Урок русского языка на тему «Что такое азбука или алфавит?» (1 класс)
Тема: «Что такое азбука или алфавит?»
Цели деятельности учителя: «Познакомить детей с алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей; упражнять в запоминании названия букв и порядка букв в алфавите; развивать умение пользоваться алфавитом
Воспитывать любовь к родному языку
Тип урока: Урок получения нового знания
Планируемые
образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся: правильно называть буквы в алфавитном порядке;; располагать буквы в алфавитном порядке;
получат возможность научиться: применять знание алфавита при пользовании словарем; оценивать результаты выполненного задания.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение начальными навыками адаптации
Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Образовательные ресурсы
Таблица «Алфавит», ИКТ, карточки с индивидуальным заданием
Организационная структура урока
Организационный момент
- Сегодня у нас необычный урок, у нас много гостей повернитесь и поздоровайтесь с ними
- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой, а с какой вы узнаете позже.
-А как мы должны работать? –Дружно.
II. Актуализация знаний
1 «Мозговой штурм» (2 команды)
Что мы произносим? - звуки | Что мы записываем? - буквы |
Какие бывают звуки и буквы? – гласные и согласные | Что обозначают гласные верхнего ряда? – твердость согласного звука |
Что обозначают гласные нижнего ряда? – мягкость согласного звука | Какие бывают согласные? –твердые, мягкие, звонкие и глухие |
Какие гласные могут обозначать два звука? – я, е, ё, ю | У каких согласных всегда мягкий звук? – й, ч, щ |
У каких согласных всегда твердый звук? – ж, ш, ц | Какие две буквы не обозначают звука? – ь, ъ |
Вывод: Все ли вы знаете буквы, а звуки?
Молодцы
2 Чистописание
- Откройте тетради и запишите число, классная работа.
Загадка
Для шипенья хороша
В алфавите буква Ш
-Посмотрите внимательно как правильно писать букву (слайд1)
-Му напишем Шш, ши, ша
-Работа по учебнику стр 53
-Какое словарное слово мы будем писать?
Словарь: хорошо (делим на слоги, ставим ударение, делаем схему, пишем транскрипцию)
- А как мы запоминаем это слово? Что здесь есть –оро-
- Какие еще слова с сочетанием –оро- вы знаете?
- корова, сорока, ворона, мороженое, воробей.
Редактирование и списывание с печатного текста (слайд1 1)
-Ребята, посмотрите на слайд, у нас рассыпались слова. Нужно составить предложение.
Как хорошо уметь читать
читать, Как, уметь, хорошо
Физминутка «Мы писали»
Кроссворд
- Ребята, я для вас приготовила конверты с заданием, а они пропали. Куда я их дела? (дети ищут конверты, собирают пазлы с картинками)
п а л ь т о
я з ы к
с о б а к а
у
с о р о к а
л и с и ц а
-Какое слово получилось? Азбука( слайд2)
III. Изучение нового материала
- Итак, сегодня мы узнаем, что такое азбука или алфавит, а помогут нам ребята. (рассказ подготовленных учащихся)
Даша и Сева
-Кто создал первую славянскую азбуку, ее называют Кириллицей
Кирилл и Мефодий
(слайд3)
Стр 52 Чтение правила Алфавит
Хором чтение букв по учебнику
Физминутка «Синий трактор представляет»
Алфавит
IV. Первичное осмысление и закрепление
- Ребята, у нас на доске «висит» Алфавит, это какие буквы письменные или печатные?
Я прикреплю для вас печатные, они рассыпались, помогите найти правильное место для этих букв.
Самостоятельная работа (карточки) ________слайд для проверки
Соедини букву с ее правильным названием
Л «эл» Ф «фэ» Ч «ча»
«эль» «эф» «че»
Р «рэ» Н «нэ» Щ «ща»
«эр» «эн» «ще»
- Кто все сделал правильно? Молодцы!
-Какая ошибка допущена у меня на слайде?
Молодцы!
- А кто знает где применяется алфавит? В библиотеке, в журнале, в словарях.
Письмо под диктовку букв
а б в г д е ё у ж
М Н О П Э Р С
-Какая буква лишняя? Зачеркните карандашом.
V. Итоги урока. Рефлексия
- Чем мы занимались на уроке?
Что нового узнали?
Что больше всего понравилось?
Выберем смайлики и украсим ими наш алфавит