Урок русского языка в 5 классе по теме «Виды словосочетаний по характеру главного слова»

6
0
Материал опубликован 24 April 2018 в группе

Урок русского языка в 5 классе по теме

«Виды словосочетаний по характеру главного слова».

Радькова Ю.Н.,

учитель МБОУ «Гимназия № 5» г.Брянска

Цели урока: актуализация знаний учащихся о словосочетании; формирование умения определять вид словосочетания по главному слову, различать словосочетания разных видов.

Ход урока.

1.Третье лишнее.

1) День космонавтики, мечта полететь, покинул планету.

2) Выход в космос, вывести на орбиту, облетел Землю.

3) Очень опасно, невероятно красиво, благополучно приземлился.

- Что объединяет все записанные нами конструкции? Докажите, что это словосочетания.

- Помимо того, что все записанные вами конструкции являются словосочетаниями, их объединяет ещё и общая тема. Все они имеют отношение к космосу, и это не случайно: 12 апреля во всём мире отмечается День космонавтики, поэтому весь материал сегодняшнего урока связан с космосом. А почему именно 12 апреля стало Днём космонавтики?

- Определите главное слово в каждом словосочетании, укажите его часть речи и на этом основании сделайте вывод о лишнем в каждом ряду словосочетании.

- Определите вид каждого словосочетания. Почему вы не можете этого сделать? Определите тему сегодняшнего урока.

2.Определение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

- Чтобы определить вид словосочетания, необходимо найти главное слово и определить его часть речи.

- Запись ОК.

Виды словосочетаний по главному слову

Глагольные (главное слово- Именные (главное слово – имя Наречные (гл.слово -

глагол): спросил у друга, сущ., имя прил., имя числ.): наречие): очень

взял у меня, немного красный от стыда, пять столов, холодно

опоздал важная встреча

- Определите вид каждого словосочетания, вошедшего в «третье лишнее».

- Объяснительный диктант.

- Запишите словосочетания, определите главное и зависимое слово, укажите вид словосочетания.

Основоположники космонавтики, очень интересно, первый космонавт, совершил полёт, космический корабль, стартовала с космодрома, невероятно быстро, прошёл успешно, освоение космоса, высадились на Луне, состояние невесомости.

- Выборочное письмо.

На доске Перед стартом р_кеты в напр_жённой т_шине Гагарин (не)ожиданно произнёс:

«Поехали!»

- Что представляет собой эта запись? Докажите, что это предложение.

- Можете ли вы объяснить постановку знаков препинания в этом предложении?

- Перед нами предложение с прямой речью, т.е. предложение, в котором речь какого-либо лица передаётся от имени говорящего дословно, без изменений. Такие предложения мы будем изучать позже, они состоят из двух частей: слов автора и прямой речи, прямая речь всегда заключается в кавычки. Схема этого предложения будет выглядеть так: А: «П!» Запишите данное предложение, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните орфограммы.

- Выпишите из данного предложения все возможные словосочетания, определите их вид.

Произнёс пред стартом, перед стартом ракеты, произнёс в тишине, в напряжённой тишине, неожиданно произнёс.

- Перед вами на столах лежат распечатки. Прочитайте про себя запись на них.

- Значение каких слов вам непонятно?

- Выразительно прочитайте материал на распечатке.

- Докажите, что прочитанный вами фрагмент является текстом.

- Определите тему и основную мысль данного текста.

- Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

12 апреля 1961 года свершилось событие, перевернувшее мир. В этот в_сенний день советский к_см_навт Юрий Гагарин на к_смическом к_рабле «В_сток» ст_ртовал с к_см_дрома «Байконур» и совершил орб_тальный облёт пл_неты Земля. Всего 108 м_нут длился полёт Гагарина однако он стал прорывом в осв_ени(е, и) косм_са открыл эпоху п_л_тируемых к_смических полетов и навечно остался в памяти граждан всего мира.

- Выпишите все именные словосочетания из 2-го предложения текста.

В этот день, весенний день, советский космонавт, космонавт Юрий Гагарин, на космическом корабле, корабле «Восток», космодрома «Байконур», орбитальный облёт, облёт планеты, планеты Земля.

- Выпишите все глагольные словосочетания из последнего предложения текста.

Длился 108 минут, стал прорывом в освоении, открыл эпоху, остался в памяти граждан.

4.Рефлексия.

- Что запомнилось вам на сегодняшнем уроке?

- Что было легко, а что вызвало заируднения?

5.Д/З: выучить ОК, упражнение 445 (записать словосочетания, определить их вид).

Литература: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын. Русский язык. 5 класс. – М.: Просвещение, 2015

Л.М.Рыбченкова, И.Г.Добротина. Русский язык. 5 класс. Поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2015.


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации