Урок русского языка на тему «Виды предложений по цели высказывания и интонации» (3 класс)
Урок 24. Виды предложений по цели высказывания и интонации
Педагогическая цель |
Способствовать развитию умения определять цели высказывания предложений |
Тип урока |
Открытие новых знаний и способов действий |
Планируемые результаты (предметные) |
Применяют орфографические правила; контролируют свои действия, проверяют написанное |
Личностные |
Осознают необходимость самосовершенствования; развивают способность к оценке своей деятельности и деятельности одноклассников; проявляют доброжелательность в общении с учителем и одноклассниками |
Универсальные |
Познавательные: осуществляют сравнение, классификацию объектов; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; анализируют собственную работу, вносят изменения в процесс деятельности с учетом возникших трудностей. Коммуникативные: формулируют и обосновывают собственное мнение; соблюдают грамматические нормы устной речи |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Предложение. Понятия «восклицательные и невосклицательные предложения», «интонация предложения». Виды предложений по цели высказывания и интонации. Определение вида предложения по цели высказывания и по интонации |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма контроля |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует обучающихся. Прозвенел звонок для нас! Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнём И сейчас урок начнём – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Проявляют готовность к работе |
|
II. Чистописание |
Индивидуальная. Практический. |
К К // К К // Кто в Москве не бывал, красоты не видал |
Выполняют письмо по образцу |
Вырабатывают каллиграфический почерк |
Правильное написание |
III. Повторение изученных знаний Словарная работа |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Загадка, упражнение |
– Отгадайте загадку. Любопытный красный нос По макушку в землю врос. Лишь торчат на грядке Зеленые прядки. – Запишите отгадку, подберите родственные слова и разберите их по составу |
– Морковь. Подбирают родственные слова и разбирают их по составу |
Осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения |
Упражнение |
IV. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, |
Называет тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу |
Слушают учителя |
Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя |
|
V. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Виды предложений по цели высказывания и интонации |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Какие предложения произносятся с целью сообщить что-то? Приведите примеры. – Какие предложения произносятся с целью спросить о чем-то? Приведите при- – Какие предложения произносятся с целью восхититься чем-то? Приведите при- – Какие предложения произносятся с целью приказать кому-то, попросить о чем-то? Приведите примеры. – Какие предложения вы знаете по цели высказывания? Назовите виды. – Какие предложения вы знаете по интонации? Назовите виды |
Отвечают на вопросы учителя |
В сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; учатся разрешать конфликт: выявляют, идентифицируют проблемы, осуществляют поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимают решение и реализуют его |
Беседа по вопросам |
2. Оформление границ предложений |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение, беседа |
– Определите границы предложений – С какой интонацией вы их прочитали? Понятно ли по интонации, какие знаки препинания нужно ставить в конце предложения? Все ли виды предложений по цели высказывания есть в этом тексте? Спишите текст |
Выполняют упражнение: определяют границы предложений; читают, соблюдая интонацию; списывают текст |
Планируют решение учебной задачи, соответствующей этапу урока; оценивают результат работы, определяют, что уже усво- |
Упражнение |
VI. Закрепление знаний и способов действий. Упражнение в определении цели высказывания предложений |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение, работа с текстом, |
Предлагает выполнить упражнение 2 – В рубрике «Путешествие в прошлое» прочитайте о происхождении слова окно (учебник). – Рассмотрите рисунки в упражнении 3 – Составьте и запишите три побудительных невосклицательных предложения, в которых бы выражались просьба, совет, пожелание |
Отгадывают загадку и устно определяют цель высказывания каждого предложения в стихотворении. Работают с текстом, пересказывают. По окончании работы зачитывают составленные предложения, выбирают лучшие из них, записывают в тетрадь |
Овладевают навыками смыслового чтения; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
Упражнение |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Что выражают побудительные предложения? – Какова цель высказывания у повествовательного предложения? Вопросительного? Восклицательного? – Оцените свою работу на уроке |
Отвечают на вопросы |
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
Беседа по вопросам. Саморегуляция |
VIII. Домашнее задание. Составление предложений |
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя |
– Составьте и запишите предложения с целью сообщить что-то, спросить о чем-то, восхититься чем-то, приказать что-то |
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи |
Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |
Предложения |