Ознакомление обучающихся с новой орфограммой «Склонение имён прилагательных множественного числа»
Задачи:
Совершенствовать умение склонять имена прилагательные во множественном числе;
Определять падеж имён прилагательных;
Выделять окончания имён прилагательных;
Способствовать развитию орфографической зоркости, памяти, внимания обучающихся;
Создать условия для воспитания чувства товарищества, взаимопомощи,
взаимоподдержки в ходе работы в группах.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
Умение искать и выделять необходимую информацию; анализ, сравнение, классификации объектов по выделенным признакам; синтез.
обобщать (делать выводы); Регулятивные УУД:
Ставить учебную задачу, сопоставлять способ действия и его результат с заданным эталоном, оценивать качество и уровень освоения учебного материала; сравнивать, анализировать по выделенным признакам, формулировка проблемы; планирование деятельности;
понимать и соблюдать правила работы в группе; сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки;
умение оценить степень успешности достижения цели.
Коммуникативные УУД:
Развивать умения излагать свое мнение и принимать позицию другого, участвовать в диалоге; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией;
сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся с особенностью склонения имён прилагательных во множественном числе;
научатся склонять имена прилагательные во множественном числе; указывать падеж имён прилагательных, выделять их окончания.
уметь выполнять морфологический разбор имени прилагательного, подбирать синонимы к именам прилагательным.
Личностные:
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми, сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки к работе на результат.
Оборудование:
Учебник русского языка (автор: В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, компьютер, проектор, экран, мультимедиа, рабочие тетради; опорные таблицы.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД
Мобилизующее начало
(1 минута)
Приветственное слово учителя.
Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.
Вывод: падеж имени прилагательного во множественном числе, как и в единственном, определяется по падежу имени существительного, к которому относится это имя прилагательное.
Участвуют в обсуждении
содержания материала;
высказывают свою
позицию; доказывают,
аргументируют, приходят к единому мнению.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
(15 минут)
Дифференцированнаяработа в группах.Для каждой группы есть задание. (по уровням сложности)
Перед вами тексты. Прочитайте.
Подобрать к выделенным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Записать. Укажите падеж прилагательных множественного числа.
После ... дней опять пошли грибы. Они выглядывают из-под стеблей ... травы, из-под ...листьев. Тут и ... подберезовики, и подосиновики с оранжевыми круглыми головками, и ... волнушки, и ... рыжики.
- Кто может самостоятельно подобрать подходящие по смыслу прилагательные, возьмите карточку зеленого цвета.
Кому нужны слова – помощники, берите карточку красного цвета.
Красная карточка.
Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.
Слова для справок: трескучие, лютые, шумные, зимние, звериные, глубокие.
Прозвали её так потому, что хвост у нее похож на две длин… черн… косицы. Головка и спинка у касатки тоже черн… с синевой, а грудь и брюшко беленьк…, будто она в белый фартучек нарядилась.
(Г. Скребицкий)
Оцените свою работу в листах самоконтроля.
Каковы ваши итоги?
Нарисуйте лестницу успеха, на какой ступеньке сейчас находится каждый из вас. Докажите. Почему у имён прилагательных разные окончания.
Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
Выполняют работу.
Наблюдают зрительно; анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения; фиксируют результаты.
Участвуют в обсуждении
содержания материала;
высказывают свою
позицию; доказывают,
аргументируют, приходят к единому мнению.
Воспринимают ответы
обучающихся; высказывают свои точки зрения.
Дополняют и развивают высказывания одноклассников.
Получают информацию, анализируют, сравнивают, обобщают.
Уметь работать в группе и участвовать в обсуждениях.
Определять степень успешности своей работы.
Рефлексия деятельности
( 3 минуты)
- В начале урока мы ставили перед собой цель выяснить, как склоняются имена прилагательные во множественном числе.
- Достигли мы поставленной цели?
- Какой вид работы на уроке вас заинтересовал? Что оказалось простым, что заставило задуматься?
Выскажите свое мнение.
- Мне сегодня удалось …
- Я сегодня доволен тем, что …
- Мне понравилось …
- Я учился…
- Прикрепите свои кружочки
Старательно! (красные кружочки)
Дружно! (синие кружочки)
Активно! (жёлтые кружочки)
Отвечают на вопросы, высказывают и выдвигают свои предположения по уроку.
Умение осуществлять рефлексию собственной деятельности.
Воспринимают ответы
обучающихся; высказывают свои точки зрения.
Дополняют и развивают высказывания одноклассников.
Домашнее задание
(2минуты)
Дает инструкцию по домашнему заданию.
Задания по учебнику по уровням сложности на выбор.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык в начальной школе. Книга для учителя. 4 класс. М., 2021.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 – х ч., М., 2021.
Тикунова Л.И., Новикова Ю. В. Русский язык: задания для развития грамотности (дидактические материалы) 3 -4 кл. М., 2021.
Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной, В.Г.Горецкого (СD)
«Издательство» «Просвещение»
Приложение 1
Лист самоконтроля». Фамилия, имя ученика ___________________________
Вид задания
Отметка
5
4
3
Работа с пословицами
Просклонять словосочетание, выделить окончание
Составить таблицу окончаний имён прилагательных множественного числа
Самостоятельная работа.
Электронное приложение с заданием. Перенесите к названию падежа вопрос, на который он отвечает, и имена прилагательные в данном падеже.
Работа в парах по учебнику. Упр. 82 (с. 39).
Дифференцированнаяработа в группах.
Приложение 2
Дифференцированнаяработа в группах (по уровням сложности)
Кто может самостоятельно подобрать подходящие по смыслу прилагательные, возьмите карточку зеленого цвета (3 уровень)
Кто затрудняется, желает работать со словами - помощниками, возьмите карточку красного цвета (2 уровень)
Кто пожелает правильно вставить падежные окончания имён прилагательных, возьмите жёлтую карточку (1 уровень)
Зелёная карточка
1.Прочитайте. - Подобрать к выделенным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Записать. Укажите падеж прилагательных множественного числа.
После ... дней опять пошли грибы. Они выглядывают из-под стеблей ... травы, из-под ...листьев. Тут и ... подберезовики, и подосиновики с оранжевыми круглыми головками, и ... волнушки, и ... рыжики.
Красная карточка
2.Списать. Вставить подходящие имена прилагательные используя слова помощники. Укажите падеж прилагательных множественного числа. Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.
Слова для справок: трескучие, лютые, шумные, зимние, звериные, глубокие.
Прозвали её так потому, что хвост у нее похож на две длин… черн… косицы. Головка и спинка у касатки тоже черн… с синевой, а грудь и брюшко беленьк…, будто она в белый фартучек нарядилась.