12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Комарова Надежда Анатольевна31
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Тема урока: Алфавит.

Цель урока: закрепить знания учащихся о русском алфавите

(азбуке) и его роли в жизни людей.

Задачи урока:

  1. Предметные:

- закрепление  знаний о русском алфавите, истории его создания;  

- знакомство  с понятием «алфавитный порядок»;

- осознание  практической необходимости знания алфавита.

2. Метапредметные: 

           а) познавательные УУД:

          - осуществлять поиск нужной информации;

          - анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из части),    проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

           - устанавливать причинно-следственные связи;

      - строить рассуждения об объекте, обобщать.

           б) коммуникативные УУД:

       - допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения,     формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;

        - задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия;

        - владеть монологической и диалогической формой речи.

           в) регулятивные УУД:

        - принимать и сохранять учебную задачу;

        - планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

         - адекватно воспринимать оценку учителя.

          3. Личностные:

        -  сохранять мотивацию к учебе;

        - проявлять интерес к новому учебному материалу;

        - формировать умение адекватно оценивать свою работу.

Оборудование:  компьютер, проектор, интерактивная доска, плакат «Алфавит», карточки с буквами.

Предполагаемые результаты:

1)  понимает, для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей:

2) умеет  использовать алфавит на практике, правильно расставляет слова по алфавиту; 

3) понимает, как следует расставить слова, начинающиеся с одной и той же буквы.

Ход урока:

I.                   Организация класса.

Приветствие учащихся. Создание благоприятной психологической обстановки.

- Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ!

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбку свою дарил!

Подарите свои добрые улыбки нашим гостям.

II.                Введение в тему урока

- Мы уже изучили все буквы, и сегодня они  – гости на нашем уроке!

Ребята, это буквы не простые. Это буквы, с которых начинаются ваши имена.  Я хочу сохранить их вот в этой папке. Но вот как расположить буквы в папке? Может, сначала разместить буквы, с которых начинаются имена девочек, а затем – мальчиков?

 Как же правильно? Какие предложения есть у вас?

Да, ребята, правильно расположить буквы в по алфавиту или в алфавитном порядке. Когда разложим в папку буквы по алфавиту, у нас получится именная азбука нашего класса. Какие же знания нам потребуются, чтобы выполнить эту работу? (Знать алфавит, правильное название букв).

III.             Формулирование темы и задач урока

- Давайте определим тему урока. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с алфавитом.

Какие задачи вы поставите на урок? Вам помогут ключевые слова (слайд)

 Вспомнить,  что такое алфавит? Какие буквы входят в русский алфавит?

Узнать, почему алфавит назвали алфавитом? как возникло слово алфавит

Научиться  располагать слова в алфавитном порядке.

 IV.             Работа по теме урока

1. Что же такое алфавит? Можно вот такую запись …А Л Г К П… (Слайд) назвать алфавитом? Почему?

 (Буквы, расположенные в установленном порядке.)

- Буквы любят порядок. Каждая буква в алфавите занимает свое место и имеет название. Давайте правильно их назовем. ( Работа по таблице «Алфавит» по цепочке)

Сколько букв в русском алфавите?

 10 – каких? Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки.

 21 – каких букв?

  Какие буквы не обозначают звуков?

С. 20 – чтение правила

 2. Самостоятельная работа

Внимательно посмотрите на алфавит, выберите и назовите буквы, запись названия которых оканчиваются на букву а: ка, ха, ша, ща.

Теперь вы поработаете самостоятельно по вариантам:

- 1 в. Выписывает буквы,  запись названия которых начинается с буквы э

- 2в. Выписывает буквы , запись названия которых оканчивается на букву э.

Подсказка

1 в.  – э…     2 в.  - … э (Слайд)

Проверка. У кого нет ошибок, покажите сигнал.

Назовите буквы, в названии которых два слова.

 3. Упражнения по запоминанию алфавита. (Слайд)

- Это буква? Ж, Назовите следующие  за ней буквы.

- Это буква Ц? Назовите следующие за ней буквы.

Какие буквы расположены между буквами: и - -  - м, у - - ц, ъ – ь

- Давайте вспомним первую задачу урока. Удалось нам её решить?

 А задумывались ли вы, как образовалось слово алфавит? Откуда оно к нам пришло?

  (Выступление ученицы: Слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит».)

А каким русским словом можно заменить слово «алфавит».

Объясните, как образовалось в русском языке слово «азбука»?

- Появилось оно тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Прочитайте, как назывались буквы А и Б («аз» и «буки»).

Какую задачу мы сейчас решили?

3. Значение алфавита в жизни человека

- Почему так важно знать порядок букв?

-Где применяется алфавит?  (Подсказка на ИД).

-Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов. Обратимся к толковому словарику в нашем учебнике. Рассмотрите страницу словаря. Какое первое слово записано в словаре? Найдите в словаре значение слова  мэр. В регистратуре поликлиники, где медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов (в строгом соблюдении алфавитного порядка), в классном журнале, где фамилии учеников записаны по алфавиту, в алфавитном порядке располагаются и личные дела учащихся.

- Как можно использовать алфавит в передаче информации с помощью современной техники?

При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке, т.е. по алфавиту.

- Так почему важно знать порядок расположения букв? 

- Правильно, чтобы быстро находить нужную информацию.

 4. Упражнения в расположении слов в алфавитном порядке.

  • Составление именной азбуки

- Вот и нам знание алфавита поможет составить именную азбуку? Начнём.

А – Аня

В – Ваня, Вадик (подчеркнуть букву)

Чью букву поставить раньше? Ваши предположения?  Посмотрите на 2-ю букву. Если слова начинаются на одну и ту же букву, тогда слова надо располагать по второй, третьей и т.д. букве.

Д – Данил, Диана, Дима, Дима

И – Илья

К – Ксения

Л – Лиза

- Как вы думаете, с какой целью слова располагают в алфавитном порядке?

- Для удобства поиска нужного слова.

  • Работа в тетради с. 20 + ИД

- Откройте с. 20, упр.1. Прочитайте слова. Назовите одним словом.

- В клетках необходимо цифрами обозначить порядок слов по алфавиту.

У доски работает группа учащихся:

Флоксы    пион       георгин

Ирис       роза         мак

Георгин, ирисы, мак, пион, роза, флоксы.

Проверка с доски. Какое слово нельзя перенести?

У кого нет ошибок поставьте слева от задания знак !. Если есть 1 ошибка- +.

Физкультминутка «Физкультурный алфавит»

  • «Помоги Буратино»

Буратино внимательно слушал ваш урок и тоже выполнил задание по теме «Алфавит». Проверьте его работу. (Слайд )

(В слове лист  - 4 буквы:  «ль», «и» «сэ» «тэ».

Строчка – 7 букв: «сэ», «тэ», «рэ», «че», «ка», «а»

  • Выполнение упр. 3:

- Прочитайте слова упр. 3.

- На какие две группы можно разделить слова? Прочитайте слова, обозначающие названия зверей. (Корова, медведь, заяц, лисица, овца).

Прочитайте слова, которые обозначают названия птиц. ( Ворона, сорока, аист, дятел).

- Предлагаю задание на выбор:

  • Записать в алфавитном порядке слова, которые обозначают названия зверей;
  • Записать в алфавитном порядке слова, которые обозначают птиц.

Кто может сам справиться с работой? Выполняйте. Кому нужна помощь?

- Проверка. Чтение слов по алфавиту. У кого нет ошибок? Поставьте себе знак !.

 Если 1 -2 ошибки - +.

  • Самостоятельная работа в группе.

Будем работать в группах. Повторим правила работы в группе:

 1.      Разговаривать будем тихо, так чтобы слышала только наша группа.

2.      Будем уважать мнение другого человека, сказать свое мнение может  каждый.

3.      Мы не будем отвлекаться.

4.      Работать будем дружно и активно, так как наш успех зависит от каждого из нас.

 1 группа:  Скоро вы показываете спектакль «Муха – цокотуха», ваша группа будет готовить афишу для спектакля. Необходимо записать героев сказки в алфавитном порядке. (Муха, Комар, Пчела, Блошки, Бабочки, Таракан, Паук, Божья Коровка). (Работа на ИД)  

  2 группа:  Расшифруйте пословицу. Для этого вместо цифр следует вписать буквы

    9  2            1             14       18      20      20         15        1

А  .    .    у к  .    -    к    .   у д   . о с .  и    с .  у п е  .   ь к   . 

  • 3 группа: с. 21, упр.6 

      4 группа: В каком предложении буквы в словах расположены в алфавитном порядке? Подчеркните это предложение.

Я ученик.       Куда идёшь?       Где ёж?              

       Проверка работы.

 Способы запоминания алфавита

Сегодня вы убедились в том, что алфавит надо  знать наизусть. Какие способы запоминания алфавита существуют?

Выступление учащихся.

- Много поэтов трудились, чтобы помочь ребятам запомнить алфавит. Обратить внимание на выставку авторских книг.

- Для того, чтобы помочь вам запомнить алфавит, я разбила его на строки. В конце каждой строчки – пауза.

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё

Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм

Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу

Фф Хх Цц Чч Шш Щщ

ъ  ы ь

Ээ Юю Яя

 5. Слушание и разучивание  песни Струве « Алфавит»  Дети слушают фонограмму песни Струве « Алфавит».

- Трудно ли запомнить слова этой песни?

- Нет, не сложно, так как звучит алфавит.

 Далее ученики поют песню.

 V. Итог урока Слайд 13

Подведем итог. Закончите фразы:

- Я узнал(а), что алфавит – это…

- Слово «алфавит» можно заменить словом …

- Алфавит поможет…

 

- Мне понравилось…/data/files/x1477769286.flipchart (Алфавит. ИД)

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.