Урок русского языка «Алфавит»
Русский язык
Тема: Алфавит. Запись слов в алфавитном порядке.
Цель: продолжать работу с русским алфавитом; формировать умение записывать слова в алфавитном порядке, знания алфавита на практике; развивать устную связную речь, каллиграфические навыки; воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Ход урока:
I Орг .момент
Сегодня, ребята, у нас необычный урок. К нам пришли гости. Мы должны показать, что мы умеем, что знаем, как умеем работать на уроке. Вы готовы?
II Работа над темой урока
3).Орфоэпическая зарядка.
Демонстрирую картинку - учащиеся записывают первую букву ( Арбуз, лягушка, флаг, аист, вишня, тигр - АЛФАВИТ).
3. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы повторим название букв и их последовательность в алфавите и будем учиться записывать слова в алфавитном порядке.
4. Первичное восприятие и осознание материала.
1). Актуализация знаний.
Беседа:
- что такое алфавит? ( расположение букв в определённом порядке)
- чтение стихотворения Б.Заходера ,, 33 сестры ,,
Тридцать ТРИ родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, У, Ж
Прикатили на еже!
З, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха, -
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -
Вот и все они, друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
- о каких 33 сестрах идет речь? Почему каждая буква записаны два раза? Когда мы пишем заглавную букву? У каждой ли буквы есть старшая сестра? Работа по схеме:
- 10
- 21Ъ и ь
1.Подготовительный этап:
1). Минутка каллиграфии:
- Сегодня пропишем букву у, какие буквы являются соседями? (т и ф). Какая это буква? ( у). Назовите слова с этой буквой.
Урок учебник ученик учитель
У лодыря Егорки на всё отговорки.
2).Словарная работа. Записать словарные слова в алфавитном порядке: арбуз, овощи, огород, корзина.
Звукобуквенный анализ слова: корзина.
2) Создание проблемной ситуации.
- Посмотрите, кто пришел к нам на урок. ( Буратино). И не с пустыми руками. Он принес нам письмо от девочки Оли. Хотите, я прочитаю его?
Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Оля. Мне 5 лет. Я хожу в детский сад и у меня много игрушек. Играть с ними я очень люблю, а вот расставлять на полке - нет. Когда я ложусь спать, они начинают ссориться и выяснять, кому с кем на полке рядом стоять. И вот вчера это им надоело, и они решили уйти к другой девочке. Ребята, помогите мне, пожалуйста. Я обещаю, что всегда буду расставлять их по местам. А чтобы не забыть, где чье место, расставьте, пожалуйста, мои игрушки в алфавитном порядке.
- Ну что, ребята, поможем Оле?
3) Работа в тетрадях и у доски комментировано.
(На доске картинки с подписями: кукла, барабан, мяч, лейка, юла, шар, ведерко, гармошка). Записать под диктовку.
III. Физминутка.
Буратино потянулся.
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел.
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик отыскать,
На носочки надо встать.
5. Закрепление.
1) Работа по учебнику , Выполнение упр стр
IV Итог урока:
- С чем мы сегодня работали? Что такое алфавит? Где он используется?
А Б В Г Д Е Ё Ж
З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х
Ц Ч Ш Щ Ъ
Ы Ь Э Ю Я
-10-
-21-
Ъ - Ь