Урок русского языка по теме «Антонимы» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока русского языка в 5 классе
учитель: Воробьева И.А.
Тема: Антонимы
Цели урока:
Познакомить с содержанием понятия «антонимы», со словарём антонимов, функцией антонимов в речи; научить находить антонимы в предложениях, подбирать их к указанным словам.
Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Учебно-познавательный интерес. Обогащение словарного запаса.
Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательная инициатива.
Познавательные УУД. Извлечение информации из учебных текстов и словарей. Синтез знаний. Обобщение и систематизация наблюдений.
Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Сотрудничество с преподавателем и другими учениками.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент.
Введение в тему.
Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение.
Посмотрите на картинки и скажите, что означают эти слова. Каково их значение?
(Слайд 2)
Чтобы узнать, правильный ваш ответ или нет, выполните следующее задание:
К данным словам подберём противоположные по смыслу слова и запишем их рядом. (Слайд 3)
сухой – (влажный),
начинать - (кончать),
ветер - (затишье),
рыхлый - (плотный),
трудолюбивый - (ленивый),
короткий - (длинный),
свет - (темнота),
медлительный - (прыткий).
Давайте проверим, что у вас получилось (Слайд 4)
В словах правого столбика смотрите 3-ю букву в каждом слове. Составьте из этих букв слово, которое и будет темой урока. (Антонимы)
Верно, молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями.
Запишите тему урока: «Антонимы»
III. Новая тема
1.Антонимы - это слова…(учащиеся продолжают ответ).
Итак, слова, имеющие противоположное значение, называются антонимы. "Анти" с греческого - "против", чтобы убедиться в том, что наше открытие правильно, обратимся к учебнику и прочитаем определение слова "антонимы".
Что еще нового вы узнали об антонимах, прочитав определение в учебнике? (Антонимы являются одной части речи: например: черный – белый (прилагательное), мир – война (существительное)
Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.
Как и синоним, он не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Различают антонимы однокорневые (недолёт – перелёт, приехать – уехать) и разнокорневые (тёплый – холодный). Антонимы помогают
использовать приём противопоставления (антитезы) и контраста,
делают речь более точной и выразительной.
“Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны.”
2.Знакомство со «Словарём антонимов русского языка».
Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов и др. Существует и словарь антонимов.
“Словарь антонимов” М.Р.Львова. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре. (Слайд 5)
Добрый – злой
Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.
Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы
Закрепление нового материала.
1. Игра «Наоборот» (Слайд 6)
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «хорошо»,
А ты ответишь: «плохо».
Скажу я слово «великан»,
А ты ответишь: «кроха».
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь: «пол».
Скажу я слово «потерял».
И скажешь ты: «нашёл».
- Назовите антонимы (хорошо – плохо, великан – кроха, потолок – пол, потерял нашёл).
2.Работа в группах. Упражнение 370. I группа -1,2,3 - предложение; II группа – 4,5,6 – предложение.
3. Вставьте нужные антонимы: (Слайд 7)
Любишь брать, люби … . (отдавать).
Сытый … не разумеет. (голодного)
Иди вперёд, а оглядывайся … .(назад)
Корень учения горек, да плод его …(сладок)
Проверим себя (Слайд 8)
- Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.)
- Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!)
4. (Слайд 9)
- Подберите к прилагательному несколько антонимов.
Надёжный друг - … . (Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.)
- Как называется группа этих слов? (Синонимический ряд.)
- Чем отличаются антонимы от синонимов? (Синонимы – близкие по значению слова. А антонимы – противоположные по смыслу слова.)
5. Физкультминутка.
Мы с Винни Пухом в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так, (круговые движения головой)
Головой своей крутили
Винни Пуху мед искали
Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали
А потом, друзья, ходили (ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)
А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали!
- Иногда при подборе антонимов могут возникнуть затруднения. Понаблюдаем. С чем это может быть связано.
6. (Слайд 10)
Устно подберите антонимы к приведённым словам
Тихий, бедный, богатый, ленивый, чёрный, ветхий, высокий.
- С каким словом возникли сложности? Почему? (Со словом «высокий», потому что оно многозначное).
Высокая душа – приземлённая (устремлённая в небо или к земле).
Высокая скамья – низкая.
Что нужно учитывать при подборе антонима? Многозначность слова!
7. (Слайд 11)
Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов.
Образец: Старый (дом, человек). Старый дом – новый дом; старый человек – молодой человек.
Свежий (хлеб, журнал).
Лёгкий (труд, путь).
Тихий (музыка, город).
Мягкий (мебель, звук)
8. (Слайд 12)
Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся.
Герасим был хороший, а барыня жестокая.
Эта речка не широкая, а мелкая.
Царевна была добрая, а царица плохая
9. Тест
Найдите лишнее слово:
А) древний
Б) старый
В) строгий
2.Найдите синоним к слову умный:
А) щедрый
Б) мудрый
В) хороший
3. Какие пары являются антонимами?
А) печаль – радость
Б) закрыть – заснуть
В) жара - пекло
4. Найдите антоним к слову добрый:
А) беспечный
Б) злой
В) трудный
5.Найдите верные суждения.
А) Однозначные слова имеют только одно значение.
Б) Синонимы – противоположные по значению слова.
В) Лексическое значение слова можно найти в орфографическом словаре.
6. Найдите пару, в которой неверно подобран русский синоним к иноязычному слову:
А) финал - конец
Б) антракт - обед
В) монумент – памятник.
7. Найдите лишнее слово:
А) грустный
Б) робкий
В) печальный.
10. Итог урока: (Слайд 13)
- Что такое антонимы?
- Какие части речи могут выступать в роли антонимов?
- Что нужно учитывать при подборе антонимов?
- Какова роль антонимов в речи?
11. Комментированное выставление оценок.
12. Рефлексия: (Слайд 14)
Ребята, продолжите предложения:
1.Сегодня на уроке мы повторили…
2.Мы узнали…
3.Научились …
4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …
5.Трудным для меня стало…
13. Домашнее задание: Прочитать параграф 69, упражнение 371
Презентация к уроку по теме АнтонимыPPTX / 111.29 Кб