12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна Кондратьева39
учитель русского языка и литературы
Россия, Кировская обл., Киров
4

Урок русского языка в 5 классе на тему «Антонимы»



Антонимы

Урок русского языка в 5 «б» классе( 1 слайд)

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности.(2 слайд)

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы?

Тогда -за работу!

Удачи желаю всем нам!

Введение в тему урока( 3 слайд).

Учащимся предлагается прочитать два текста, размещённых на слайде:

Антон серьёзно отнёсся к процессу подготовки к контрольной работе. Он хорошо выучил правила, на уроках был активен, всегда выполнял домашнее задание. Во время контрольной работы был сосредоточен и внимателен, правильно сделал все задания, поэтому получил пять. Антон был очень доволен, а родители – счастливы.

Антон легкомысленно отнёсся к процессу подготовки к контрольной работе. Он плохо выучил правила, на уроках был пассивен, редко выполнял домашнее задание. Во время контрольной работы был рассеян и невнимателен, неправильно сделал все задания, поэтому получил два. Антон был очень недоволен, а родители – огорчены.


 

Какой текст вам понравился больше?

В каком из вариантов вам хотелось бы оказаться на месте главного героя?

Можем ли мы сказать, что перед нами два абсолютно разных текста?

Какие слова делают их такими противоположными? Как называются эти слова?(антонимы)

III.Целеполагание

Учитывая название лексической группы слов, благодаря которой два текста стали противоположными по смыслу, сформулируйте тему урока!

( ТЕМА УРОКА-АНТОНИМЫ).

Но если учесть, что с данной темой вы знакомились ещё в начальной школе, попробуйте сформулировать цель урока!

Продолжите предложение: ….. знания и умения по использованию….( УГЛУБИТЬ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АНТОНИМОВ В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ)

Записываем в тетрадь тему урока.


 

IV. Актуализация имеющихся знаний.

Что вы знаете об антонимах?

ИНФОРМАЦИЯ НА СЛАЙДЕ

Антонимы— это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Выпишите пары антонимов из текста. Сколько пар у вас получилось?

(На данном этапе может возникнуть проблемная ситуация: кто-то из ребят может выписать 10 пар.)

Являются ли слова «пять» и «два» антонимами? Докажите свою точку зрения. (Если ребята затрудняются, то учитель предлагает им сравнить другие числительные с данными).

Сделайте вывод. (Числительные не имеют антонимов).

V.Изучение нового материала

Давайте обобщим свои знания об антонимах:

Антонимы— это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.( Запишем определение в тетрадь).

Антонимов в языке меньше, чем синонимов, потому что многие слова, обозначающие конкретные предметы, имена собственные не имеют антонимов.

Задание: подберите антонимы к прилагательным(устно)

1 вариант: бледный (луч), свежий (хлеб), полный (человек).

2 вариант: бледный (человек), свежий (воротничок), полный (чемодан).

В результате ребята видят на доске запись:

бледный – яркий

свежий – чёрствый

полный – худой

бледный – румяный

свежий – грязный

полный – пустой


 

Что удивило? Почему такое возможно?( Если у слова несколько значений, у него может быть несколько антонимов)

Запишем первую группу антонимов, комментируя орфограммы.


Физминутка.

Антонимы – слова с противоположным лексическим значением, и сейчас мы сыграем в игру «Наоборот».


 

Ребята называют антонимы и выполняют действия, связанные с ними.

Скажу я слово «высоко»,(поднимают руки вверх)

А ты ответишь (низко).(опускают руки)

Скажу я слово «далеко»,(вытягивают руки вперёд)

А ты ответишь (близко).(прижимают руки к груди)

Скажу я слово «потолок», (поднимаются на носочки, руки вверх)

А ты ответишь (пол).(приседают)

Скажу я слово «потерял»,(разводят руки в стороны)

И скажешь ты (нашёл).(руки вместе перед собой)

Скажу тебе я слово «трус»,(опускают голову на грудь)

Ответишь ты (храбрец).(поднимают голову вверх)

Теперь «начало» я скажу. (становятся смирно)

Ну, отвечай (конец)! (садятся за парты)


 

Ребята, кто может сказать, сколько пар антонимов у нас получилось?( 6 пар)


 

Закрепление нового материала

Ребята, посмотрите на данную запись, произведения какого жанра здесь даны и как они записаны?( здесь записаны пословицы)

Сформулируйте задание к упражнению.

1. Встречают по одёжке,...

2. Корень учения горек, ...

3. Новых друзей наживай,...

а) а старых не утрачивай.

б) а плод сладок.

в) а провожают по уму.


 

Объясните смысл данных пословиц, запишите их, комментируя орфограммы в антонимах. Назовите слово с наибольшим количеством орфограмм(встречают).


 

Определите, какими частями речи являются антонимы?

(глагол, имя прилагательное)

Значит, антонимами могут быть слова, относящиеся к различным частям речи, кроме числительных.

Задание 2.


 

Дать человеку знания, научить его добрым словам и правильно организовывать любой труд помогает человеку КНИГА.

Прочитайте три предложения, в которых речь идёт о книге, обратите внимание на цифры после них и сформулируйте задание, которое соответствовало бы теме урока.

(Из трёх предложений надо исключить одно, в котором нет антонимов. Написать два предложения с антонимами, подчеркнуть антонимы.)


 

1.Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие.


 

2.Книга-учитель, книга-наставник, книга- близкий товарищ и друг.


 

3.Книга-волшебник, умеющий небыль в быль превратить и в основу основ.


 

Какое предложение вы предлагаете исключить?( Надо исключить второе предложение, т.к. в нём нет антонимов)


 

По каким ещё признакам вы можете исключить второе предложение?( второе предложение сложное).


 

Назовите синонимы, которые есть во втором предложении(здесь два ряда синонимов: учитель и наставник, товарищ и друг).


 

Напишите первое и третье предложения. Подчеркните в них антонимы.


 

Ребята, ещё раз обратите внимание на антонимы в данных предложениях, скажите, как образуются антонимы?( АНТОНИМЫ ОБРАЗУЮТСЯ С ПОМОЩЬЮ ПОДБОРА СЛОВ, А ТАКЖЕ ПУТЁМ ПРИБАВЛЕНИЯ ПРИСТАВОК)


РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ СДЕЛАЕМ ВЫВОД О ТОМ, ЧТО МЫ УЗНАЛИ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ ОБ АНТОНИМАХ.

Итог урока.

Ребята, по какой теме мы углубляли знания сегодня на уроке?( По теме антонимы)

Продолжите предложения:

Антонимы— это…

Антонимов в языке меньше, чем...

Числительные…

Если у слова несколько…

Антонимами могут быть…

Антонимы образуются …

 Антонимы— это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Антонимов в языке меньше, чем синонимов, потому что многие слова, обозначающие конкретные предметы, имена собственные не имеют антонимов.

Числительные не имеют антонимов.

Если у слова несколько лексических значений, у него может быть несколько антонимов.

Антонимами могут быть слова, относящиеся к разным частям речи.

Антонимы образуются с помощью подбора слов, а также путём прибавления приставок


 

Рефлексия.

Ребята, оцените своё отношение к проведённому уроку с помощью предложения, в котором присутствуют антонимы.

Урок прошёл…, а …

Домашнее задание. (на карточках)


Презентация к уроку по теме "Антонимы"
PPTX / 315.03 Кб

технологическая карта урока по теме "Антонимы"
DOCX / 21.51 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.