Урок русского языка
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Половинская средняя общеобразовательная школа
План – конспект
открытого урока русского языка
во 2 классе
Тема: « Слова с удвоенными согласные».
Подготовила учитель начальных классов
Сурнова Ю.С.
Тема: «Слова с удвоенными согласными»
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
УМК: Школа России.Учебник: В. П. Канакина «Русский язык» 2 класс
Цель: познакомить с правописанием слов с удвоенными согласными и со способами их переноса.
Задачи: 1. Формировать новые способы действий; познакомить с правилом написания удвоенных согласных в словах; упражнять в написании слов с удвоенными согласными; развивать у учащихся фонематический слух.
2. Формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами;
способствовать развитию орфографической зоркости, смыслового чтения.
3. Совершенствовать умения слушать и слышать других, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
4. Создать на протяжении урока мини проект.
Оборудование: презентация на тему: «Удвоенные согласные», компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал.
Ход урока
1.Мотивация учебной деятельности.
- Сегодня у нас с вами необычный урок, чтобы он прошёл хорошо, давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям.
-Нас ждёт сюрприз, когда я пришла в класс на столе увидела телеграмму для нашего класса. Прочитаем её?
Дорогие ученики 2 «б» класса!
Мы жители страны русского языка приглашаем Вас посетить наш город. Когда-то мы решили, что нам нужно выделиться. Только вот не знали как? Всегда писаться с большой буквы – место занято. Непроизносимых согласных у нас нет. И тут мы придумали: «Раз у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго». Решили и сделали. Только вот не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому мы объединились и построили свой город .
Коллектив города
- Ребята, посетим этот город? (ответы детей)
- Но в телеграмме неуказанно, как называется город, и как нам туда попасть. Нам в помощь отправили двух жителей страны. А кто они? Мы узнаем, если отгадаем загадки.
Он и весел, и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник,
Медвежонок … Винни-Пух
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружок.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень быстро и недлинно
Он зовется … Чиполлино
-Почему именно этих героев жители отправили нам в помощники? Почему подписались не именами , а словом – коллектив? И почему отправили телеграмму, а не письмо? Что общего во всех этих словах?
Слайд 1,2 (телеграмма, коллектив, Винни-Пух, Чиполлино)
Ответы детей (во всех словах есть удвоенная согласная)
- Значит, в какой город мы отправимся, какие слова там живут?
Слова с удвоенной согласной. И город называется «Удвоенная согласная»
- Мы с вами отправляемся не просто путешествовать, а получать новые знания. Что нового мы можем узнать в этом городе? Чему научиться? (узнать как произносятся слова с удвоенной согласной, как они пишутся, правила переноса слов с удвоенной согласной)
2.Новая тема
- Мы отправляемся в город «Удвоенная согласная» не просто путешественниками . Кого называют путешественниками? (СЛАЙД №3)
но и коллекционерами. А кто такие коллекционеры? (СЛАЙД № 4)
- А, что мы будем коллекционировать? (слова с удвоенной согласной)
Записывать мы их будем в листы-путеводители .
-Запишите первое слово в наших листах - коллекционер.
- Теперь мы можем отправиться в путь. Вместе с нашими проводниками мы начинаем путешествие. Чтобы быстрее попасть в город, отправимся мы всем классов на экспрессе. Что обозначает это слово? (СЛАЙД № 5)
- Запишите это слово
- Начинаем наше путешествие(на доске замок и дома)
-Встречает нас царица города Орфограмма.
- Как вы думает, почему царицу этого города называют Орфограммой?
(потому что написание удвоенных согласных в словах нужно запомнить)
- В каждом городе есть свои законы и правила.(на доску)
- С каким первым правилом мы познакомились?
Удвоенные согласные в слове- это орфограмма. (на доске)
- Как на письме мы выделяем орфограммы? (мы их подчёркиваем)
Подчеркните орфограммы в наших листах
-Нам с вами предстоит заселить город словами с удвоенной согласной. Для этого вам нужно будет выполнить задания. Чтобы мы быстрее выполняли задания, мы будем передвигаться по городу на троллейбусе .Запишите это слово
Задание 1 (в парах)
- В каждом городе есть свои жители. Давайте заселим пустые дома мальчиками и девочками. Работать вы будете в парах.
На каждую парту я раздам карточки с именами девочек и мальчиков. Вы должны найти имена, которые подходят к жителям этого города, подписать имена. А на своих листах записать выбранное имя. С какой буквы будем писать имена?
-По очереди выходим, называем имя и приклеиваем. Мальчиков в синий домик, а девочек в красный.
Задание 2 (в группах)
В каждом городе растут растения, есть зоопарк, спортивный комплекс. В нашем городе тоже всё это есть. Мы будем работать в группах. Вам нужно будет посадить клумбы, заселить зоопарк животными, и построить спортивный клуб.
Результаты записываются на листы по 3 слова
Защита работы: - Почему у вас остались не наклеенные картинки, почему вы их не поместили в наш город?
3.Работа со словарным словом
- Давайте вспомним, как называются слова, правописание орфограмм, которых мы не можем проверить? (Словарные слова)
- А где мы можем узнать и проверить их правописание? ( В орфографическом словаре) В нашем городе мы познакомимся с одним таким словом.
-У каждого из вас есть любимый день недели. Какой и почему?
-А как вы думаете, а какой любимый день недели в нашем городе? Для этого давайте вспомним все дни недели. (суббота)
(СЛАЙД № 6, 7, 8)
Списать пословицу
- Что же обозначает слово суббота? ( отдых)
-Давайте и мы с вами отдохнём.
4.Физминутка
Игра «Найди долгий звук».
-Если вы услышите, в слове длинный звук, то дважды хлопнете в ладоши.
– Спросите, не повысив тона:
Что больше: центнер или тонна?
– Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы.
– Кто получит низкий балл,
Тот не придет на школьный бал.
– Если в доме много сора,
Может в доме вспыхнуть ссора.
– Приятней найти под ёлкой гриб,
Чем получить ангину или грипп.
5.Продолжение работы по теме урока
-Что помогает различить эти пары слов?
Правило 2
Слова, в которых произносится долгий (длинный) согласный звук, на письме обозначаются удвоенным согласным.
Назовите слова с удвоенной согласной, которые вы запомнили.
--Все жители города очень дружные, но у них возникают ссоры.
– Как вы думаете, почему? Буквам – близнецам не хватало места на строчке. Они просто не хотели стоять друг с другом.
– Что нужно посоветовать буквам, чтобы они не ссорились? (Правило переноса)
- Какое правило переноса удвоенных согласных мы знаем?
Правило 3
При переносе слов с удвоенной согласной одну оставляем на строчке, вторую – переносим (на доску)
(СЛАЙД 9)
Задание 3 (самостоятельно)
-Давайте поможем помириться жителям словам. Правильно перенесём слова.
(СЛАЙД 10,11)
- Молодцы, теперь наши слова не будут ссориться.
6.Итог урока
-Вот и подходит к завершению наше путешествие и нам пора возвращаться домой. Посмотрите, какой красивый у нас получился город.
-Скажите, когда люди возвращаются из долгой поездки, что они привозят с собой? (сувениры, подарки)
- А, что мы с вами можем привезти из нашего города? Для чего мы поехали в город «Удвоенных согласных»?
- Много слов мы с вами собрали и узнали? Где встречаются слова с удвоенной согласной? ( имена, название животных, растений, виды спорта, в сказках, транспорт)
- Мы везём не только наши коллекции слов, но и полный багаж знаний.
-Что такое багаж? (Багаж – груз, вещи, материальные ценности)
- Какой же багаж знаний мы везём? Что нового узнали? (правила правописания слов с удвоенной согласной)
- А я хочу похвалить вас всех, потому что я видела на этом уроке, что вы внимательные, трудолюбивые, очень дружные и помогали друг другу в группах.
-Наше путешествие и урок подошли к концу. Я надеюсь, что это не последнее наше путешествие в стране русского языка.
7.Домашнее задание: напис.слов.слово в словарик, т. С .54 № 117