Конспект урока русского языка для 4 класса «Понятие о спряжении. Личные окончания глаголов I и II спряжения»
Технологическая карта урока
Учитель: Байкина Нина Степановна
МБОУСОШ №60 г. Пензы
Предмет: русский язык Класс: 4
Тема урока: «Понятие о спряжении. Личные окончания глаголов I и II спряжения». (Урок открытия новых знаний)
Цели: овладение системой словоизменения глаголов в настоящем времени, понятием «спряжение», первичное формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.
Задачи урока: формирование представления о новом понятии, развитие мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательных процессов, систематизация имеющихся знаний о глаголе, определение спряжения глаголов.
Формирование УУД.
Познавательные.
Развитие умения извлекать информацию из схем, текста, выявлять сущность и особенности объекта, находить ответы на вопросы, на основе анализов делать выводы.
Регулятивные.
Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом, оценивать учебные действия, прогнозировать предстоящую работу, осуществлять рефлексию.
Коммуникативные.
Развитие умения слушать и понимать друг друга, оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в группе, паре.
Личностные.
Развитие умения выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Прогнозируемый результат: каждый ученик научится определять спряжение глаголов по ударному личному окончанию.
Основные понятия: «словоизменение», «изменение по лицам и числам» «спряжение», «I и II спряжение», «постоянный признак».
Межпредметные связи: литературное чтение.
Ресурсы: учебник Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев «Русский язык»,4 класс, рабочие тетради, ТПО, листы бумаги формата А4, презентация.
Организация рабочего пространства: фронтальная, индивидуальная работа, работа в группах, парах, самостоятельная работа, с ПК
№,Время |
Этапы работы |
Содержание этапа |
Действия учащихся |
||||||||||||||||
1. 1мин 2. 5мин. 4мин
5мин
4мин
2мин
1мин
8мин
6мин
4мин
3мин
2мин |
Организационный момент: Цель (для учащихся): достижение доброжелательного отношения друг к другу. Цель (для учителя): создание положительного психологического настроя на урок. Метод: коллективная работа Актуализация опорных знаний: Цель (для учеников): повторить всё, что знают о глаголах. Цель (для учителя): развитие у обучающихся умения конкретно отвечать на поставленные вопросы. Метод: опрос Оценивание: похвала Систематизация ранее полученных знаний о глаголе. Цель: привести в систему знания о глаголе, полученные ранее. Метод: фронтальный опрос Постановка учебной проблемы Цель (для учащихся): выяснить, есть ли словоизменение у глаголов Цель (для учителя): формировать умение высказывать свои предположения на основе поставленной задачи Метод: проблемно-поисковый Осознание и осмысление новой учебной информации. Цель (для учащихся): узнать: - что такое спряжение; - сколько спряжений у глагола; - как определить спряжение глагола. Цель (для учителя): создать условия для знакомства учащихся со способами определения спряжения глаголов. Задачи:
- дать определение спряжению; помочь детям «открыть» наличие двух спряжений у глаголов; формировать умение различать личные окончания глаголов. - развитие умения обобщать, делать выводы. Методы: исследовательский, создание проблемной ситуации. Формы: работа в группах, парах, индивидуальная работа. Применение новых знаний Цель (для обучающихся): Закрепить полученные знания; учиться определять спряжения глаголов. Цель (для учителя): Формировать умение определять спряжение глаголов. Метод: работа в парах Оценивание учебных достижений Итог урока. Рефлексия. Цель (для обучающихся): осуществлять познавательную и личностную рефлексию Цель (для учителя): формировать мотивацию к познавательной деятельности Домашнее задание. Цель: мотивировать правильность выполнения заданий |
- Ребята, начнём наш урок с приветствия. Кто в дружбу верит горячо, Кто друга чувствует плечо, Тот никогда не пропадёт, Тот никого не подведёт! -Поприветствуйте друг друга. - Садитесь. - Какое у вас настроение? - Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок. Девиз урока: «Всякое дело трудом даётся» - Откройте тетради, запишите число и слова «Классная работа». - Ребята, прочитайте стихотворение. -Что для меня предметы? Лишь названья. Но я приду - всё в действие придёт. Летит ракета, люди строят здания, И рожь в полях растёт. Запись последнего предложения, синтаксический разбор ,составление схемы предложения Л . тит р. кета, люди строят здания, и рож. ( в) п.лях растёт. Списывают, вставляют пропущенные буквы, объясняют орфограммы. - Догадались, о чём пойдёт речь? - Кто скажет, какую цель поставим перед собой на данном этапе урока? - Сегодня у нас на уроке необычный гость. К нам прибыл сам Глагол! Глагол: - Я – Глагол! Я действовать люблю. Не разглагольствовать, не попусту болтать, А приводить в движение предметы, Учить детей писать, читать, считать. Сейчас проверю ваши знанья Путем вопросов и ответов. Вы приложите все старанье, Ну, что вы скажите на это? -Скажи, что я обозначаю И на какие я вопросы отвечаю? (показывает на ученика)
- Ответ твой принят. Я польщён. Продолжим дальше разговор. Теперь к тебе, дружочек, обращаюсь. ( показывает на следующего ученика) - С кем нахожусь в конфликтных отношеньях? С кем в паре никогда я не стою, А от кого держусь на расстоянье. Ты сформулируй правило скорей! - Ты молодец! -Теперь вопрос вот этой ученице (показывает) Что знаешь обо мне, краса - девица? Вот умница! Ты класс не подвела. Ведь знаешь обо мне сполна! Но вот последний мой вопрос, Его ко всем я адресую. - Какую роль играю в предложении И исполняю миссию какую? - Вы много обо мне уже узнали Сейчас об этом рассказали. Но я часть речи не простая. Во мне загадка есть. -Мы наперед не будем забегать. Об этом вам сегодня на уроке предстоит узнать! -Как вы думаете, всё ли вы знаете о глаголе? Что такое словоизменение? -Можно ли просклонять глагол? (Предположение) Возникшее противоречие попытаемся разрешить, выполнив следующее задание в группах -Попробуйте. Работа в группах. (На листах бумаги ф. А4) 1гр.-растёт 2гр-летит 3гр-строят -Получилось? -Почему не удалось? Какой вывод сделали? Глаголы совсем не изменяются? С какой частью речи дружат (согласуются) глаголы? Измените теперь глаголы, используя при необходимости таблицу. (3 гр.- построят)
Что изменяется у глаголов при изменении их по лицам и числам? -Будет ли это словоизменением? Работа с учебником с. 75 упр.247 -Прочитайте в учебнике, как называется такое словоизменение глаголов. Вывод: изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. ФИЗМИНУТКА (Цель: снять утомляемость ,напряжение) - Продолжаем работу. Выделите окончания, поставьте ударения. Легко ли было записать окончание в ударной позиции? Проверьте ваши предположения, выполнив упр. 248 с.76, выбрав в паре 1 из глаголов. Подтвердились предположения? Постановка проблемы - Как вы думаете, сколько спряжений у глагола? - Над чем будем работать? - А какую поставим цель? - Вспомните, по какому признаку все имена существительные разделили на 3 склонения? - А теперь скажите, сколько наборов окончаний мы выделили, когда спрягали глаголы? - Можно ответить на вопрос, сколько спряжений у глагола? Работа с учебником. С 77(определение) - Проверим наш вывод по учебнику. У вас такой же вывод? Молодцы. - Сколько спряжений в русском языке? - Как они обозначаются? - Прочитайте личные окончания глаголов I спряжения. - II спряжения. - Как определить спряжение глагола? -Прочитайте материал для закрепления после правила. -Как легко определить спряжение глагола? -Возможно, вам в этом поможет стихотворение Чтоб определить спряжение, Посмотри на окончание. И ещё на ударение Обрати своё внимание! Когда окончание под ударением, Легко ты узнаешь, какое спряжение. Определите спряжение у глаголов летит, растёт. Работа в парах. Договоритесь в паре, глаголы какого спряжения будет записывать каждый из вас. Что отличает глаголы 1 и 2 спряжения? Поёт, ворчишь, грустят, цветут, стучим, берёшь, клюют, молчат. Проверка I спряжение. Поёт, цветут, берёшь, клюют. II спряжение. Ворчишь, грустят, стучим, молчат. - Как вы думаете, спряжение это постоянный или непостоянный признак глагола? Объясните. Вывод: Спряжение - это постоянный признак глагола, т. к. каждый глагол относится либо к I, либо ко II спряжению. Для детей с низким уровнем развития упр. 251(Выписать глаголы из упражнения, поставить ударение) Резерв. Упр. 250 с 78. Выполнение упражнения 250 с комментированием. Оцените свои достижения по алгоритму 1. В чём заключалось задание? 2.Удалось ли выполнить? 3.Выполнил сам или с помощью? 4.Полностью правильно или с ошибками? 5.Какую отметку себе поставишь? - Что такое спряжение? - Сколько спряжений в русском языке? - Для чего нужно знать личные окончания каждого спряжения? -Как обозначается спряжение? - Каковы ключевые слова урока? -Как вы считаете, мы всё узнали о глаголе? - Как узнать спряжение глагола? Потребовались ли вам знания, приобретённые на предыдущих уроках? Подтвердился ли девиз урока «Всякое дело трудом даётся» Как вы считаете, мы всё узнали о глаголе? Продолжим изучение на следующих уроках. - Ребята вы очень хорошо поработали сегодня на уроке Оцените себя: «Я всё понял, но хочу знать больше …» «Всё хорошо, но могу лучше…» «Пока испытываю трудности…» (Объявление отметок за урок). Повторить правила на с.76-77 учебника Далее по выбору: 1.Выяснить, что означало слово «спрягать» раньше. 2.Сочинить грамматическую сказку о глаголе. 3.Выполнить упр. 252 из учебника -Есть ли вопросы по выполнению домашнего задания? -Урок окончен. Спасибо за урок! |
Дети проговаривают приветствие. Дети приветствуют друг друга, (соприкасаясь пальцами, ладонями), гостей. 1.Мы рады приветствовать В классе Вас нашем, 2.Возможно есть классы И лучше, и краше 3.Но пусть в нашем классе Вам будет светло. Пусть будет уютно И очень легко. Повеств., невоскл., сложное,1-я часть нераспростр., 2-я м 3-я –распростр. [ = -] , [- =] , и [- =]. -О глаголе. - Вспомнить все, что знаем о глаголе. Глагол - это самостоятельная часть, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Перед глаголами никогда не пишется предлог. Не глаголами пишется раздельно. Не выучил, не делай, Не знаешь, не пиши. С глаголами отдельно Частицу не пиши. Глаголы изменяются по временам. В настоящем и будущем времени изменяются по числам и лицам, а в прошедшем – по числам, в ед. числе по родам. В предложении глагол бывает главным членом, сказуемым. -Нет. -Изменение окончания-склонение. Пытаются просклонять. -Нет. -Глаголы по падежам не изменяются. -Изменяются в пр. вр. по числам, в ед.ч. по родам. В наст. вр.-по числам и родам. - С местоимением. -Окончание. -Да -Спряжение. -Да -Выяснить, сколько спряжений - Узнать, от чего зависит спряжение глаголов. -По набору окончаний -2 -Да. Два -Да 2 -Римскими цифрами - ишь, - ёшь - ит, - ёт. - ите, - ёте. - ят, - ат, - ут. -Да -Гласная буква(Е, И) -Да. Познакомиться со спряжением, выяснить, сколько спряжений в русском языке, как определить спряжение Изменение глагола по лицам и числам. -2 -Чтобы правильно писать. Римскими цифрами I и II. Спряжение, изменение по лицам и числам I и II, окончания -По окончанию. -Нет. |