Урок русского языка в 3 классе «Род имен существительных: мужской, женский, средний»

4
0
Материал опубликован 22 February 2021 в группе

Конспект урока русского языка в 3 классе

Тема урока: Род имен существительных: мужской, женский, средний.

Информационный план урока


Структурные элементы урока

Описание


Тип урока

Урок обобщения и систематизации


Класс

3 класс


Тема

«Род имен существительных: мужской, женский, средний.»


Образовательная программа, автор

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. – М.: Просвещение, 2019.


Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе

Первый из двух урок по определению рода имён существительных. Урок является частью раздела «Имя существительное».


Универсальные учебные действия

Личностные

-развитие чувства любви к Родине, ее народу, истории, культуре и гордости за них;

-развитие чувства любви и уважения к русскому языку как к великому ценностному достоянию российского народа; осознание себя носителем языка;

-становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, понимания необходимости учения;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Регулятивные

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-выполнять учебные действия, используя устную, письменную, а также внутреннюю речь;

-активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

Познавательные

- осознавать познавательную задачу, решать ее (под руководством учителя или самостоятельно);

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные

выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

-участвовать в диалоге, в общей беседе, в совместной деятельности (в парах, группах), договариваться с партнерами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

-учитывать разные мнения и интересы и высказывать свое собственное мнение (позицию), аргументировать его;

-строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;

-применять приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения.

Цели и задачи урока

Цель: формировать умение правильно определять род имён существительных;

Задачи:

-расширять словарный запас обучающихся и кругозор

-развивать мелкую моторику рук







Ход урока:

I. Этап организации.

Учитель настраивает учеников на успешную работу. Дети повторяют за учителем стихотворение.

II. Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Грамматическая сказка. (Читают подготовленные учащиеся)

  1. Среди частей речи прошел слух, что заболело Имя существительное. Его друзья Местоимения, всегда готовые помочь, отправились проведать своего товарища. Пришли, а Существительное лежит и стонет.

- Что с тобой? – спрашивают друзья.

2. - Всё ужасно! Мой старинный род путают многие ребята.

- Да, - задумались Местоимения. - Род у тебя хоть и старинный, а определить его и правда бывает трудно. Но мы можем тебе помочь! Не грусти!

Вздохнуло Существительное:

- Разве это возможно?

3. А друзья ответили ему:

- Ну конечно! Мы постараемся не оставлять тебя в одиночестве и вместе поможем ребятам узнавать твой род. Ведь его намного легче узнать, когда мы стоим рядом.

И все вместе они сочинили стихотворение.

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род – оно, моё!

Это правило твоё!

- Какие слова помогли нам определить род имён существительных? (она – моя, он – мой, оно – моё). Как называются эти части речи? (Местоимения)

Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать. Не зря в народе говорят: «Друзья познаются в беде».

- Попробуйте сами сформулировать тему сегодняшнего урока («Род имён существительных»). Что будем сегодня учиться делать? (Определять род имён существительных).

III. Этап актуализации знаний.

Учитель загадывает загадки на зимнюю тему. Дети записывают слова в тетрадях с устным комментированием (читают чётко, по слогам). (Зима, снег, сосулька, мороз, снежинки)

- Что объединяет эти слова? (Имена существительные). На какие вопросы они отвечают? (Кто? Что?) Какой частью речи являются? - Вспомните тему нашего урока («Род имён существительных»). Какой бывает род? (мужской, женский и средний). Попробуйте определить род этих существительных. (Дети устно определяют род и подписывают в тетрадях. Учитель показывает на доске образец подписания М.Р., Ж.Р., С.Р.)

- Какого рода встретились существительные? (мужского и женского). Какой род нам не встретился? (средний).

IV. Физкультминутка. Ученики встают.

V. Этап обобщения и систематизации знаний.

1. Коллективное анализирование. Устная работа.

 А сейчас я буду называть имена существительные, вам же нужно будет сказать, какие существительные обозначают лиц мужского рода, а какие – женского.

Дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, внучка, прадедушка, тётя, прабабушка, дядя.​​​​​​​

2. Определение рода имён существительных Взаимопроверка.

- Какие слова – помощники мы можем использовать, если затрудняемся в определении рода?

- Перед вами слова. Вам нужно выписать их таким образом: девочки выписывают слова женского рода, мальчики – мужского. Взаимопроверка: девочки читают свои слова – мальчики оценивают, и наоборот.

Лестница, колесо, удочка, повозка, сторож, солнце, хоккей, пение, рассказ, повесть, сочинение, озеро, малыш.

-Существительные какого рода не выписала ни одна группа? (среднего рода). Назовите их. Какие слова – помощники для существительных среднего рода слов вы использовали? (ОНО-МОЁ). Запишите в тетради.

VI. Зрительная гимнастика. Ученики сидят на своих местах.

-Ваши глазки устали, давайте сделаем несложные упражнения для их расслабления. Закройте глаза и следуйте за текстом. Постарайтесь представлять себе то, о чём здесь будет говориться.

VII. Этап применения знаний, умений и навыков в новой ситуации.

1.«Найди лишнее слово».

- Вы видите карточки с картинками, Задача – найти лишнюю картинку в каждой карточке, объяснить свой выбор. (Дети выходят к доске, показывают нужное слово, объясняют выбор –СЛОВО ДРУГОГО РОДА). Все согласны? Есть другие варианты?

2. «Вставь слово».

- Сейчас нужно будет подобрать подходящее по смыслу существительное и определить его род. Дети называют слово, его род, записывают словосочетания, проговаривая слово по слогам.

Душистая … Субботний …

Красное … Верный …

Железная … Топлёное …

Добрая … Смелый …

Белое … Быстрый …

VIII. Этап рефлексии (СЛАЙД 6)

-Над какой темой сегодня работали? Какого рода бывают имена существительные? Каким словом можно заменить слова мужского рода? Женского? Среднего?

Итоги урока. Самооценка (СЛАЙД 7).

Дети выбирают 1 из трёх цветочков, соответствующий их самооценке, и приклеивают к своей тетради

5


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.