Сценарий открытого урока по русскому языку во 2 классе «Образование слов с помощью приставок и суффиксов»
Технологическая карта открытого урока по русскому языку во 2 классе.
Тема | «Образование слов с помощью приставок и суффиксов» |
Цель и задачи | - ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке; - развитие орфографической зоркости, умения выделять приставки и суффиксы в слове, - выявить связь значения корня, приставки и суффикса с лексическим значением слова, - воспитание аккуратного ученика, привитие интереса к изучению состава слова, к детской литературе. |
Планируемый результат | Знать способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, находить родственные слова, уметь объяснять свой выбор по лексическому значению слова, уметь пользоваться словарями. |
Основные понятия | Понятия: - морфема. - родственное слово - многозначные слова (омонимы) |
Межпредметные связи | Русский язык, литературное чтение, окружающий мир |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник «Русский язык» CВ. Иванов «Вентана-Граф»2012, тетрадь для самостоятельной работы М.И.Кузнецова. Методическое пособие, раздаточный материал, слайды, интерактивная доска, компьютер. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах. |
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Диагностирующие задания каждого этапа | ||||||||
I этап. Организацион ный момент. Цель – активизация учащихся. | Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. | Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. | I этап. Организационный момент. - Сегодня, ребята, наш урок русского языка мы начнём с пословицы китайского народа: Скажи мне - и я не забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь. Вы на уроке будете работать как сотрудники. Вам предстоит серьёзная исследовательская работа, в результате которой вы выявите и подтвердите очень важные лингвистические закономерности.
| I этап. Организационный момент. Почему это нужно каждому из вас? (Мало услышать, увидеть, надо сделать, тогда научишься) Коммуникативные УУД Личностные УУД | ||||||||
II этап. Актуализация знаний. Цель – показать многообразие морфем слова. | Работать с информацией, представленной в виде элементов слова. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать фронтальную работу по морфемному анализу слова, показать учащимся многообразие способов получения слов, включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | II этап. Актуализация знаний. На м\м прочитайте эпиграф к уроку: Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей! Как же образуются новые слова? Мне необходима помощь консультантов. Ученики- консультанты дают определения, а вы угадайте, какая это морфема (часть слова)
| II этап. Актуализация знаний. -Какую роль играют морфемы? Для чего они нужны? Познавательные УУД Учащиеся показывают карточками о какой морфеме идёт речь. | ||||||||
III этап. Изучение нового материала. Цель – Познакомить учащихся с новым способом образования слов. | Участвовать в исследовательской практической работе по изучению способов образования новых слов. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). Оценивать правильность выполнения заданий. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать практическую исследовательскую работу по изучению способов образования новых слов. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | III этап. Изучение нового материала. Прочитайте стихотворение и найдите родственные слова по схемам(слайд) (Работа со схемами) М\м: \___________/ \___________/
+ + + _________________________________ - Ты сможешь расшифровать запись? Выписать слова столбиком Подснежник Снег - Как образовалось слово Подснежник? Что заметили?(чередов согл) Покажи письменно. Прочитаем определение на стр162.Как называется этот способ словообразования? - Почему же цветок назвали именно так? Латинское название растения означает молочный цветок. Английское название в буквальном переводе означает снежная серёжка. В татарском языке звучит как УМЫРЗАЯ, русское название указывает на раннее цветение. В словаре В.И. Даля подснежник имеет значение растения, цветущего тот час же по сходу снега. Ребята, а если я изменю суффикс ник и добавлю окончание А, прочитайте, что за слово получится? Подснежница. – кто слышал данное слово? Так называют ягоду, которую, я наверное не ошибусь, каждый из вас пробовал, когда болел. М/М Это клюква. Можно ли эти слова назвать родственными? Что у них общего? Даже Кузьма Прутков всегда указывал: «Зри (смотри) в корень. Дома вам предстоит работать с упр2, стр.163 . Где закрепите знания об образовании слов М\м : - Какое следующее упражнение для работы в классе нам предлагают авторы учебника?(Упр. 1с162)письменно Подводный- Придорожный- Подсвечник- Подстаканник- - От какого слова образовалось каждое из слов? Работа по образцу со словом Объяснение пошаговое. 1. Данное слово образовано от слова … 2. Лишаем его окончания, получаем основу слова … 3. Приставка…, суффикс…., окончание….. Сможете ли вы работать самостоятельно по алгоритму? | III этап. Изучение нового материала. Стр.161-162. Практическая работа в парах: поиск морфем. Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД | ||||||||
IV этап. Закрепление изученного. Цель – уметь находить, называть показывать части слова.
| Работать с информацией, представленной в форме рисунка. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать работу в парах, обеспечить контроль за выполнением задания. Организовать фронтальную работу по учебнику. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | IV этап. Закрепление изученного. Самостоятельная работа в паре - Образование следующих слов вы разберёте, работая в парах.(слайд) Наплечник Неудачник Подсвечник - Что общего у всех данных слов? 1. Состав слова. 2. Слова обозначают предметы, отвечают на вопросы КТО? ЧТО? 3. Предметы ед. числа, мужского рода. 4. Суффикс НИК - Что вы знаете о данном суффиксе? (Суффикс, который указывает на м .род слов названий предметов) 5Как называется способ от которого образовались слова?(приставочно –суффиксальным) Проверим ваши знания .При помощи чего образуются новые слова (Слайд) Сделаем физминутку. Вы, ребята , многое узнали. А сейчас тихонько встали. Выполним движения. Думай над значением. (Вышли из-за парт) Наклонились, отклонились , Поклонились, уклонились . Что обозначают все эти слова? (Действия предметов.) Можно ли все эти слова назвать родственными? Послушайте рассказ «Родственники» - Вы кто такие? - Я- Гусь, это- Гусыня, а это наши Гусята, а ты кто? - А я ваша тётя – Гусеница. - Есть ли в этом рассказе родственные слова? (Гусь, гусыня, гусята) - А слово Гусеница? Это не родственное слово со словом ГУСЬ. - Что должно быть между однокоренными словами? ( Общее значение) В домашнем задании будут индивидуальные задания по карточкам. Найди лишнее слово, подчеркни его. Оставшиеся слова разбери по составу. Перелётные, лётчик, лето, улетать. Нос, переносить, заносил, отношу. На этом образование новых слов не заканчивается. | IV этап. Закрепление изученного. Даётся ответ на вопрос: Для чего нам необходимо это знать? Высказывания детей. Работа по карточкам (работа парная в малых группах) Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД | ||||||||
Контролирующее задание | Самостоятельная работа. - Кто не знает произведений Николая Носова и его коротышек , имена которых говорят о них очень красноречиво - Прочитайте следующее задание (слайд) - Кто сможет выполнить задание? Знайка -Что вы заметили в написании данных слов? Винтик - Почему они записаны с большой буквы? Сиропчик - Какие ещё слова пишутся с большой буквы? Пилюлькин Торопыжка Авоська* Авось – сделать что-то в надежде на удачу. Авось повезёт! | |||||||||||
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. | VII. Рефлексия деятельности. - Мы занимаемся с вами образованием слов. Кто сможет сформулировать эту же фразу, объединив два слова вместе ( образование слов) СЛОВООБРАЗОВАНИЕ - Что знаем о данном виде слов? (слово длинное, т.к. в нём 2 корня) - Какими же способами образуются новые слова? С помощью: приставок суффиксов сложением основ (или корней) приставок и суффиксов вместе Это и есть наши лингвистические закономерности. Есть ещё несколько способов образования новых слов. С этим мы будем знакомиться дальше. Итог урока. - Возвратимся в начало урока. - Кто сегодня работал с хорошим настроением? Кому было на уроке интересно? Значит я вовлекла вас в урок, а вы научились? Вовлеки меня – и я научусь. -Чему вы научились на уроке? Расскажите по схеме: знаю Я запомнил смог Вывод: Знаю как можно с помощью морфем образовывать новые слова, морфемы изменяют лексическое значение. М\м Отгадайте ШАРАДУ (собери слово) Корень мой находится в цене. ЦЕНА В очерке найди приставку мне. ОЧЕРК Суффикс мой в тетрадке вы встречали. ТЕТРАДКА Всё же - в дневнике или в журнале. Выставление оценок за урок. |
Евдакименко Виктория Викторовна
Андрей Анатольевич