12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кубрякова Наталья17
4

Урок русского языка по теме: "Склонение имён прилагательных во множественном числе"

Дата: 24.01.2024 Учитель: Кубрякова Н.С.

Класс: 4 «А»


Технологическая карта урока русского языка

Класс

4класс

Автор УМК «Школа России»

В. П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тема урока

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Тип урока

Изучение нового материала

Формы урока

Фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи;

Методы урока

Проблемно-поисковый, исследовательский, словесный, наглядный

Цель урока

Ознакомление обучающихся с новой орфограммой «Склонение имён прилагательных множественного числа»

Задачи:

Совершенствовать умение склонять имена прилагательные во множественном числе;

Определять падеж имён прилагательных;

Выделять окончания имён прилагательных;

Способствовать развитию орфографической зоркости, памяти, внимания обучающихся;

Создать условия для воспитания чувства товарищества, взаимопомощи,

взаимоподдержки в ходе работы в группах.

Метапредметные УУД:


Познавательные УУД:

Умение искать и выделять необходимую информацию; анализ, сравнение, классификации объектов по выделенным признакам; синтез.

обобщать (делать выводы);
Регулятивные УУД:

Ставить учебную задачу, сопоставлять способ действия и его результат с заданным эталоном, оценивать качество и уровень освоения учебного материала;
сравнивать, анализировать по выделенным признакам, формулировка проблемы; планирование деятельности;

понимать и соблюдать правила работы в группе; сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки;

умение оценить степень успешности достижения цели.

Коммуникативные УУД:

Развивать умения излагать свое мнение и принимать позицию другого, участвовать в диалоге; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией;

сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с особенностью склонения имён прилагательных во множественном числе;

научатся склонять имена прилагательные во множественном числе; указывать падеж имён прилагательных, выделять их окончания.

уметь выполнять морфологический разбор имени прилагательного, подбирать синонимы к именам прилагательным.

Личностные:

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми, сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование установки к работе на результат.

Оборудование:


Учебник русского языка (автор: В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, компьютер, проектор, экран, мультимедиа, рабочие тетради; опорные таблицы.



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Мобилизующее начало

(1 минута)

Приветственное слово учителя.

Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. 


Каким вы хотели видеть урок?

Подберите эпитеты к существительному.


Приветствуют учителя. Настраиваются на работу







(Ответы детей: интересным, познавательным, запоминающим, развивающим).


Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Актуализация

знаний

(6 минут)



Прочитайте пословицы, записанные на доске.

- Ленивым людям всегда праздник.

- Добрым гостям все рады.

- Белые ручки чужие труды любят.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

- Чему учат пословицы?

- Скажите, что объединяет эти пословицы





Высказывают и выдвигают свои предположения о пословицах.

Во всех пословицах есть имена прилагательные во множественном числе.





Уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других; во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем.

Самоопределение к деятельности

(5 минут)

- Откройте тетради.

- Запишите число.

-Предположите, на какой ступеньке вы сейчас находитесь.

- Выпишите словосочетания с именами прилагательными из пословиц.

- Определите род, падеж и число имён существительных в словосочетаниях.

- Можно ли определить род прилагательных во множественном числе.

- В чем затруднение? 

Значит, у прилагательных множественного числа род определить нельзя.



Рисуют ступеньки с человечком.

t1711694357aa.gif





(Род не определяется у прилагательных во множественном числе)




Определять степень успешности своей работы




Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Постановка учебной задачи

(2 минуты)

-Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?)

- Как вы думаете, над, чем мы будем работать сегодня на уроке?

- Кто сформулирует тему урока?

- Что мы узнаем? Чему научимся?

(ответим на эти вопросы, как проведём небольшое исследование.

Участвуют в обсуждении вопросов по теме.


(Склонение имен прилагательных во множественном числе)



Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других


Работа над новым материалом

(8 минут)


1.Приступаем к исследованию имени прилагательного.

- Просклоняйте словосочетания, выделите окончания.

1 – вариант весёлые (друзья)

2 – вариант яркие (звёзды)

И. п. (какие?)            

 весёлые друзья

яркие звёзды

Р. п. (каких?)            

весёлых друзей

ярких звёзд

Д. п. (каким?)           

весёлым друзьям

ярким звёздам

В. п. (какие?)

(каких?)           

весёлых друзей

ярких звёзд

Т. п. (какими?)         

весёлыми друзьями

яркими звёздами

П. п. (о каких?)        

о весёлых друзьях

о ярких звёздах


2. Работа в парах.

- Сравните падежные окончания прилагательных.

- Изменяются ли окончания имен прилагательных?

- В каких падежах окончания сходны, в каких различны?

- Как можно проверить безударные окончания прилагательных?

3. Составьте таблицу окончаний.

-Что можно сказать об окончаниях имен прилагательных множественного числа?

В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые окончания?

Как можно определить падеж прилагательного во множественном числе? 



-Что нового узнали о прилагательном множественного числа? Сделайте вывод.



- Какие задачи мы поставим на урок, чтобы их выполнить.

-Сегодня на уроке будем учиться определять падеж имён прилагательных и правильно писать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе.


4.Электронное приложение с заданием. Перенесите к названию падежа вопрос, на который он отвечает, и имена прилагательные в данном падеже.

Затем нажимаем вкладку проверить. Выставляем оценки себе в лист самоконтроля.





Слушают учителя, формулируют задание, которое им необходимо выполнить.















Высказывают свои предположения, мысли.

Осознанно строят речевые высказывания.

Окончания совпадают.


И. п., Р. п., Д. п

ые, ие , ых,их     ым,им

В. п., Т.п., П.п

ых, их ыми, ими ых,их


(Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)

(Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам или склоняются. Род у прилагательных множественного числа не определяется).



Под руководством учителя определяют задачи урока.






Дети самостоятельно работают.

Проверяют, исправляют ошибки, объясняют сами или обращаются за помощью к классу.

Дети оценивают свою работу на уроке по таблице самооценки








Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.


Осуществлять контроль по результату.








Выполнять работу в соответствии с заданным планом.










Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других.





Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.












Уметь излагать своё мнение и принимать позицию друго го.


Осуществлять контроль по результату.



Музыкальная физминутка для глаз (1 минута)





Закрепление изученного материала

(3 минуты)

5. Работа в парах по учебнику.

Упр. 82 (с. 39).

- Прочитайте загадку выразительно. О чём она? Назовите отгадку.

- Как можно озаглавить текст?

- Найдите в загадке синонимы к указанным словам.

- Спишите. Укажите падеж каждого имени прилагательного во множественном числе.

- Объясните, как вы определили падеж. Выделите окончания имён прилагательных.

Выполняют морфологический разбор слова (Из) чёрной (темноты)



(Лист самоконтроля)



(Салют.)

(«Сказочный куст», «Небыва­лые цветы».)

(Красный — пун­цовый, бирюзовый — голубой, тёмный — чёрный, жёлтый — золотой, невиданный — небывалый.)


Вывод: падеж имени прилагательного во множественном числе, как и в единственном, определяется по падежу имени существительного, к которому относится это имя прилагательное.


Участвуют в обсуждении

содержания материала;

высказывают свою

позицию; доказывают,

аргументируют, приходят к единому мнению.


Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

(15 минут)

Дифференцированная работа в группах. Для каждой группы есть задание. (по уровням сложности)

Перед вами тексты. Прочитайте.

Подобрать к выделенным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Записать. Укажите падеж прилагательных множественного числа.

После ... дней опять пошли грибы. Они выглядывают из-под стеблей ... травы, из-под ...листьев. Тут и ... подберезовики, и подосиновики с оранжевыми круглыми головками, и ... волнушки, и ... рыжики.

- Кто может самостоятельно подобрать подходящие по смыслу прилагательные, возьмите карточку зеленого цвета.


Кому нужны слова – помощники, берите карточку красного цвета.

Красная карточка.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

Слова для справок: трескучие, лютые, шумные, зимние, звериные, глубокие.


Желтая карточка.

Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Какую птицу на­зы­ва­ют  ка­сат­кой? 

Про­зва­ли её так по­то­му, что хвост у нее похож на две длин… черн… ко­си­цы. Го­лов­ка и спин­ка у ка­сат­ки тоже чер­н… с си­не­вой, а грудь и брюш­ко  бе­леньк…, будто она в белый фар­ту­чек на­ря­ди­лась. 

(Г. Скре­биц­кий)

Оцените свою работу в листах самоконтроля.

Каковы ваши итоги?

Нарисуйте лестницу успеха, на какой ступеньке сейчас находится каждый из вас. Докажите. Почему у имён прилагательных разные окончания.




Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Выполняют работу.


















Наблюдают зрительно; анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения; фиксируют результаты.



















t1711694357ab.gift1711694357ab.gif

t1711694357ac.gift1711694357ab.gift1711694357ab.gif




Участвуют в обсуждении

содержания материала;

высказывают свою

позицию; доказывают,

аргументируют, приходят к единому мнению.


Воспринимают ответы

обучающихся; высказывают свои точки зрения.

Дополняют и развивают высказывания одноклассников.




Получают информацию, анализируют, сравнивают, обобщают.




Уметь работать в группе и участвовать в обсуждениях.


















Определять степень успешности своей работы.



Рефлексия деятельности

( 3 минуты)


- В начале урока мы ставили перед собой цель выяснить, как склоняются имена прилагательные во множественном числе.

- Достигли мы поставленной цели?

- Какой вид работы на уроке вас заинтересовал? Что оказалось простым, что заставило задуматься?

Выскажите свое мнение.

- Мне сегодня удалось …

- Я сегодня доволен тем, что …

- Мне понравилось …

- Я учился…

- Прикрепите свои кружочки

Старательно! (красные кружочки)

Дружно! (синие кружочки)

Активно! (жёлтые кружочки)


t1711694357ad.jpg t1711694357ae.jpg

Отвечают на вопросы, высказывают и выдвигают свои предположения по уроку.


Умение осуществлять рефлексию собственной деятельности.

Воспринимают ответы

обучающихся; высказывают свои точки зрения.

Дополняют и развивают высказывания одноклассников.


Домашнее задание

(2минуты)

Дает инструкцию по домашнему заданию.

Задания по учебнику по уровням сложности на выбор.

с.39упр.83, с.40 упр.84

Записывают домашнее задание, внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.




Список литературы:

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык в начальной школе. Книга для учителя. 4 класс. М., 2021.

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 – х ч., М., 2021.

Тикунова Л.И., Новикова Ю. В. Русский язык: задания для развития грамотности (дидактические материалы) 3 -4 кл. М., 2021.

Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной, В.Г.Горецкого (СD)

«Издательство» «Просвещение»

































Приложение 1

Лист самоконтроля». Фамилия, имя ученика ___________________________

Вид задания Отметка
5 4 3
Работа с пословицами


Просклонять словосочетание, выделить окончание




Составить таблицу окончаний имён прилагательных множественного числа


Самостоятельная работа.

Электронное приложение с заданием. Перенесите к названию падежа вопрос, на который он отвечает, и имена прилагательные в данном падеже.




Работа в парах по учебнику. Упр. 82 (с. 39).




Дифференцированная работа в группах.






Приложение 2

Дифференцированная работа в группах (по уровням сложности)

Кто может самостоятельно подобрать подходящие по смыслу прилагательные, возьмите карточку зеленого цвета (3 уровень)

Кто затрудняется, желает работать со словами - помощниками, возьмите карточку красного цвета (2 уровень)

Кто пожелает правильно вставить падежные окончания имён прилагательных, возьмите жёлтую карточку (1 уровень)

Зелёная карточка

1.Прочитайте. - Подобрать к выделенным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Записать. Укажите падеж прилагательных множественного числа.

После ... дней опять пошли грибы. Они выглядывают из-под стеблей ... травы, из-под ...листьев. Тут и ... подберезовики, и подосиновики с оранжевыми круглыми головками, и ... волнушки, и ... рыжики.

Красная карточка

2.Списать. Вставить подходящие имена прилагательные используя слова помощники. Укажите падеж прилагательных множественного числа. Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

Слова для справок: трескучие, лютые, шумные, зимние, звериные, глубокие.

Желтая карточка

3.Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Какую птицу на­зы­ва­ют  ка­сат­кой? 

Про­зва­ли её так по­то­му, что хвост у нее похож на две длин… черн… ко­си­цы. Го­лов­ка и спин­ка у ка­сат­ки тоже чер­н… с си­не­вой, а грудь и брюш­ко  бе­леньк…, будто она в белый фар­ту­чек на­ря­ди­лась. 

14


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.