12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Воробьева Ирина Александровна50
2

Урок русского языка по теме «Антонимы»



Конспект урока русского языка в 5 классе

учитель: Воробьева И.А.


 

Тема: Антонимы

Цели урока:

Познакомить с содержанием понятия «антонимы», со словарём антонимов, функцией антонимов в речи; научить находить антонимы в предложениях, подбирать их к указанным словам.

Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Учебно-познавательный интерес. Обогащение словарного запаса.

Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательная инициатива.

Познавательные УУД. Извлечение информации из учебных текстов и словарей. Синтез знаний. Обобщение и систематизация наблюдений.

Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Сотрудничество с преподавателем и другими учениками.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Ход урока

Организационный момент.

Введение в тему.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение.

Посмотрите на картинки и скажите, что означают эти слова. Каково их значение?

(Слайд 2)


 

 

 

Чтобы узнать, правильный ваш ответ или нет, выполните следующее задание:

К данным словам подберём противоположные по смыслу слова и запишем их рядом. (Слайд 3)

сухой – (влажный),

начинать - (кончать),

ветер - (затишье),

рыхлый - (плотный),

трудолюбивый - (ленивый),

короткий - (длинный),

свет - (темнота),

медлительный - (прыткий).

Давайте проверим, что у вас получилось (Слайд 4)

В словах правого столбика смотрите 3-ю букву в каждом слове. Составьте из этих букв слово, которое и будет темой урока. (Антонимы)

Верно, молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями.

Запишите тему урока: «Антонимы»

III. Новая тема

1.Антонимы - это слова…(учащиеся продолжают ответ).

Итак, слова, имеющие противоположное значение, называются антонимы. "Анти" с греческого - "против", чтобы убедиться в том, что наше открытие правильно, обратимся к учебнику и прочитаем определение слова "антонимы".

Что еще нового вы узнали об антонимах, прочитав определение в учебнике? (Антонимы являются одной части речи: например: черный – белый (прилагательное), мир – война (существительное)

Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.

Как и синоним, он не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Различают антонимы однокорневые (недолёт – перелёт, приехать – уехать) и разнокорневые (тёплый – холодный). Антонимы помогают

использовать приём противопоставления (антитезы) и контраста,

делают речь более точной и выразительной.

Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны.”

2.Знакомство со «Словарём антонимов русского языка».

Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов и др. Существует и словарь антонимов.

Словарь антонимов” М.Р.Львова. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре. (Слайд 5)

Добрый – злой

Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.

Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы


 

Закрепление нового материала.


 

1. Игра «Наоборот» (Слайд 6)

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «хорошо»,

А ты ответишь: «плохо».

Скажу я слово «великан»,

А ты ответишь: «кроха».

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь: «пол».

Скажу я слово «потерял».

И скажешь ты: «нашёл».

- Назовите антонимы (хорошо – плохо, великан – кроха, потолок – пол, потерял нашёл).

2.Работа в группах. Упражнение 370. I группа -1,2,3 - предложение; II группа – 4,5,6 – предложение.

3. Вставьте нужные антонимы: (Слайд 7)

Любишь брать, люби … . (отдавать).

Сытый … не разумеет. (голодного)

Иди вперёд, а оглядывайся … .(назад)

Корень учения горек, да плод его …(сладок)

Проверим себя (Слайд 8)

- Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.)

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!)

4. (Слайд 9)

- Подберите к прилагательному несколько антонимов.

Надёжный друг - … . (Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.)

- Как называется группа этих слов? (Синонимический ряд.)

- Чем отличаются антонимы от синонимов? (Синонимы – близкие по значению слова. А антонимы – противоположные по смыслу слова.)

5. Физкультминутка.

Мы с Винни Пухом в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так, (круговые движения головой)

Головой своей крутили

Винни Пуху мед искали

Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали

А потом, друзья, ходили (ходьба по-медвежьи)

И из речки воду пили

Вот так, вот так,

И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)

А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)

Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)

Вот так, вот так,

Лапы выше поднимали!

- Иногда при подборе антонимов могут возникнуть затруднения. Понаблюдаем. С чем это может быть связано.

6. (Слайд 10)

Устно подберите антонимы к приведённым словам

Тихий, бедный, богатый, ленивый, чёрный, ветхий, высокий.

- С каким словом возникли сложности? Почему? (Со словом «высокий», потому что оно многозначное).

Высокая душа – приземлённая (устремлённая в небо или к земле).

Высокая скамья – низкая.

Что нужно учитывать при подборе антонима? Многозначность слова!

7. (Слайд 11)

Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов.

Образец: Старый (дом, человек). Старый дом – новый дом; старый человек – молодой человек.

Свежий (хлеб, журнал).

Лёгкий (труд, путь).

Тихий (музыка, город).

Мягкий (мебель, звук)

8. (Слайд 12)

Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся.

Герасим был хороший, а барыня жестокая.

Эта речка не широкая, а мелкая.

Царевна была добрая, а царица плохая

9.  Тест

Найдите лишнее слово:

            А) древний

            Б) старый

            В) строгий

2.Найдите синоним к слову умный:

           А) щедрый

           Б) мудрый

           В) хороший

3. Какие пары являются антонимами?

           А) печаль – радость

           Б) закрыть – заснуть

           В) жара -  пекло

4. Найдите антоним к слову добрый:

           А) беспечный

           Б) злой

           В) трудный

5.Найдите верные суждения.

            А) Однозначные слова имеют только одно значение.

            Б) Синонимы – противоположные по значению слова.

            В) Лексическое значение слова можно найти в орфографическом словаре.

6. Найдите пару, в которой неверно подобран русский синоним к иноязычному слову:

             А) финал - конец

             Б) антракт -  обед

             В) монумент – памятник.

7. Найдите лишнее слово:

             А) грустный

             Б) робкий

             В) печальный.

10. Итог урока: (Слайд 13)

- Что такое антонимы?

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов?

- Что нужно учитывать при подборе антонимов?

- Какова роль антонимов в речи?

11. Комментированное выставление оценок.

12. Рефлексия: (Слайд 14)

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…


 

13. Домашнее задание: Прочитать параграф 69, упражнение 371


Презентация к уроку по теме АнтонимыPPTX / 111.29 Кб
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.