая часть речи называется именем существительным?

- Что же мы уже знаем об этой части речи? (одушевленные, неодушевленные, собственные, нарицательные, ед. и мн.ч)

- Ребята, у вас на партах лежат карточки, на которых записаны слова. Прочитайте их внимательно и выберите только имена существительные.

Сорока, собираться, стакан, Саратов, снегирь, сахар, светлый, светить, собака, солнце, слово, сметана.

- Запишите их в тетрадь

- Назовите одушевленные  имена существительные (сорока, снегирь, собака) неодушевленные  (стакан, Саратов, сахар, солнце, слово, сметана)

- собственные и нарицательные им. существительные

4. Постановка учебной цели.

Ребята, ещё раз   внимательно прочитайте слова, мы разделили данные  слова на две группы, а вы   теперь попробуйте  разделить эти существительные на три группы.

- Получилось выполнить это задание? (Нет)

- Почему?  (Не хватает знаний)

- Какой возникает вопрос? (По какому признаку можно разделить слова)

- Где мы можем получить недостающие знания? (В учебнике, спросить учителя).

- Ребята, я вам дам маленькую подсказку. Ребус.

шаР + зОнт + Душ 

-Какое слово получилось? (РОД)

На доске: Род имён существительных.

-Вот тема нашего урока.

- Что нам уже известно по этой теме?

-Кто может назвать цель нашего урока?

1) Узнать, что такое род им. существительного?

2) Какого рода бывают им. существительные?

3) Как определить род им. существительных?

ПАЛЬМИНГ

5.«Открытие» учащимися новых знаний

- Как вы понимаете слово «род»?  (Род -это семья, родня, родственники)

- А сейчас послушайте грамматическую сказку.

- Давным-давно Имя Существительное путало своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды оно издаёт указ: «Кто узнает «секрет» как их различить, тот будет награждён». Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: «Пусть они будут мои». Жена тоже схватила слова себе и сказала: «Мои». А все остальные слова остались по середине – лишние. Пришли жадные муж и жена к существительному и говорят:

-муж говорит -Вот ключ к моим словам: «ОН, МОЙ».

- жена говорит -А вот ключ к моим словам: «ОНА, МОЯ».

- Как назвать род слов мужа? А род слов жены? Как назвать род слов посередине?

- В учебнике на стр. 25 есть сведение об определении рода существительных.   (Учащиеся читают правило в учебнике) 

- Какого рода могут быть им. существительные? (м., ж. и ср.р)

- Какие им. существительные относятся к м.р? (которые можно заменить местоимением ОН)  ж.р.? (которые можно заменить местоимением ОНА) и ср.р? (которые можно заменить местоимением ОНО)

м.р.

ж.р.  

ср.р.

он - мой

она - моя

оно - моё

-  Вернёмся к нашим словам. Теперь, мы можем разделить их на 3 группы? (Да)

- По какому признаку? (по родам)

 - А сейчас, карандашом сверху над существительными укажите род и выделите окончание, обратите внимание, как правильно сокращённо пишется м.р.    ж.р.  и ср.р

- Давайте проверим (по цепочке читают, называют род и окончание)

(Я на доске вписываю окончания в таблицу)

м.р.

ж.р.  

ср.р.

он  – мой

она - моя

оно - моё

           


-на с.26 учебника, прочитайте информацию, на что вам предлагают обратить внимание авторы учебника

-Посмотрите на таблицу, все ли окончания есть в таблице? (Нет)

-Каких окончаний нет? (Дети называют, я вписываю в таблицу)


м.р.

ж.р.  

ср.р.

он  – мой

она - моя

оно - моё

           

                   , -я,  -а      


-а, -я,


-е, -о


-Окончания существительных в каких родах совпадают? (м. и ж.р)

-Значит опираясь только на окончания существительного можно определить род? (нет, надо обращать внимание, на то каким местоимением можно заменить существительное)

Физминутка.

- Я сейчас буду читать слова, а вы будете выполнять задания

Если это слово относится к мужскому роду- руки вперёд, если к женскому роду –присели, если к среднему потопали.

Стол, книга, карандаш, окно, ручка, пенал, тетрадь, облако, дверь, телефон, дерево.

6. Первичное закрепление.

Работа по учебнику с.25, упражнение 39.

- Прочитайте имена существительные.

-Запишите слова, распределяя их на 3 группы: м. ж. и ср.р. и выделите окончание

-Какое первое слово запишите м.р? (дядя – окончание Я)

-Какое ж.р? (волна – окончание А)

-Какое ср.р? ((гнездо – окончание О)

-Далее выполняете самостоятельно.

- Посмотрите на доску и сверьте, правильно ли вы определили род существительных.



М.р

Ж.р.

Ср.р

дядя

стол

дедушка

мальчик

диван


волна

тётя

земля

девочка

метель


гнездо

море

пальто

солнце

платье



 -У кого нет ни одной ошибки, поднимите руки, одна-две ошибки, три и более?

Гимнастика для глаз

7. Включение нового знания в систему знаний и повторений

- Ребята, а сейчас мы проведем эстафету, в которой вы проявите свои знания и умения. Вы получаете карточку со словами, каждый из вас определяет и указывает род существительного. Кто быстрее и правильнее выполнит работу, тот и победит. На выполнение работы 1 минута


Одеяло –

Подушка –

Компот –

Трава –

Ковёр –

Девочка –

Олег –

Зеркало –

Книга –

Стол –


Лампа –

Покрывало –

Диван –

Полено –

Лошадь –

Учебник –

Мальчик –

Яблоко –

Игрушка –

Автомобиль –


Ручка –

Столб –

Небо –

Ветер –

Ведро –

Машина –

Карандаш –

Окно –

Пенал –

Телефон –


8. Итог

- Вспомним, какова была наша цель?

(На доске

1) Узнать, что такое род им. существительного?

2) Какого рода бывают им. существительные?

3) Как определить род им. существительных?

- Достигли мы ее?

- Какого рода бывают имена существительные?

- Расскажите, как определить род имен существительных?

- Какие окончания имеют существительные м.р.? ж.р.? ср.р.?

9.Рефлексия.

 - А сейчас на полях, нарисуйте шкалу успеха и отметьте, где вы находитесь

ВНИЗУ -было много ошибок, т.к. ничего не понял

СЕРЕДИНА -материал усвоен, но ошибки ещё допускаю

ВЕРХ -материал усвоен, ошибки не допускаю

10. Домашнее задание.

д/з: № 41, откройте учебники с.26, прочитайте задание, у кого возникли вопросы по выполнению. Откройте дневники, запишите №41, выучить правило об определении рода имен существительных, знать родовые окончания имен сущ. стр. 25, 26

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.