Урок русского языка в 4 классе «3-е склонение имён существительных»
Конспект урока по русскому языку 4 класс УМК «Школа России»
Учитель начальных классов Капсамун Елена Александровна
Тема: 3-е склонение имён существительных.
Цели: познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения; формировать умение распознавать имена существительные 3-го склонения; повторить правила написания мягкого знака на конце существительных после шипящих.
Формируемые УУД: п.- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование; к.- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль,коррекция, оценка действий партнера; р.- постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Этап урока | Действия учителя | Ответы учеников |
I Оргмомент II Актуализация знаний Запись словарных слов. | Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь друг с другом и пожелайте удачи! Запись в тетради: число, классная работа. -С какой частью речи мы работаем? -Что мы знаем о имени существительном? -Назовите признаки имени существительного. -Вспомните, что значит лексическое значение слова? -Запишем словарные слова по его лексическому значению. 1) Тоже что и разговор. 2) Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожной станции. 3) Книгохранилище. 4) Упакованные в дорогу вещи. 5) Срок в семь дней. 6) Крупное морское судно. -Проверяем. У кого так же записаны слова? Поставьте на полях + если записали правильно. -Что общего у этих слов? -По каким признакам отличить 1 скл. от 2 скл.? | Желаю удачи Большой Всегда И везде, здравствуй! С существительным. Часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос Кто? Что? ПРИЗНАКИ: собственные, нариц, Одуш., неодушевл. М.р., Ж. р., Ср.р., Ед.ч., Мн.ч., Изменяются по падежам, склонение у сущ. 1 и 2 То, что слово обозначает. Беседа вокзал библиотека багаж неделя корабль Имена существительные в нач. форме. 1 ск. М.р. -а, -я, Ж.р. -а, -я, 2 скл. М.р. Нулев. Оконч. Ср.р. -о, -е, |
Слайд 1 III Самоопределение к деятельности IV Работа по теме Слайд 2 Слайд 3 | -Определите склонение у существительных. -Проверяем. У кого так ? Поставьте на полях + -Отгадайте слово: Что за серенький зверёк, хвостик длинный, как шнурок, только кошку увидал, сразу в норку убежал? -Кто запишет слово? -Какая орфограмма в этом слове? -Как вы думаете, в какую группу мы отнесем существительное мышь, к 1 скл или 2 скл? - Докажите. - Кто знает, как называется 3 группа с такими существительными? - Что мы хотим узнать? -Кто может предположить, какие имена существительные относятся к 3 скл? -Давайте проверим ваше предположение в учебнике на стр.97 -Сформулируйте тему нашего урока. -Сформулируйте задачи урока. -Прочитайте слова: Сельдь, метель, мышь, ночь, кость. -Докажите, что это существительные 3 скл. - Образуйте от каждого существительного однокоренное слово 1 скл. Запишите парами слова по образцу. -Проверяем. У кого так? Поставьте + | Беседа 1 скл вокзал 2 скл библиотека 1 скл багаж 2 скл неделя 1 скл корабль 2 скл мышь У существительных ж. р. после шипящих на конце слова пишется ь знак. Ни к какому Это сущ. ж.р. с нулевым окончанием. 3 скл Какие существительные относятся к 3 скл? Думаю сущ. Ж.Р. с нулев. окончанием. Читают правило. 3 скл. имен существительных Будем учиться распознавать существительные 3 скл. Познакомимся с особенностями сущ. 3 скл. Сущ. Ж.Р. с нулевым окончанием сельдь-селедка метель- метелица мышь-мышка ночь-ночка кость-косточка |
Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 V домашнее задание Слайд 7 | - Какой способ словообразования вы использовали? Вывод: как распознавать существительные 1 и 3 скл среди существительных женского рода? -Прочитайте слова. -Что общего в написании существительных? -Чем отличаются существительные? -Выпишите сначала существительные 3 скл, а затем существительные 2 скл. Выделите окончания. -Проверяем. У кого так? Поставьте + -Упр. 173. с. 98 -Запишите первое предложение. -Что показывает цифра 4 в конце предложения? -запись предложения у доски и в тетрадях. -выпишите существительные 3 скл. -Как определить склонение имен существительных в косвенной форме? -Какие имена существительные относятся к 3 склонению? -Продолжите фразу «Я могу... Я знаю....» -Оцените свою работу на уроке. Все получилось допустил ошибки нужна помощь Запись д/з | Суффиксальный По окончанию 1ск -а, -я 3скл -нулев оконч. Конь, дверь, огонь, мелочь, сирень, портфель. На конце слов пишется ь знак. Существительные женского и мужского рода. Дверь конь мелочь огонь сирень портфель Разобрать предложение по членам. Золотой метелью мчится жёлтый лист. Метелью- метель Надо поставить существительное в начальную форму, выделить окончание. Существительные ж.р. с нулевым окончанием. |