Урок русского языка «Предложный падеж имён существительных» в 3 классе
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: Предложный падеж имён существительных.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении); познакомить с окончаниями имен существительных в предложном падеже, развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных.
Формируемые УУД:
Предметные результаты:
1.Узнать особенности предложного падежа
2.Рассмотреть окончания имен существительных в предложном падеже
5.Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи.
6.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.
7.Развивать умение работать в парах.
8.Воспитывать навык самостоятельности.
9.Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Регулятивные результаты:
- самостоятельно определять учебную задачу
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном
- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия
- оценивать качество и уровень усвоения материала
Познавательные результаты:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
- смысловое чтение
- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам
- построение логической цепи рассуждений
- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме
Коммуникативные результаты:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- применять правила делового сотрудничества
- участвовать в продуктивном диалоге.
Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями портрет М. В. Ломоносова, маршрутный лист, портрет девочки с карточками, интерактивная доска, презентация
Ход урока.
Мотивация 1мин
-Свет солнца в ладони возьмем
И к сердцу положим.
И станет все вокруг
Добрее и светлее.
-Дорогие дети, мне очень хочется, чтобы вы не забывали, что нужно всегда с уважением и добротой относится к окружающим вас людям.
-Улыбнитесь.
Ощутите улыбку не только на лице, но и в душе!
И подарите эту улыбку другим!
III.Чистописание Слайд 4
- Наш урок начинается с минутки чистописания.
П п
Пушкин погода осень
Пушкин писал много стихов об осени.
- С какой буквой мы будем работать?
- Что вы о ней знаете? (Дети дают ответы)
- Что написано на другой строчке? (слова)
- Сколько слогов в каждом слове?
- В каком слове букв больше, чем звуков? Докажите?
- Почему первое слово с большой буквы? (имя собственное)
- Какой частью речи являются эти слова?
- Как изменяются имена существительные? (род, число, падеж)
- Посмотрите на третью строчку. Прочитайте её.
- Назовите грамматическую основу.
IV. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Вот уже несколько уроков подряд мы с вами изучаем падежи. Посмотрите на экран.
Что вы заметили? (вопросы и вспомогательные слова отсутствуют)
И.п. |
||
Р.п. |
||
Д.п. |
||
В.п. |
||
Т.п. |
||
? |
- Нужно навести порядок. Давайте заполним таблицу.
- Вы, наверное, заметили, что какого-то падежа нет. (Предложный падеж)
- Какова тема нашего урока? (предложный падеж имен сущ.)
- Что мы уже знаем о П.п? (вопросы)
V. Формулирование цели и задач урока.
- Определите задачи урока. (узнать о предложном падеже вспомогательное слово, с какими предлогами употребляется, чем является в предложении, научиться распознавать П.п.)
VI. Построение проекта выхода из затруднения.
- Составим маршрут нашего движения к новым знаниям.
Маршрут движения.
Название падежа.
Вспомогательное слово.
Вопросы падежа.
Предлоги падежа.
Член предложения.
Заполним пункты №1 и №3
VII. Реализация построенного проекта.
- Итак, ребята, начинается самое трудное на нашем уроке – исследование предложного падежа.
1. – Вспомогательные слова. Работаем по 2 пункту маршрутного листа. Слайд 14
- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка.
Михаил Васильевич Ломоносов был первым русским ученым-естествоиспытателем, литератором, историком, художником.
Родился он 19 ноября 1711 года недалеко от села Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина, занимавшейся морским промыслом.
В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться, думать о ком-то, предлагать помощь. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.
- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?
Предложный падеж так называют, потому что он употребляется только с предлогами.
- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? (думать)
Я скучаю
Что ж, я лучше помечтаю
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о …… корона
Буду с ней сидеть на ….. трон
Я мечтаю о …… слон
Чтоб кататься при …. луна
Я мечтаю о … серёжки
Я мечтаю о … сапожки
Вечерами в …. полумгле
Я мечтаю об …. орёл
Буду с ним летать на …. воля
Буду я учиться в …. школа
Ой, мечтаю я уже
О …… предложный падеж
Роль в предложении Слайд 15
- Составьте два предложения.
- Найдите основу предложения.
- Задайте вопрос и определите падеж имён существительных.
Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились.
- Разбор 1 предложения по членам предложения.
Дедушка рассказывал о внуке.
- Разбор 2 предложения по членам предложения.
В воздухе кружились листочки.
- Сделайте вывод. (Им. сущ. в П.п. отвечает на вопросы о ком? о чём? В предложении являются второстепенным членом предложения.)
Упр 77 уч
Я скучаю Что ж, я лучше помечтаю Очень я люблю мечтать! Вот бы мне царевной стать! Я мечтаю о …… корона Буду с ней сидеть на ….. трон Я мечтаю о …… слон Чтоб кататься при …. луна Я мечтаю о … серёжки Я мечтаю о … сапожки Вечерами в …. полумгле Я мечтаю об …. орёл Буду с ним летать на …. воля Буду я учиться в …. школа Ой, мечтаю я уже О …… предложный падеже |
Я скучаю Что ж, я лучше помечтаю Очень я люблю мечтать! Вот бы мне царевной стать! Я мечтаю о …… корона Буду с ней сидеть на ….. трон Я мечтаю о …… слон Чтоб кататься при …. луна Я мечтаю о … серёжки Я мечтаю о … сапожки Вечерами в …. полумгле Я мечтаю об …. орёл Буду с ним летать на …. воля Буду я учиться в …. школа Ой, мечтаю я уже О …… предложный падеже |
Я скучаю Что ж, я лучше помечтаю Очень я люблю мечтать! Вот бы мне царевной стать! Я мечтаю о …… корона Буду с ней сидеть на ….. трон Я мечтаю о …… слон Чтоб кататься при …. луна Я мечтаю о … серёжки Я мечтаю о … сапожки Вечерами в …. полумгле Я мечтаю об …. орёл Буду с ним летать на …. воля Буду я учиться в …. школа Ой, мечтаю я уже О …… предложный падеже |
Я скучаю Что ж, я лучше помечтаю Очень я люблю мечтать! Вот бы мне царевной стать! Я мечтаю о …… корона Буду с ней сидеть на ….. трон Я мечтаю о …… слон Чтоб кататься при …. луна Я мечтаю о … серёжки Я мечтаю о … сапожки Вечерами в …. полумгле Я мечтаю об …. орёл Буду с ним летать на …. воля Буду я учиться в …. школа Ой, мечтаю я уже О …… предложный падеже |
И.п. |
||
Р.п. |
||
Д.п. |
||
В.п. |
||
Т.п. |
||
? |
||
И.п. |
||
Р.п. |
||
Д.п. |
||
В.п. |
||
Т.п. |
||
? |
||
И.п. |
||
Р.п. |
||
Д.п. |
||
В.п. |
||
Т.п. |
||
? |