Урок русского языка «Предложный падеж имён существительных» в 3 классе

0
0
Материал опубликован 14 November 2017

Пояснительная записка к презентации

Тема урока:  Предложный падеж имён существительных.

Тип урока: Урок первичного предъявления  новых знаний.

Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении); познакомить с окончаниями имен существительных в предложном падеже, развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных.

Формируемые УУД:

Предметные результаты:

1.Узнать особенности предложного падежа

2.Рассмотреть окончания имен существительных в предложном падеже

5.Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи.

6.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.

7.Развивать умение работать в парах.

8.Воспитывать навык самостоятельности.

9.Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия

- оценивать качество и уровень усвоения материала

Познавательные результаты:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- смысловое чтение

- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам

- построение логической цепи рассуждений

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные результаты:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- применять правила делового сотрудничества

- участвовать в продуктивном диалоге.

Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями портрет М. В. Ломоносова, маршрутный лист, портрет девочки с карточками, интерактивная доска, презентация

Ход урока.

Мотивация 1мин

-Свет солнца в ладони возьмем

И к сердцу положим.

И станет все вокруг

Добрее и светлее.

-Дорогие дети, мне очень хочется, чтобы вы не забывали, что нужно всегда с уважением и добротой относится к окружающим вас людям.

-Улыбнитесь.

Ощутите улыбку не только на лице, но и в душе!

И подарите эту улыбку другим!

III.Чистописание Слайд 4

- Наш урок начинается с минутки чистописания.

П п

Пушкин погода осень

Пушкин писал много стихов об осени.

- С какой буквой мы будем работать?

- Что вы о ней знаете? (Дети дают ответы)

- Что написано на другой строчке? (слова)

- Сколько слогов в каждом слове?

- В каком слове букв больше, чем звуков? Докажите?

- Почему первое слово с большой буквы? (имя собственное)

- Какой частью речи являются эти слова?

- Как изменяются имена существительные? (род, число, падеж)

- Посмотрите на третью строчку. Прочитайте её.

- Назовите грамматическую основу.

IV. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Вот уже несколько уроков подряд мы с вами изучаем падежи. Посмотрите на экран. 


 


 


 


 

Что вы заметили? (вопросы и вспомогательные слова отсутствуют)

И.п.

   

Р.п.

   

Д.п.

   

В.п.

   

Т.п.

   

?

   

- Нужно навести порядок. Давайте заполним таблицу.

- Вы, наверное, заметили, что какого-то падежа нет. (Предложный падеж)

- Какова тема нашего урока? (предложный падеж имен сущ.)

- Что мы уже знаем о П.п? (вопросы)

V. Формулирование цели и задач урока. 

- Определите задачи урока. (узнать о предложном падеже вспомогательное слово, с какими предлогами употребляется, чем является в предложении, научиться распознавать П.п.)

VI. Построение проекта выхода из затруднения.

- Составим маршрут нашего движения к новым знаниям.

Маршрут движения. 

Название падежа.

Вспомогательное слово.

Вопросы падежа.

Предлоги падежа.

Член предложения.

Заполним пункты №1 и №3


 

VII. Реализация построенного проекта.

- Итак, ребята, начинается самое трудное на нашем уроке – исследование предложного падежа.

1. – Вспомогательные слова. Работаем по 2 пункту маршрутного листаСлайд 14

- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка.

Михаил Васильевич Ломоносов был первым русским ученым-естествоиспытателем, литератором, историком, художником.

Родился он 19 ноября 1711 года недалеко от села Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина, занимавшейся морским промыслом.

В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться, думать о ком-то, предлагать помощь. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?

Предложный падеж так называют, потому что он употребляется только с предлогами.

- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? (думать)

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о …… корона

Буду с ней сидеть на ….. трон

Я мечтаю о …… слон

Чтоб кататься при …. луна

Я мечтаю о … серёжки

Я мечтаю о … сапожки

Вечерами в …. полумгле

Я мечтаю об …. орёл

Буду с ним летать на …. воля

Буду я учиться в …. школа

Ой, мечтаю я уже

О …… предложный падеж

Роль в предложении Слайд 15

- Составьте два предложения.

- Найдите основу предложения.

- Задайте вопрос и определите падеж имён существительных.

Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились.


 

- Разбор 1 предложения по членам предложения.

Дедушка рассказывал о внуке.

- Разбор 2 предложения по членам предложения.

В воздухе кружились листочки.

- Сделайте вывод. (Им. сущ. в П.п. отвечает на вопросы о ком? о чём? В предложении являются второстепенным членом предложения.)

Упр 77 уч


 


 


 

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о …… корона

Буду с ней сидеть на ….. трон

Я мечтаю о …… слон

Чтоб кататься при …. луна

Я мечтаю о … серёжки

Я мечтаю о … сапожки

Вечерами в …. полумгле

Я мечтаю об …. орёл

Буду с ним летать на …. воля

Буду я учиться в …. школа

Ой, мечтаю я уже

О …… предложный падеже

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о …… корона

Буду с ней сидеть на ….. трон

Я мечтаю о …… слон

Чтоб кататься при …. луна

Я мечтаю о … серёжки

Я мечтаю о … сапожки

Вечерами в …. полумгле

Я мечтаю об …. орёл

Буду с ним летать на …. воля

Буду я учиться в …. школа

Ой, мечтаю я уже

О …… предложный падеже

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о …… корона

Буду с ней сидеть на ….. трон

Я мечтаю о …… слон

Чтоб кататься при …. луна

Я мечтаю о … серёжки

Я мечтаю о … сапожки

Вечерами в …. полумгле

Я мечтаю об …. орёл

Буду с ним летать на …. воля

Буду я учиться в …. школа

Ой, мечтаю я уже

О …… предложный падеже

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о …… корона

Буду с ней сидеть на ….. трон

Я мечтаю о …… слон

Чтоб кататься при …. луна

Я мечтаю о … серёжки

Я мечтаю о … сапожки

Вечерами в …. полумгле

Я мечтаю об …. орёл

Буду с ним летать на …. воля

Буду я учиться в …. школа

Ой, мечтаю я уже

О …… предложный падеже


 

 

И.п.

   

Р.п.

   

Д.п.

   

В.п.

   

Т.п.

   

?

   

И.п.

   

Р.п.

   

Д.п.

   

В.п.

   

Т.п.

   

?

   

И.п.

   

Р.п.

   

Д.п.

   

В.п.

   

Т.п.

   

?

   
 

 


 


 


 


 


 


презентация к уроку
PPTX / 171.71 Кб

Предварительный просмотр презентации

Словарная работа Фу_бол, тра_вай, а_тобус, во_зал, ч_тверг

Словарная работа Футбол, трамвай, автобус, вокзал, четверг

Минутка чистописания П п Пушкин погода осень Пушкин писал много стихов об осени.

И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. ?

И.п. Есть кто? что? Р.п. Нет кого? чего? Д.п. Дам кому? чему? В.п. Вижу кого? что? Т.п. восхищаюсь кем? чем? ?

Маршрут движения   1. Название падежа. 2. Вспомогательное слово. 3. Вопросы падежа. 4. Предлоги падежа. 5. Член предложения.

Определи падеж Ветка осины ( ) Слушаю музыку ( ) Цветет лепесток ( ) Цветы для мамы ( ) Пирог с черникой ( ) Ехал по дороге ( ) Смотрел на море ( ) Идет с братом ( ) Кружили над болотом ( )

Ветка осины (Р.п) Слушаю музыку (В.п) Цветет лепесток (И.п) Цветы для мамы (Р.п) Пирог с черникой (Т.п) Ехал по дороге (Д.п) Смотрел на море (В.п) Идет с братом (Т.п) Кружили над болотом (Т.п)

Составьте два предложения Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились.

Дедушка рассказывал о внуке.

В воздухе кружились листочки.

Прочитал о воробье Работал на тракторе Сплю в пижаме П.п. П.п. П.п. Х Х Х о чём? на чём? в чём?

Тема урока Предложный падеж Цели научиться отличать П.п. от других падежей запомнить вопросы П.п. учиться определять падежи имён существительных

Дело шуток не любит. Велик телом, да мал делом. И умён, и крепок, и в деле гож. Не по сути дело, а по делу суть. Ты за дело, а дело за тебя. От слова до дела целая верста.

Дело шуток не любит. Велик телом, да мал делом. И умён, и крепок, и в деле гож. Не по сути дело, а по делу суть. Ты за дело, а дело за тебя. От слова до дела целая верста. 1. 6. 5. 3. 2. 4. И.п. Т.п. П.п. Д.п. В.п. Р.п.

Физминутка

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.