Урок русского языка в 3 классе «Различие имен существительных мужского, женского и среднего рода»
Пояснительная записка к презентации
Урок русского языка в 3 г классе
УМК «Планета знаний»
Тема "Различие имен существительных мужского, женского и среднего рода"
Учитель: Ишмухаметова С. Д.
Тип урока: открытие нового знания.
Презентация Различие имен существительных м.р, ж.р, ср.р
PPT / 2.05 Мб
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.
Задачи:
актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;
организовать деятельность по выбору способа определения рода существительного.
Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина, мультимедийное оборудование.
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;
- осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;
Метапредметные:
- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
Предметные:
- знание о постоянных признаках существительного;
- умение определять род существительных.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент. Приветствие гостей.
- Нам сегодня на уроке предстоит большая работа, будьте очень внимательны и помогайте друг другу.
Слайд № 1 - Ребята, прочитайте, пожалуйста, слова записанные на экране.
(Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, лень, трудолюбие, оптимизм)
-Что общего у этих слов? (Это человеческие качества)
- Вам понятны эти качества?
- А какие здесь лишние слова? Какие слова нам не понадобятся на нашем уроке? Слайд № 2
- Ребята, наш урок мы начнем с проявления трудолюбия и аккуратности!
II. Актуализация знаний Слайд № 3
Минутка чистописания. (Ночь, воля, урожай, плод, озеро, здоровье, обувь)
- На экране вы видите слова. Посмотрите и скажите, что эти слова объединяет? (Это имена существительные. У них нет формы множественного числа. Во всех словах есть буква «о»).
- Эта буква «о» и будет хозяйкой минутки чистописания. Слайд № 4
Оо оло во Оо
- Открываем тетради, записываем число, кл.работа и прописываем минутку чистописания.
- Ребята, не забываем, как правильно работать при письме. Спинки прямые, тетрадочки под наклоном, ручку держим правильно.
- Записали и сели красиво.
- Сегодня на уроке мы будем работать под девизом: « Интересно все то, что неизвестно». Слайд № 5
-Русский язык, богат тайнами и сегодня вы должны будите провести свои исследования и сделать свое открытие.
Слайд № 6 - Составьте слова из данных букв. Объясните орфограммы. Давайте проверим Слайд № 7
Мальчик, девочка, окно, плечо, певица, земля, бегун, Оренбург.
- Что можно сказать об этих словах? (Это имена существительные единственного числа).
- Правильно, сегодня мы на уроке будем пополнять знания об имени существительном.
- Ребята, скажите, а что мы уже знаем о нем? (говорят правило)
-А еще, ребята, какими бывают имена сущ-ые? (Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными?)
III. Подводящий диалог к формулированию новой темы.
- Значит на какие две группы можно разделить наши слова? (одуш. и неодуш. сущ-ые)
-Разделите слова на эти две группы и запишите в тетрадь в два столбика. Слайд № 8
-Объясните свой выбор.
В первый столбик – одушевленные имена существительные, они отвечают на вопрос кто?
Во второй столбик – неодушевленные имена существительные, отвечают на вопрос что?
Проверка. Слайд № 9
ОТВЕТ: (Первый столбик – мальчик, девочка, певица, бегун. Во второй столбик – окно, плечо, земля, Оренбург).
IV. Совместное «открытие» нового знания.
- Ребята, а какие слова можно использовать в речи вместо имени существительного, который указывает на него, но не называет? (Это местоимение)
- Вот местоимение сегодня на уроке и будет нашим помощником.
- И следующий этап нашего исследования.
-Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?
- На столах лежат розовые листочки с таблицей. Разделите наши слова на три группы и их туда впишите. Слайд № 10
Работа в парах. Помним правила работы в парах.
1. Девочка, певица, земля.
2. Мальчик, бегун, Оренбург.
3. Окно, плечо.
-По какому признаку соединили девочку и певицу, мальчика и бегуна? (Можно про них сказать – она, моя; он, мой. Остальные – в третью группу- оно мое)
- Ребята, а может кто-то знает, или догадывается, как называется такое деление слов?
- Мы распределили слова по родам. В одном столбике находятся имена существительные Ж.р, во 2 – М.Р., в 3 – Ср.р. - Выделите окончания у этих слов.
- Давайте проверим, посмотрите на Слайд № 11
- Оказывается, у имён существительных можно определить что? (род)
-Как же определить род имен существительных? (Надо подставить слова – помощники и с помощью их определить род)
- Для того, чтобы говорить, писать грамотно и красиво, мы должны знать род имён существительных.
- Кто уже догадался и может сказать, какова тема сегодняшнего урока???
Тема нашего урока: « Род имён существительных» (Слайд № 12)
- Как вы понимаете слово род? (Это семья, родня)
- И где я могу узнать лексическое значение слова? ( в толковых словарях)
- В русском языке, слово «род» -обозначает грамматический признак частей речи.
- Какова наша учебная задача на этом уроке? (Научиться определять род имён существительных, понять род)
V. Первичное закрепление Слайд №13
- Давайте обратимся к правилу в учебнике на с.48 и проверим правильность ваших предложений. (Читают правило 3 ученика)
Вывод ученика : имена существительные имеют мужской, женский, средний род, а не «изменяются по родам». Определяем род при помощи местоимений-помощников и по конечным буквам слова. Слайд № 14
- Ребята, а давайте мы немножко отдохнём.
VI. Оздоровительная минутка (Слайд № 15)
VII. Повторение и систематизация изученного материала
- Сейчас попробуем полученные знания применить на практике.
- Посмотрите на аппетитные картинки в упр.№25 на стр 48. Составьте по рисункам словосочетания состоящее из имени прилагательного и существительного. Подумайте и скажите, будут ли отличаться окончания в каждом словосочетании?
- И сейчас нужно выйти к доске, записать эти словосочетания и выделить окончание.
- Какой можно сделать вывод? (Окончание имени прилагательного зависит от рода имени существительного). Один ученик у доски. Проверка. Слайд № 16
- Ребята, мне хочется прочитать вам красивый отрывок из стихотворения о нашем городе, который называется «Оренбург»
Оренбург
Много разных городов на свете,
Но родное слово Оренбург
Для меня звучит всегда как песня
Нежным отголоском белых вьюг.
Паутинкой и пуховой шалью
Я накрою купола церквей,
И простор твой бесконечно дальний,
И богатство золотых полей.
Самостоятельная работа:
-Ребята, возьмите стих-ие и найдите подчеркнутые слова. Скажите к какой части речи они относятся? (это имена существительные)
- Обозначьте их род. (Взаимопроверка самостоятельной работы). Поставьте отметку под стихотворением.
Работа в группе. Заполните таблицу. Слайд № 17
- На столах лежат таблицы. Дополните их так, чтобы это получилась таблица подсказка для определения рода имени существительного. Работаем с нашими словами, которые делили на три группы.
Род имён существительных
| ||
| Имена существительные , к которым можно поставить слова |
|
| Имена существительные , к которым можно поставить слова |
|
| Имена существительные , к которым можно поставить слова |
|
Готовый вариант. Проверка. Слайд № 18
Род имён существительных
| ||
Мужской род (м.р.) | Имена существительные , к которым можно поставить слова он, мой | Оренбург, мальчик, бегун. |
Женский род (ж.р.) | Имена существительные , к которым можно поставить слова она, моя | Девочка, певица, земля. |
Средний род (ср.р.) | Имена существительные , к которым можно поставить слова | Окно, плечо. |
-Ребята, на ваших столах лежат зеленые листочки, это секрет запоминания рода имен существительных. Возьмите их. Я сейчас буду читать, а вы будите помогать продолжать его.
Подсказка на экране: Слайд № 19
Женский род - запомню я
И скажу: “она моя”.
И запомню род мужской,
И опять скажу: “он мой”.
Средний род: “оно моё”
Это правило моё! ЗАПОМНИ: Слайд № 20
- Давайте вернемся в начало урока и вспомним о каких человеческих качествах мы говорили. Давайте устно определим у них род имен существительных. (Слайд № 21)
IX. Итог урока. Рефлексия
-Что нового узнали об имени существительном?
- Какого рода они бывают?
- Как определить род? (род определяется при помощи местоимений-помощников и по конечным буквам слова).
Оцените себя: . (Слайд № 22)
Зеленый цвет - я всё понял.
Жёлтый цвет – я ещё не всё понял.
Красный цвет- мне нужна помощь.
Покажите сейчас ваши ладошки.
X. Домашнее задание (дифференцированное) Слайд № 23
Сделай свой выбор:
Для всех Стр. 48 (правило),
На выбор
1) стр.48 №29 (учебник);
2) стр 48 №30 (учебник).
– Ребята, благодарю всех вас за работу. Урок окончен. . (Слайд № 24)
PPT / 2.05 Мб
Пролубщикова Наталья Владимировна