Урок русского языка в 3 классе «Различие имен существительных мужского, женского и среднего рода»

1
1
Материал опубликован 28 October 2020

Пояснительная записка к презентации

Урок русского языка в 3  г классе

УМК «Планета знаний»



 Тема "Различие имен существительных мужского, женского и среднего рода"


Учитель: Ишмухаметова С. Д.

Тип урока: открытие нового знания.


Презентация Различие имен существительных м.р, ж.р, ср.р
PPT / 2.05 Мб

Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного.   

Задачи:

актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;

организовать деятельность по выбору  способа определения рода существительного.

Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина, мультимедийное оборудование.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;

- осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;

Метапредметные:

- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

- умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

Предметные:

- знание о постоянных признаках существительного;

- умение определять род существительных.





















ХОД УРОКА

1. Орг. момент. Приветствие гостей.


- Нам сегодня на уроке предстоит большая работа, будьте очень внимательны и помогайте друг другу.

Слайд № 1 - Ребята, прочитайте, пожалуйста, слова записанные на экране.

(Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, лень, трудолюбие, оптимизм)

-Что общего у этих слов? (Это человеческие качества)

- Вам понятны эти качества?

- А какие здесь лишние слова? Какие слова нам не понадобятся на нашем уроке? Слайд № 2

- Ребята, наш урок мы начнем с проявления трудолюбия и аккуратности!


II. Актуализация знаний Слайд № 3


Минутка чистописания. (Ночь, воля, урожай, плод, озеро, здоровье, обувь)

- На экране вы видите слова. Посмотрите и скажите, что эти слова объединяет?  (Это имена существительные.  У них нет формы множественного числа.  Во всех словах есть буква «о»).

- Эта буква «о» и будет хозяйкой минутки чистописания. Слайд № 4

Оо оло во Оо

- Открываем тетради, записываем число, кл.работа и прописываем минутку чистописания.

- Ребята, не забываем, как правильно работать при письме. Спинки прямые, тетрадочки под наклоном, ручку держим правильно.

- Записали и сели красиво.

- Сегодня на уроке мы будем работать под девизом: « Интересно все то, что неизвестно». Слайд № 5

-Русский язык, богат тайнами и сегодня вы должны будите провести свои исследования и сделать свое открытие.

Слайд № 6 - Составьте  слова  из  данных  букв. Объясните орфограммы. Давайте проверим Слайд № 7

Мальчик, девочка, окно, плечо, певица, земля,  бегун, Оренбург.

- Что можно сказать об этих словах? (Это имена существительные единственного числа).

- Правильно, сегодня мы на уроке будем пополнять знания об имени существительном.

- Ребята, скажите, а что мы уже знаем о нем? (говорят правило)

-А еще, ребята, какими бывают имена сущ-ые? (Имена  существительные  могут  быть одушевлёнными или  неодушевлёнными?)


III. Подводящий диалог к формулированию новой темы.

- Значит на какие две группы   можно разделить наши слова? (одуш. и неодуш. сущ-ые)

-Разделите слова на эти две группы и запишите в тетрадь в два столбика. Слайд № 8

 -Объясните свой выбор.

 В первый столбик –  одушевленные  имена существительные, они отвечают на вопрос кто?

 Во второй столбик  –  неодушевленные имена существительные, отвечают на вопрос что?

Проверка. Слайд № 9

ОТВЕТ: (Первый столбик  – мальчик, девочка, певица, бегун. Во второй столбик – окно, плечо, земля, Оренбург).


IV. Совместное «открытие» нового знания.

- Ребята, а какие слова можно использовать в речи вместо имени существительного, который указывает на него, но не называет? (Это местоимение)

- Вот местоимение сегодня на уроке и будет нашим помощником.

- И следующий этап нашего исследования.

-Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?

- На столах лежат розовые листочки с таблицей. Разделите наши слова на три группы и их туда впишите. Слайд № 10

Работа в парах. Помним правила работы в парах.

1. Девочка, певица, земля.

2. Мальчик, бегун, Оренбург.

3. Окно, плечо.


-По какому признаку соединили девочку и певицу,  мальчика и бегуна? (Можно про них сказать – она, моя; он, мой. Остальные – в третью группу- оно мое)

 - Ребята, а может кто-то знает,  или догадывается,  как называется такое деление слов?

 - Мы распределили слова по родам. В одном столбике находятся имена существительные Ж.р, во 2 – М.Р., в 3 – Ср.р. - Выделите окончания у этих слов.

- Давайте проверим, посмотрите на Слайд № 11

 - Оказывается, у  имён существительных можно определить что? (род)

-Как же определить род имен существительных? (Надо подставить слова – помощники и с помощью их определить род)

- Для того, чтобы говорить,  писать грамотно и красиво, мы должны знать  род имён  существительных.

- Кто уже догадался и может сказать, какова тема сегодняшнего урока???

 

Тема нашего урока: « Род имён существительных» (Слайд № 12)

 - Как вы понимаете слово род? (Это семья, родня)

- И где я могу узнать лексическое значение слова? ( в толковых словарях)

- В русском языке, слово «род» -обозначает грамматический признак частей речи.

 - Какова наша учебная задача на этом уроке? (Научиться определять род имён существительных, понять род)


V. Первичное закрепление Слайд №13


- Давайте обратимся к правилу в  учебнике на с.48 и проверим правильность ваших предложений. (Читают правило 3 ученика)

Вывод ученика : имена существительные имеют мужской, женский, средний род, а не «изменяются по родам». Определяем род при помощи местоимений-помощников и по   конечным буквам слова. Слайд № 14

- Ребята, а давайте мы немножко отдохнём.


VI. Оздоровительная минутка (Слайд № 15)


VII. Повторение и систематизация изученного материала


- Сейчас попробуем полученные  знания применить на практике.

- Посмотрите  на аппетитные картинки в упр.№25 на стр 48. Составьте по рисункам словосочетания состоящее из имени прилагательного и существительного. Подумайте и скажите,  будут ли отличаться  окончания в каждом словосочетании?

- И сейчас нужно выйти к доске, записать эти словосочетания и выделить окончание.

- Какой можно сделать вывод? (Окончание имени  прилагательного зависит от  рода имени существительного). Один ученик у доски. Проверка. Слайд № 16


- Ребята, мне хочется прочитать вам красивый отрывок из стихотворения о нашем городе, который называется «Оренбург»


Оренбург

Много разных городов на свете,

Но родное слово Оренбург

Для меня звучит всегда как песня

Нежным отголоском белых вьюг.


Паутинкой и пуховой шалью

Я накрою купола церквей,

И простор твой бесконечно дальний,

И богатство золотых полей.

 

Самостоятельная работа:

 -Ребята, возьмите стих-ие и найдите подчеркнутые слова. Скажите к какой части речи они относятся? (это имена существительные)

- Обозначьте их род.  (Взаимопроверка самостоятельной работы). Поставьте отметку под стихотворением.

 Работа в группе. Заполните таблицу. Слайд № 17

- На столах лежат таблицы.  Дополните их так, чтобы это получилась таблица подсказка для определения рода имени существительного. Работаем с нашими словами, которые делили на три группы.


Род имён существительных

 

 

Имена существительные , к которым можно поставить слова

 

 

Имена существительные , к которым можно поставить слова

 

 

Имена существительные , к которым можно поставить слова

 

Готовый вариант. Проверка. Слайд № 18


Род имён существительных

 

Мужской род (м.р.)

Имена существительные , к которым можно поставить слова

он, мой

Оренбург, мальчик, бегун.

Женский род (ж.р.)

Имена существительные , к которым можно поставить слова

она, моя

Девочка, певица, земля.

Средний род (ср.р.)

Имена существительные , к которым можно поставить слова
оно, моё

Окно, плечо.


-Ребята, на ваших столах лежат зеленые листочки, это секрет запоминания рода имен существительных. Возьмите их. Я сейчас буду читать, а вы будите помогать продолжать его.


Подсказка на экране: Слайд № 19

Женский род - запомню я

 И скажу: “она моя”.

 И запомню род мужской,

 И опять скажу: “он мой”.

 Средний род: “оно моё”

 Это правило моё! ЗАПОМНИ: Слайд № 20


- Давайте вернемся в начало урока и вспомним о каких человеческих качествах мы говорили. Давайте устно определим у них род имен существительных. (Слайд № 21)


IX. Итог урока. Рефлексия

-Что нового узнали об имени существительном?

- Какого рода они бывают?

- Как определить род? (род определяется при помощи местоимений-помощников и по   конечным буквам слова).

Оцените себя: . (Слайд № 22)

Зеленый цвет - я всё понял.

Жёлтый цвет – я ещё не всё понял.

Красный цвет- мне нужна помощь.

Покажите сейчас ваши ладошки.

X. Домашнее задание (дифференцированное) Слайд № 23

Сделай свой выбор:

Для всех  Стр. 48 (правило), 

На выбор

1) стр.48 №29 (учебник);

2) стр 48 №30 (учебник).

Ребята, благодарю всех вас за работу. Урок окончен. . (Слайд № 24)

Презентация Различие имен существительных м.р, ж.р, ср.р
PPT / 2.05 Мб

Предварительный просмотр презентации

Урок русского языка в 3 г классе Учитель начальных классов: Ишмухаметова С.Д.

Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, лень, трудолюбие, оптимизм.

Смекалка, терпение, аккуратность, трудолюбие, оптимизм.

Минутка чистописания Ночь, воля, урожай, плод, озеро, здоровье, обувь. Что объединяет эти слова?

Минутка чистописания Оо оло во Оо

Наш девиз: «Интересно все то, что неизвестно!»

Мал.чик, д.воч.ка, .кно, пл.чо, п.вица, з.мля, б.гун, .ренбург

Проверь себя! Мальчик, девочка, окно, плечо, певица, земля, бегун, Оренбург.

Одуш. Кто? Неодуш. Что?

Проверь себя! Одуш. Кто? мальчик девочка певица бегун Неодуш. Что? окно плечо земля Оренбург

Разделите слова на три группы и запишите в таблицу в три столбика. Разделите слова на три группы и запишите в таблицу в три столбика.

Род М.р. Ж.р. Ср.р. город девочка окно мальчик певица плечо бегун земля Оренбург

Род имён существительных

Работа с учебником (с.48)

Вывод: имена существительные имеют мужской, женский , средний род. Определяем рол при помощи местоимений-помощников и по конечным буквам слов

Физминутка

Составление словосочетаний Упр.25 Вкусный торт , вкусная конфета, вкусное пирожное. М.р. Ж.р. Ср.р

Работа в группе

Запомни! Род имён существительных Мужской род (м.р.) Имена существительные , к которым можно поставить слова он, мой Город, мальчик, бегун. Женский род (ж.р.) Имена существительные , к которым можно поставить слова она, моя Девочка, певица, земля. Средний род (ср.р.) Имена существительные , к которым можно поставить слова оно, моё Окно, плечо.

Женский род - запомню я Женский род - запомню я И скажу: “она моя”. И запомню род мужской, И опять скажу: “он мой”. Средний род: “оно моё” Это правило моё!

Запомните Имя существительное имеет род: мужской женский средний

Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, лень, трудолюбие, оптимизм.

Я сегодня работал на уроке…

Домашнее задание Сделай свой выбор: Для всех Стр. 48 (правило), На выбор 1) стр.49 №29 (учебник); 2) стр.49 №30 (учебник).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо за урок, Светлана Дмитриевна!!! Заходите в гости на мою страничку!

28 October 2020

Похожие публикации