Урок «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы» (Русский язык, 2 класс)
Урок русского языка во 2 «В» классе
Тема урока: «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы»
Цель: закреплять умение находить суффиксы слов, называющих предметы; работать с Обратным словарем.
Задачи: актуализировать знания учащихся о частях слова; повторить основные признаки суффикса как части слова: имеет значение, служит для образования слов, стоит за корнем; способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания; умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи; создавать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.
Планируемые результаты:
Предметные: повторить основные признаки суффикса как части слова: имеет значение, служит для образования слов, стоит за корнем.
Л: воспитывать чувство любви и интереса к родному языку.
Р: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
К: создавать условия для приобретения навыков учебного сотрудничества.
П: воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Формировать умение видеть проблему и наметить пути её решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы. Совместно вырабатывать порядок проверки орфограммы и использовать алгоритм в практической деятельности.
Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха и неуспеха.
Оборудование: учебник русского языка Чуракова Н.А. 3ч., 2ч., карточки с заданиями для дифференцированной работы.
Ход урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
Мотивация к учебной деятельности |
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. |
Коммуникативные: уважительное отношение друг другу |
|
Целепологание Этап актуализации и пробного учебного действия. |
- Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, вид работы, выделите орфограммы. - С какого вида работы начнем урок? (чистописание) На доске: ок ик щик щиц - Какую часть слова вам напоминают эти сочетания букв? - Запишите их в тетрадь, чередуя.
1)- Ребята, прочитайте слова которые написала Маша. Лес, лесок, лесник. - Что вы можете сказать о данных словах? - Давайте разберем эти слова по составу - Сделайте вывод: Какие части слова вам встретились в данных словах? - С помощью чего образовались новые слова? -Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? -Сформулируйте тему нашего урока. Давайте откроем содержание и прочитаем тему нашего урока. -Какие цели и задачи вы перед собой поставите? |
21февраля. Классная работа. -Суффикс (читают) - Слова однокоренные, родственные, корень лес 1 ученик разбирает у доски. Остальные в тетрадях Корень, суффикс, окончание, основа. - С помощью суффиксов - О суффиксах Суффиксы слов. Снова суффиксы слов, называющих предметы. -Уточнять и расширять наши представления о понятии «суффиксы». |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; выявлять сходство и различия объектов. Личностные: применять правила делового сотрудничества |
Этап построения проекта, выявление затруднений. |
- А откуда мы можем получить новую информацию? Давайте обратимся к учебнику. Работа по учебнику с.48 Упр.53.(3пары слов из словаря) -Прочитайте задание. Что вам нужно сделать? - Откройте обратный словарь на К Найдите слова с основой на –щик. Что вы можете сказать об этих словах? - Что обозначает суффикс – щик? - Сделайте предположение, как будут звучать парные им слова, обозначающие людей женского пола? -Где мы можем проверить? -На какую букву и на какое сочетание букв надо открыть обратный словарь, чтобы найти эти слова? Запишите три пары слов, обозначающих людей одной профессии, но разного пола. - С помощью какого суффикса образовали новые слова? -Какой оттенок смысла он придает новым словам? |
-Можем обратиться к учебнику, к учителю и т. д. Суффикс -щик обозначает людей мужского пола. Кладовщик-кладовщица, упаковщик-упаковщица, крановщик-крановщица В обратном словаре -на букву а, на -щица Кладовщик-кладовщица, упаковщик-упаковщица, крановщик-крановщиц С помощью суффикса Щик щиц Образовались слова названия профессий м.р и ж.р. |
Познавательные : подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков существительных |
Физминутка |
|||
Давайте, попробуем мы образовать слова используя суффиксы –щик, -щиц-. Камень Обман барабан |
(Слова на карточках) Камень-каменщик Обман- обманщик, обманщица Барабан – барабанщик, барабанщица. |
||
Этап реализации построенного поекта. |
А наша хитрая волшебница Анишит Йокоповна принесла вам карточки с заданиями. Поработайте в парах. Задание. Образуйте слова с помощью суффикса -ёнок - тигр - ………………….. мамонт - ………………….. слон -……………………. страус -…………………. кот-…………………. Подумайте, какое значение имеет этот суффикс. |
Уменьшительно – ласкательный характер |
Коммуникативные: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах) |
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. |
Анишит Йокоповна: -Я рада, что вы справились с моим первым заданием. Вторе задание вы будете выполнять самостоятельно. Давайте почитаем его. Прочитай слова, спиши столбиком, покажи письменно, от каких других слов образовались эти слова: Например : собака – собачка Лапка -……… Лисичка - ……… Ежиха - ……….. Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга, используя мою подсказку. (Подсказка на слайде) |
Задание на электронной доске Взаимопроверка по эталону. На доске: Лапка – лапа Лисичка – лиса Ежиха - ёж |
|
Этап включения в систему знаний и повторения. Этап рефлексии. |
-А теперь давайте подведем итог нашего урока. Выберите карточки со словами, которые характеризуют суффикс.
На доске карточки со словами: Маленькое слово Часть слова Для образования новых слов Для связи слов в предложении После корня Перед корнем Не имеет значение Имеет значение -Что же такое суффикс? -Кто остался доволен своей работой? - В заключение мне хочется вам сказать, чтобы учение не было для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку: Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую). Если иногда были трудности, сомнения – розовую. Если не разобрались в теме – голубую. - Посмотрите. Сколько много жёлтых звёзд. - Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным. -Работа каких детей вам на уроке понравилась? - Спасибо всем за работу! Желаю удачи! - Мне очень понравилось как вы сегодня работали, особенно отличились … |
Суффикс Часть слова После корня Для образования новых слов Имеет значение - Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Дети показывают звёзды. |
Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, в классе). |
Дом. задание |
Т. С. 25 упр.34 |