Урок русского языка в 5 классе по теме «Словосочетание»
Кубрак Елена Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МОУ "Шахтерская СШ №4"
Метаурок русского языка в 5-м классе
по теме: "Словосочетание"
Тема. " Словосочетание. ".
Цель: систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.
Задачи урока:
Образовательная: закрепление знаний о способах связи слов в словосочетании, развитие орфографических навыков;
развивающая: работа над выразительными средствами языка, развитие навыков монологической речи, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности), овладение нормами литературного языка;
воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе, любви к родному русскому языку.
УУД:
• Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
• Регулятивные УУД: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
• Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
• Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты:
Предметные:
• Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения;
• Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;
Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер, проектор
Вид урока: систематизация и закрепление темы.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Психологическая подготовка к уроку:
- Ребята, давайте представим, что на вашей левой ладошке сидит хмурый, унылый, безразличный, скучный… человек. А на правой – радостный, активный, умный, уверенный, счастливый человек. Предлагаю вам сдуть хмурого, скучного …человека, а весёлого и, счастливого, внимательного, активного…сжать в кулачок и не отпустить. Он нам ох как ещё пригодится.
- Добрый день, ребята! Я предлагаю провести наш урок в форме калейдоскопа. «Калейдоскоп знаний», где вы проверите свой интеллект и сообразительность, приобретёте новые знания, расширите кругозор, и, я надеюсь, получите удовольствие!
- А что же такое калейдоскоп, объясните, как вы понимаете значение этого слова.
Словарная работа.
Калейдоскоп - это детская игрушка в виде трубки с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать сменяющиеся симметричные цветовые узоры. В переносном смысле – это быстрая смена лиц, событий.
- В течение урока мы, выполняя задания, будем из отдельных фрагментов собирать необычайной красоты картину.
- Но сначала я желаю, чтобы вы помогали друг другу, всегда решали возникающие проблемы сообща, чтобы вы открыли что-то новое сегодня на уроке, и самое главное, чтобы хорошее настроение никогда не покидало вас.
- Итак, будем стремиться по ступенькам знаний идти к новым открытиям.
ІІ. Актуализация знаний учащихся.
Метод перевернутого обучения.
видеоПонятие о словосочетании.
- В качестве домашнего задания вам было предложено: изучить теоретический материал по теме «Словосочетание» и создать кластер. У кого получилось?
III. Сообщение темы и целей урока
- Ребята, а как сочетание слов «Калейдоскоп знаний» мы можем заменить одним (словосочетание). А теперь попробуйте определить тему нашего урока.
- Молодцы! Давай теперь сформулируем цель нашего урока. (Мы будем повторять все, что знаем о словосочетании, учиться находить словосочетания в предложении, составлять словосочетания).
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с темою «Словосочетание». Предлагаю вспоминает все, что вы знаете по теме и записать свои мысли в таблицу:
Я это знаю |
Хочу узнать |
Узнал на уроке |
|
|
Ребята, заполните первые две колонки. Третью заполняйте сведениями во время урока.
На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах:
1. Что такое словосочетание?
2. Как связаны слова в словосочетании?
3. Из каких частей состоит словосочетание?
4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?
IV. Изучение нового материала.
1 Фронтальная работа.
- Сегодня на уроке мы с вами подробнее познакомимся со словосочетанием и узнаем в чем отличие слова от словосочетания и словосочетания от предложения.
У каждого человека есть своя любимая пора. Кто-то любит теплое солнечное лето, кого-то очаровывает холодная красавица-зима, сверкающая сосульками на крышах и белизной снежных сугробов. А кто же тогда раскрашивает листья в осенние цвета? Осень. На календаре месяц октябрь.
-Предлагаю к слову октябрь подобрать слова, которые характеризуют его.
Например, холодный октябрь. Выделить в словосочетании главное и зависимое слово.
-Как из слов построить словосочетания? Для этого слова нужно связать между собой по смыслу и
грамматически. Грамматическим средством связи является окончание зависимого слова или окончание и предлог.
-Составьте предложение со своим словосочетанием.
Октябрь — первый холодный месяц осени.
Найдите все возможные словосочетания в этом предложении.
- Что вы заметили?
Грамматическая основа не является словосочетанием.
2. Работа в парах. «Третий лишний»
1. Золотая осень, поет и слушает, смотрит в окно.
2. Пестрые краски, без задних ног, пахнет дождём.
3. Гуляла по саду, пришла красавица, раскрашивает листья.
4. Над землей, осенний листопад, преображается осенью.
3. Составление кластера.
Словосочетаниями не являются:
1. Сочетание подлежащего и сказуемого;
2. Однородные члены предложения;
3. Сочетание служебных частей речи, вспомогательных слов с самостоятельными частями речи.
4. Тренинг воссоздающего воображения.
Все, что мы слышим, видим, ощущаем, передается нам с помощью чувств вкуса, слуха, зрения, осязания и обоняния. Видим небо, листву, солнце, слышим шум дождя. Поэтому предлагаю подобрать образы к слову осень.
Сначала попробуем подобрать эпитеты, которые бы передали бы ощущения
Слуха – чарующая, звонкая, мелодичная
Вкуса – душистая, терпкая, ароматная
Зрения - золотая, разноцветная, веселая
Осязания – бархатная, мокрая, прозрачная
Обоняния- свежая, ароматная, приятная
А теперь подбираем метафоры к слову осень.
Плачет - слух
мятная - вкус
улыбающаяся - зрение
душа - осязания
пряная – обоняния
3.Физкультминутка
Приготовьте ручки и пальчики к следующему этапу.
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать.
Вот какие дружные,
Крепкие и нужные.
Потрите эти пальчики.
Мы подготовили наши пальчики к следующему этапу урока.
Составление текста.
Бархатная осень - самая замечательная пора года. Солнышко радует последним теплом. Лес охвачен желто-оранжевым пожаром. Свежесть и аромат так и манит на улицу. Опавшие разноцветные листья шуршат. Холодный ветерок, мятный аромат воздуха напоминает, что лето ушло безвозвратно…
Вот такую осень мелодичную я люблю.
Работа в группах.
А теперь вспомним правила работы в группе:
1. У каждого есть право высказаться на уроке, поэтому говорите кратко, но по существу.
2. Не перебивайте других, когда они выступают.
3. Поднимите руку, если хотите высказаться.
4. Уважайте мнение других.
5. говорите вполголоса.
6. Вежливо обращайтесь друг с другом.
1 группа.
Приём РКМ «ПОПС-формула»:
Позиция – мы считаем, что …
Объяснения (…потому, что…)
Пример - например:…
Суждение- исходя из сказанного, делаю вывод, что ,,,
Составьте пословицы:
Упал с дерева один лист — жди осени.
Осень идет, за собою дождь ведет
Осень прикажет, весна свое скажет
Осень - перемен восемь
Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется
- Объясните значение одной из пословиц.
2 группа.
СОЧИНЕНИЕ ПО МЕТАФОРЕ
Состоит из шести характеристик, расположенных в определённой последовательности.
Последовательность: цвет, вкус, запах, внешность, звук, качество переживаний.
Первое слово каждой строки – название стихотворения.
Листопад –желтые сережки,
Листопад –ваниль цветов,
Листопад – запах костра,
Листопад –волшебник тайный,
Листопад – весёлый шум листвы,
Листопад –чувство красоты.
3 группа.
Конструктор ТРИЗ «СОБЫТИЕ»
Выпишите из данных словосочетаний именные, глагольные, наречные.
Раскрас...ть мир, долго не быва...т , в багрянец и зол...то, рано или поздно, з...мные
рад...сти, с..деть прямо, кр...сивое время.
V Тестовая индивидуальная работа
ТРИЗ «Верные-Неверные утверждения»
1Какая пара слов не является словосочетанием?
1. лист падает +
2. падает тихо
3. желтые листья
2. Какая пара слов не является словосочетанием?
1. веселая пора
2. стоит над поляной
3. красные и желтые +
3. Найдите словосочетание:
1. над землей
2. не вижу
3. голубая лазурь +
4. Укажите именное словосочетание.
1. Пахнет дубом
2. люблю сад
3.из тьмы ночной +
5. Укажите глагольное словосочетание.
1. Тянулся запах +
2. пестрый терем
3. я люблю
VI. Рефлексия. Итог урока.
-Ребята, у нас получилась необычайной красоты картина. А помог нам во всем ваш счастливый человек, который не покидал вас на протяжении урока.
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
Прием «ХИМС»
Х орошо
И нтересно
М ешало
С собой
VI. Домашнее задание на выбор:
Выучить правило стр.61-63, упр.134 (письменно) – для всего класса.
Написать мини-сочинение на тему «Словосочетание» -по желанию
Составить тесты по теме «Словосочетание» -по желанию.