Конспект урока русского языка для 4 класса «Понятие о спряжении. Личные окончания глаголов I и II спряжения»

2
0
Материал опубликован 5 February 2017

Технологическая карта урока

Учитель: Байкина Нина Степановна

МБОУСОШ №60 г. Пензы

Предмет: русский язык Класс: 4

Тема урока: «Понятие о спряжении. Личные окончания глаголов I и II спряжения». (Урок открытия новых знаний)

Цели: овладение системой словоизменения глаголов в настоящем времени, понятием «спряжение», первичное формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.

Задачи урока: формирование представления о новом понятии, развитие мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательных процессов, систематизация имеющихся знаний о глаголе, определение спряжения глаголов.

Формирование УУД.

Познавательные.

Развитие умения извлекать информацию из схем, текста, выявлять сущность и особенности объекта, находить ответы на вопросы, на основе анализов делать выводы.

Регулятивные.

Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом, оценивать учебные действия, прогнозировать предстоящую работу, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные.

Развитие умения слушать и понимать друг друга, оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в группе, паре.

Личностные.

Развитие умения выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Прогнозируемый результат: каждый ученик научится определять спряжение глаголов по ударному личному окончанию.

Основные понятия: «словоизменение», «изменение по лицам и числам» «спряжение», «I и II спряжение», «постоянный признак».

Межпредметные связи: литературное чтение.

Ресурсы: учебник Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев «Русский язык»,4 класс, рабочие тетради, ТПО, листы бумаги формата А4, презентация.

Организация рабочего пространства: фронтальная, индивидуальная работа, работа в группах, парах, самостоятельная работа, с ПК

,Время

Этапы работы

Содержание этапа

Действия учащихся

1.

1мин

2.

5мин.

4мин


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

5мин


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

4мин


 


 


 


 


 


 

2мин


 


 


 

1мин


 

8мин


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

6мин


 


 


 


 


 


 


 


 


 

4мин


 


 


 


 


 


 

3мин


 


 


 

 

 

2мин

Организационный момент:

Цель (для учащихся): достижение доброжелательного отношения друг к другу.

Цель (для учителя):

создание положительного психологического настроя на урок.

Метод: коллективная работа

Актуализация опорных знаний:

Цель (для учеников): повторить всё, что знают о глаголах.

Цель (для учителя):

развитие у обучающихся умения конкретно отвечать на поставленные вопросы.

Метод: опрос

Оценивание: похвала

Систематизация ранее полученных знаний о глаголе.

Цель: привести в систему знания о глаголе, полученные ранее.

Метод: фронтальный опрос

Постановка учебной проблемы

Цель (для учащихся):

выяснить, есть ли словоизменение у глаголов

Цель (для учителя):

формировать умение высказывать свои предположения на основе поставленной задачи

Метод: проблемно-поисковый

Осознание и осмысление новой учебной информации.

Цель (для учащихся):

узнать:

- что такое спряжение;

- сколько спряжений у глагола;

- как определить спряжение глагола.

Цель (для учителя):

создать условия для знакомства учащихся со способами определения спряжения глаголов.

Задачи:

 

- дать определение спряжению; помочь детям «открыть» наличие двух спряжений у глаголов;

формировать умение различать личные окончания глаголов.

- развитие умения обобщать, делать выводы.

Методы: исследовательский, создание проблемной ситуации.

Формы: работа в группах, парах, индивидуальная работа.

Применение новых знаний

Цель (для обучающихся):

Закрепить полученные знания; учиться определять спряжения глаголов.

Цель (для учителя):

Формировать умение определять спряжение глаголов.

Метод: работа в парах

Оценивание учебных достижений

Итог урока. Рефлексия.

Цель (для обучающихся):

осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Цель (для учителя):

формировать мотивацию к познавательной деятельности

Домашнее задание.

Цель: мотивировать правильность выполнения заданий

- Ребята, начнём наш урок с приветствия.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто друга чувствует плечо,

Тот никогда не пропадёт,

Тот никого не подведёт!

-Поприветствуйте друг друга.

- Садитесь.

- Какое у вас настроение?

- Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

Девиз урока: «Всякое дело трудом даётся»

- Откройте тетради, запишите число и слова «Классная работа».

- Ребята, прочитайте стихотворение.

-Что для меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду - всё в действие придёт.

Летит ракета, люди строят здания,

И рожь в полях растёт.

Запись последнего предложения,

синтаксический разбор ,составление схемы предложения

Л . тит р. кета, люди строят здания, и рож. ( в) п.лях растёт.

Списывают, вставляют пропущенные буквы, объясняют орфограммы.

- Догадались, о чём пойдёт речь?

- Кто скажет, какую цель поставим перед собой на данном этапе урока?

- Сегодня у нас на уроке необычный гость. К нам прибыл сам Глагол!

Глагол:

- Я – Глагол!

Я действовать люблю.

Не разглагольствовать, не попусту болтать,

А приводить в движение предметы,

Учить детей писать, читать, считать.

Сейчас проверю ваши знанья

Путем вопросов и ответов.

Вы приложите все старанье,

Ну, что вы скажите на это?

-Скажи, что я обозначаю

И на какие я вопросы отвечаю?

(показывает на ученика)

 

- Ответ твой принят. Я польщён.

Продолжим дальше разговор.

Теперь к тебе, дружочек, обращаюсь.

( показывает на следующего ученика)

- С кем нахожусь в конфликтных отношеньях?

С кем в паре никогда я не стою,

А от кого держусь на расстоянье.

Ты сформулируй правило скорей!

- Ты молодец!

-Теперь вопрос вот этой ученице (показывает)

Что знаешь обо мне, краса - девица?

Вот умница! Ты класс не подвела.

Ведь знаешь обо мне сполна!

Но вот последний мой вопрос,

Его ко всем я адресую.

- Какую роль играю в предложении

И исполняю миссию какую?

- Вы много обо мне уже узнали

Сейчас об этом рассказали.

Но я часть речи не простая.

Во мне загадка есть.

-Мы наперед не будем забегать.

Об этом вам сегодня на уроке предстоит узнать!

-Как вы думаете, всё ли вы знаете о глаголе?

Что такое словоизменение?

-Можно ли просклонять глагол?

(Предположение) Возникшее противоречие попытаемся разрешить, выполнив следующее

задание в группах

-Попробуйте. Работа в группах. (На листах бумаги ф. А4)

1гр.-растёт

2гр-летит

3гр-строят

-Получилось?

-Почему не удалось? Какой вывод сделали?

Глаголы совсем не изменяются?

С какой частью речи дружат (согласуются) глаголы?

Измените теперь глаголы, используя при необходимости таблицу. (3 гр.- построят)

Ед.ч

Мн.ч

 

я

мы

 

ты

вы

 

он, она, оно

они

 

Что изменяется у глаголов при изменении их по лицам и числам?

-Будет ли это словоизменением?

Работа с учебником с. 75 упр.247

-Прочитайте в учебнике, как называется такое словоизменение глаголов.

Вывод: изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

ФИЗМИНУТКА (Цель: снять утомляемость ,напряжение)

- Продолжаем работу.

Выделите окончания, поставьте ударения. Легко ли было записать окончание в ударной позиции? Проверьте ваши предположения, выполнив упр. 248 с.76, выбрав в паре 1 из глаголов. Подтвердились предположения?

Постановка проблемы

- Как вы думаете, сколько спряжений у глагола?

- Над чем будем работать?

- А какую поставим цель?

- Вспомните, по какому признаку все имена существительные разделили на 3 склонения?

- А теперь скажите, сколько наборов окончаний мы выделили, когда спрягали глаголы?

- Можно ответить на вопрос, сколько спряжений у глагола?

Работа с учебником. С 77(определение)

- Проверим наш вывод по учебнику. У вас такой же вывод?

Молодцы.

- Сколько спряжений в русском языке?

- Как они обозначаются?

- Прочитайте личные окончания глаголов I спряжения.

- II спряжения.

- Как определить спряжение глагола?

-Прочитайте материал для закрепления после правила.

-Как легко определить спряжение глагола?

-Возможно, вам в этом поможет стихотворение

Чтоб определить спряжение,

Посмотри на окончание.

И ещё на ударение

Обрати своё внимание!

Когда окончание под ударением,

Легко ты узнаешь, какое спряжение.

Определите спряжение у глаголов летит, растёт.

Работа в парах. Договоритесь в паре, глаголы какого спряжения будет записывать каждый из вас. Что отличает глаголы 1 и 2 спряжения?

Поёт, ворчишь, грустят, цветут, стучим, берёшь, клюют, молчат.

Проверка

I спряжение. Поёт, цветут, берёшь, клюют.

II спряжение. Ворчишь, грустят, стучим, молчат.

- Как вы думаете, спряжение это постоянный или непостоянный признак глагола? Объясните.

Вывод: Спряжение - это постоянный признак глагола, т. к. каждый глагол относится либо к I, либо ко II спряжению.

Для детей с низким уровнем развития упр. 251(Выписать глаголы из упражнения, поставить ударение)

Резерв. Упр. 250 с 78.

Выполнение упражнения 250 с комментированием.

Оцените свои достижения по алгоритму

1. В чём заключалось задание?

2.Удалось ли выполнить?

3.Выполнил сам или с помощью?

4.Полностью правильно или с ошибками?

5.Какую отметку себе поставишь?

- Что такое спряжение?

- Сколько спряжений в русском языке?

- Для чего нужно знать личные окончания каждого спряжения?

-Как обозначается спряжение?

- Каковы ключевые слова урока?

-Как вы считаете, мы всё узнали о глаголе?

- Как узнать спряжение глагола?

Потребовались ли вам знания, приобретённые на предыдущих уроках? Подтвердился ли девиз урока «Всякое дело трудом даётся»

Как вы считаете, мы всё узнали о глаголе?

Продолжим изучение на следующих уроках.

- Ребята вы очень хорошо поработали сегодня на уроке

Оцените себя:

«Я всё понял, но хочу знать больше …»

«Всё хорошо, но могу лучше…»

«Пока испытываю трудности…»

(Объявление отметок за урок).

Повторить правила на с.76-77 учебника

Далее по выбору:

1.Выяснить, что означало слово «спрягать» раньше.

2.Сочинить грамматическую сказку о глаголе.

3.Выполнить упр. 252 из учебника

-Есть ли вопросы по выполнению домашнего задания?

-Урок окончен. Спасибо за урок!

Дети проговаривают приветствие.

Дети приветствуют друг друга, (соприкасаясь пальцами, ладонями), гостей.

1.Мы рады приветствовать

В классе Вас нашем,

2.Возможно есть классы

И лучше, и краше

3.Но пусть в нашем классе

Вам будет светло.

Пусть будет уютно

И очень легко.

Повеств., невоскл., сложное,1-я часть нераспростр., 2-я м 3-я –распростр.

[ = -] , [- =] , и [- =].

-О глаголе.

- Вспомнить все, что знаем о глаголе.

Глагол - это самостоятельная часть, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Перед глаголами никогда не пишется предлог. Не глаголами пишется раздельно.

Не выучил, не делай,

Не знаешь, не пиши.

С глаголами отдельно

Частицу не пиши.

Глаголы изменяются по временам. В настоящем и будущем времени изменяются по числам и лицам, а в прошедшем – по числам, в ед. числе по родам.

В предложении глагол бывает главным членом, сказуемым.

-Нет.

-Изменение окончания-склонение.

Пытаются просклонять.

-Нет.

-Глаголы по падежам не изменяются.

-Изменяются в пр. вр. по числам, в ед.ч. по родам. В наст. вр.-по числам и родам.

- С местоимением.

-Окончание.

-Да

-Спряжение.

-Да

-Выяснить, сколько спряжений

- Узнать, от чего зависит спряжение глаголов.

-По набору окончаний

-2

-Да. Два

-Да

2

-Римскими цифрами

- ишь, - ёшь

- ит, - ёт.

- ите, - ёте.

- ят, - ат, - ут.

-Да

-Гласная буква(Е, И)

-Да.

Познакомиться со спряжением, выяснить, сколько спряжений в русском языке, как определить спряжение

Изменение глагола по лицам и числам.

-2

-Чтобы правильно писать.

Римскими цифрами I и II.

Спряжение, изменение по лицам и числам I и II, окончания

-По окончанию.

-Нет.


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации