Урок русского языка с применением когнитивной технологии в 3 классе «Простые и сложные предложения».
Пояснительная записка к презентации
Урок русского языка с применением когнитивной технологии в 3 классе.
Тема: «Простые и сложные предложения».
Учитель: Цыркова Мария Александровна.
Тип урока: урок изучения декларативной информации.
Цель урока: познакомить детей с понятием сложное предложение; развивать умение устанавливать связь слов в предложении.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
научатся различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения;
составлять из двух простых предложений одно сложное;
разделять запятой части сложного предложения;
находить грамматическую основу сложного предложения;
Метапредметные результаты:
формировать учебную задачу, применять установленные правила;
осознанно и произвольно строить свои сообщения;
уметь просить помощи, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, строить понятные для партнёра высказывания.
Анализировать и делать выводы;
Работать самостоятельно;
Личностные результаты:
Способность к самооценке;
Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Оборудование урока: проектор, презентация, раздаточный материал (карточки с поуровневыми заданиями), учебник.
Структура урока:
Организационный момент. Мотивация учащихся;
Входная диагностика;
Самоопределение к деятельности. Декларативная информация;
Первичное закрепление декларативной информации;
Первичная диагностика; Коррекция;
Вторичное закрепление декларативной информации;
Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент. Мотивация учащихся (2 мин)
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
-Сегодня к нам на урок пришел гость, а кто он узнаете, угадав загадку.
Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.
-Правильно ребята, это Незнайка.
-Дорогие ребятишки!
И я взял нынче в руки книжки.
Приглашаю я вас путешествовать,
Знания свои совершенствовать.
II. Входная диагностика (5 мин)
Планируемые результаты:
Предметные результат.
Учащиеся должны:
уметь классифицировать предложения по типу;
знать структуру распространенного предложения;
уметь классифицировать члены распространенного предложения;
знать, что обозначают главные и второстепенные;
Метапредметные результаты.
Учащиеся должны:
уметь работать самостоятельно;
контролировать свою работу и оценивать результат;
Личностные результаты:
способность к самооценке;
умение слушать товарища;
-Но прежде чем мы с вами отправимся за новыми знаниями, проверим, как вы усвоили предыдущий материал. Ваша задача, заключается в том, чтобы выполнить задания входной диагностики.
(приложение 1).
1 уровень.
Заполнение граф- схемы.
2,3 уровень.
Метод отрицания-согласия.
Учащиеся выполняют задания входной диагностики.
-Теперь проверьте результат своей работы. Коды верных ответов на слайде презентации.
Учащиеся проверяют свои работы.
Самооценка с помощью светофора.
III. Самоопределение к деятельности. Декларативная информация.
Планируемые результаты:
Предметные результат.
Учащиеся узнают:
как называются предложения с одной грамматической основой;
как называются предложения с двумя грамматическими основами;
узнают, для чего в сложном предложении ставится запятая;
научатся подбирать и анализировать схемы к предложениям;
Метапредметные результаты.
Учащиеся :
сформулируют тему и цели урока;
сформулируют определение простого и сложного предложений;
Личностные результаты:
способность к самооценке;
умение точно высказывать своё мнение;
вести диалог;
-Прочитайте предложения, выдели основу предложения.
(приложение 2).
1. Прозвенел звонок с урока.
2. Ребята выбежали на перемену.
3. Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену.
- Чем отличаются эти предложения?
- 1,2, у них одна грамматическая основа.
- 3-е предложение составлено из 1и 2предложения, в нём две грамматические основы.
- Можно ли эти предложения разбить на группы? (Да)
- На сколько групп и по какому признаку? (На две, по количеству грамматических основ).
- Какие предложения войдут в 1 группу? (1,2)
- Какие предложения войдут во 2 группу? (3)
- Какие названия вы бы дали этим группам предложений?
Дети предлагают свои варианты названий.
- Молодцы, правильно. Они так и называются : простые и сложные.
- Кто скажет, какая сегодня тема урока?
Дети формулируют тему урока: « Простые и сложные предложения».
- Как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке?
- Верно. Мы действительно должны научиться различать простые и сложные предложения и составлять к ним схемы.
- Посмотрите на схемы к предложениям, которые мы только что разобрали. Подберите к каждому предложению схему.
Дети находят схемы и объясняют причину выбора.
- Как вы думаете, почему в 3предложении стоит запятая?
-Что она в нем разделяет? (В нём две грамматические основы, а запятая их разделяет).
- Почему же ставятся запятые в сложном предложении?
- Запятые разделяют части сложного предложения одну от другой.
- Так какие предложения называются простыми? (Самостоятельный вывод детей- в которых одна грамматическая основа).
- Какие предложения называются сложными? (Самостоятельный вывод детей- в которых несколько грамматических основ).
Работа с учебником.
- Откройте учебники на странице 31 и 32 и сравните свои выводы с правилом от тётушки Совы.
IV. Первичное закрепление декларативной информации.
Планируемые результаты:
Предметные результат.
Учащиеся научатся:
применять полученные знания на практике;
отличать сложное предложение от простого;
подбирать и составлять схемы к предложениям;
расставлять знаки препинания в сложном предложении;
образовывать сложное предложение из двух простых предложений;
Метапредметные результаты.
Учащиеся должны:
уметь работать самостоятельно;
А сейчас мы проверим, сможете ли вы, пользуясь правилом справиться со следующим заданием.
(приложение 3).
1уровень.
Прочитай. Образуй сложное предложение из двух простых предложений. Подбери, если нужно, союз для соединения простых предложений в сложное. Запиши любое предложение. Выдели грамматические основы. Составь схему этого предложения
Мир строит. Война разрушает.
Ночью была оттепель. Лень портит.
Труд человека кормит. К утру ударил мороз.
2 уровень.
Прочитай, придумай название. Найди сложное предложение. Подчеркни в нём грамматические основы. Начерти схему.
__________________________
Воробей загрустил под окошком,
Непривычно притихли дома.
По осенним ковровым дорожкам
Незаметно приходит зима.
3 уровень.
Прочитайте, выделите основу предложений, подберите схему к данным предложениям.
1. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу.
,
.
.
2. Ель растёт перед дворцом.
V. Диагностика первичного закрепления.
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты.
Учащиеся должны:
контролировать свою работу и оценивать результат;
Личностные результаты:
способность к самооценке;
умение слушать товарища;
умение точно высказывать своё мнение;
умение вести диалог;
VI.Рефлексия. Вторичное закрепление.
Планируемые результаты:
Предметные результат.
Учащиеся научатся:
дополнять простое предложение до сложного;
определять основы сложного предложения;
отличать простое предложение от сложного;
(приложение 4).
1уровень.
Продолжи каждое простое предложение, чтобы получилось сложное предложение. Выдели основы предложений.
Собака Бим сторожит дом, ________________________________
________________________________________________________.
Дождик закончился, и ____________________________________
________________________________________________________.
Наступила ночь, и _______________________________________
________________________________________________________.
2 уровень.
Разбей предложения на группы. Перед простыми предложениями поставь цифру 1, перед сложными предложениями цифру 2.
Пришла зима. С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю. Идёт зима, растут снежные сугробы. Скоро весь лес станет белым.
3 уровень.
Выдели основу предложений. Найди сложные предложения.
Наступила поздняя осень.
Грачи улетели, поля опустели.
Крупные капли дождя застучали по стеклу.
День был холодный, с моря дул сильный ветер.
Скоро придёт снежная зима.
VII. Домашнее задание.
1. Выучить правило учебник стр.31,32. 2. Задания на карточках.
1 уровень.
Расшифруй данную запись: здесь два предложения, второе сложное. Запиши каждое предложение , правильно оформляя начало и конец предложений и ставя запятую между частями сложного предложения. Начерти схему сложного предложения.
СПАСМУРНОГОНЕБАИЗРЕДКАПАДАЛИОДИНОКИЕ
СНЕЖИНКИМЫОСТОРОЖНОДЫШАЛИНАНИХ
ИОНИПРЕВРАЩАЛИСЬВЧИСТЫЕКАПЛИВОДЫ
2 уровень.
Прочитай. Где пропущены запятые? Спиши, поставь, где нужно запятые. Подчеркни в каждом предложении его грамматические основы. Начерти схему второго предложения.
1. Утро. Блещет роса и сквозь лес от зари алый свет разливается. 2. Птички солнышка ждут птички песни поют. 3. Сверкает солнце жгучее.
3 уровень.
Прочитай. Спиши. Подчеркни главные члены в каждом предложении. Начерти схему предложения первого предложения.
1.Жучка дремлет в конуре, а кот Васька сидит на заборе. 2. Подул сильный ветер, и пошел дождь. 3. Выглянуло солнышко, и весело запели птицы.
Презентация к уроку "Простые и сложные предложения".
PPT / 11.99 Мб
Разноуровневые задания к уроку.
ZIP / 211.97 Кб
Кожевникова Елена Владимировна
Цыркова Мария
Карине Рафаеловна
Цыркова Мария
Мельникова Светлана Федоровна
Цыркова Мария