12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стригачева Татьяна Николаевна3019
Россия, Смоленская обл., Тюшино
2

Урок русского языка «Что такое деепричастие», 6 класс



Стригачева Татьяна Николаевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Тюшинская СШ»

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Что такое деепричастие»

Цели: 1) дать определение деепричастию как самостоятельной части речи, понимать, что деепричастие совмещает в себе признаки глагола и наречия; понимать и объяснять роль деепричастий в речи; находить деепричастия в предложении; 2) расширять грамматический строй речи и её выразительность за счёт включения в активный словарный запас конструкций с деепричастиями; строить лингвистическое высказывание при помощи опоры; 3) вызвать заинтересованность в изучении деепричастия, желание наблюдать за его употреблением в художественных текстах, стремление к овладению грамматическими ресурсами языка

Тип: усвоение новых знаний.

Оборудование: компьютерная презентация; опора для составления определения деепричастия как части речи.

Этапы урока.

  1. Оргмомент. Вступительное слово учителя. Мотивация и мобилизация учащихся к изучению нового. 5 минут
  2. Изучение нового при помощи презентации. Осмысление термина «деепричастие». 15 минут.
  3. Закрепление: 15 минут

А) запись под диктовку отрывков из произведений поэтов, нахождение деепричастий, объяснение их роли в создании более выразительной картины.

Б) подбор деепричастий и конструкций с деепричастиями для описания пейзажей – работа в группах.

5. Повторение. Составление высказывания «Деепричастие как часть речи» 3 минуты

6. Итог урока и домашнее задание. 1 минута.
Что такое деепричастие
PPTX / 890.8 Кб

Ход урока.

Слайд 2

- Ребята, мы часто говорим, что русский язык богат: звуками, словами, грамматическими конструкциями. И это действительно так. Как сказал Паустовский, «для всего в русском языке есть великое множество слов» – именно это помогает нам выразить различные оттенки смысла. В процессе развития в нашем языке появилось огромное количество слов для того, чтобы называть предметы, различные признаки, действия, состояние, количество и т.п. А как часто вам не хватало слов для того, чтобы выразить мысли?

- Чтобы описать, назвать что-либо – предметы, признаки, действия - в языке существует стройная система частей речи. У каждой части речи своё значение, которое также можно определить при помощи вопроса. Какие части речи вам уже известны?

Слайд 3

- Сегодня мы поговорим ещё об одной . Называется эта часть речи, или, как считают некоторые учёные – особая форма глагола – деепричастие. И её, действительно часто путают с глаголом. Запишем тему урока. Чему мы должны научиться на уроке?

- Запишем шуточное стихотворение:

Слайд 4-5

А тётя Наташа, увидев ежа,

Вскочила, как мячик, от страха визжа.

- Глагол, как вы помните, обозначает основное действие, а деепричастие – добавочное. Найдём здесь основное действие, которое обозначает глагол, и добавочные, которые обозначают деепричастия. Зададим вопросы от глагола-сказуемого к деепричастию.

- Какие из вопросов подходят:

Что сделав? Что делая?

Когда? Как?

Почему? Каким образом?

- Подходят все вопросы, однако, чтобы отличать деепричастия от других частей речи, запомните первые два вопроса – это грамматические вопросы деепричастия.

Слайд 6-8

- Найдём деепричастия в следующих предложениях. Зададим к ним смысловые вопросы:

Задумавшись, он не ответил на вопрос.

Она рассказывала об этом, смеясь.

Вернувшись, я застал дома только отца.

Не тренируясь, нельзя добиться успехов в спорте.

Не договариваясь, мы оба пришли за полчаса до начала урока.

- Слова какой известной части речи отвечают на эти вопросы? Итак, деепричастия отвечают на те же вопросы, что и наречие. Поэтому они выполняют в предложении ту же роль – все они различные обстоятельства.

- Ещё одно сходство деепричастия с наречием – это неизменяемость. Посмотрите на эти предложения. Чем различаются деепричастия? (Слайд 10)

Не договариваясь, мы оба пришли за полчаса до начала урока.

Не договорившись, мы оба пришли за полчаса до начала урока.

- Деепричастия, как и глаголы, имеют совершенный или несовершенный вид.

- Дома вы выучите определение из учебника или расскажете своими словами, если хорошо запомнили на уроке.

- Почему эта часть речи получила такое название? (Слайд 11)

- Сравните слова дееспособный, чародей и деепричастие. Сделайте выводы.

- Если бы вы обратили внимание, то увидели бы, как часто наши писатели и поэты обращались к конструкциям с деепричастиями для выразительного и образного описания действия. Вспомним некоторые поэтические строки. (Слайд 12-16)

Учащиеся записывают отрывки из стихотворений, определяют автора и произведение, находят главные действия (подчёркивают грамматическую основу) и добавочные действия - деепричастия и деепричастные обороты.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя… (А.С.Пушкин «Зимний вечер»)

3има!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь… (А.С. Пушкин отрывок из романа «Евгений Онегин»)

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит… (А.С.Пушкин «Зимнее утро»)

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня… (А.С.Пушкин «Зимнее утро»)

- Потренируемся составлять предложения с деепричастиями на основе зимних пейзажей. (Слайд 17)

Учащиеся в группах составляют предложения с деепричастными конструкциями на основе картин с изображением зимних пейзажей, например, И.Суриков «Памятник Петру Первому на Сенатской площади» и Ф.Ризниченко «В зареве заката». Затем группы обмениваются работами и оценивают их с точки зрения поставленной цели – составления предложений с деепричастиями по картине для более выразительного и образного описания пейзажа.

- Наш урок подходит к концу. Сегодня мы приступили к изучению новой части речи. Вспомним, что это за часть речи. Составьте устный ответ о деепричастии по данным опорам. (Опоры вывешиваются на доске).


опоры
DOCX / 11.14 Кб

- Определите своё состояние на уроке - закончите одно из предложений: (Слайд 18)

На уроке мне было легко, потому что…

На уроке мне было трудно, потому что…

На уроке мне было трудно, но интересно, потому что…

- В соответствии с вашими затруднениями и интересами выберите себе задание на дом: (Слайд 19)

всем – рассказ о деепричастии на основе п. 43 с. 204

По выбору: 1) упр. 501 (поможет различать деепричастия и глаголы)

3) Составить описание зимнего (весеннего) дня (утра, вечера, ночи), используя деепричастия.

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.