Презенатция к уроку русского языка «Словосочетания» (5–6 классы)
Пояснительная записка к презентации
В данной презентации содержится наглядный теоретический материал, упражнения.
Предмет: Русский язык
Класс: 5-6 класс
Тема урока: Словосочетания
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
В данной презентации содержится наглядный теоретический материал, упражнения.
Предмет: Русский язык
Класс: 5-6 класс
Тема урока: Словосочетания
Предварительный просмотр презентации
Словосочетания
Основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение (простое и сложное), текст.
Словосочетания именные главное слово выражено существительным, прилагательным, числительным, местоимением например: подруга сестры, чёрный от пыли, седьмой справа, кто-то знакомый. глагольные главное слово выражено глаголом, причастием, деепричастием например: посмотреть фильм, падающий снег, открыто радуюсь;
Словосочетание — это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически, то есть с помощью окончания или окончания и предлога или только по смыслу:
1) грамматическая основа предложения: Дыхание было слабо; 2) ряды однородных членов: между сном и обмороком; 3) сочетание самостоятельного и служебного слова: вопреки предсказаниям; 4) фразеологизмы: не пала духом; Составные словоформы: буду бороться, менее полезный; А еще географические названия, термины: Черное море, железная дорога, прямое дополнение. НЕ являются словосочетанием:
Упражнение №1. 1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд Блестели в (трава) На (голубой) небо Родной (страна) Идёт к (ты) Смотрит (далёкий) (Маленький) рыбка (Раскидистая) клён Подошли к (озеро) (управлять) самолёт Вкусный (молоко) Клубились на (горизонт) Виднеться в (туман) Под моим (окно) Шум (река) Квадратные (коробка) Образуйте словосочетания, согласуя слова в роде, числе, падеже. Кто быстрее и без ошибок?
Упражнение №2. Прочитайте отрывки из стихотворений, выпишите словосочетания. Подумайте о том, употребляем ли мы такие выражения в повседневной речи, какова роль этих словосочетаний в стихотворении. Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.) На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. (С.А.Есенин)
Маленький тест Какие пары слов не являются словосочетаниями? ходить и наблюдать; на лесной поляне; ходить по лесу; наступила осень. 2) Укажите глагольное словосочетание. 1)красная рябина; 2)поздняя осень; 3)птичьи голоса; 4)любоваться пейзажем.
Объединитесь в пары. В течение 5 минут выполните задания: 1) Придумайте по одному словосочетанию, запишите, определите смысловую и грамматическую связь. 2) Что означит “словосочетания связаны грамматически”? 3) Из каких частей состоит словосочетание? 4) Что не является словосочетанием? Упражнение №1.
Объединитесь в пары. В течение 5 минут выполните задания: 1) Придумайте по одному словосочетанию и определите смысловую и грамматическую связь. 2) Что означит “словосочетания связаны грамматически”? (Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога.) 3) Из каких частей состоит словосочетание? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.) 4) Что не является словосочетанием? (Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.) Упражнение №1. Ответы.
Продолжите ряды словосочетаний, используя слова для справок. 1. маленький росток,… 2. пахнет ароматно,… 3. прилагать усилия,… 4. подарок брату,… Справка: предложить решение, выглядеть великолепно, красивое растение, запах полыни. Упражнение №1. Ответы.
Способы подчинительной связи слов в словосочетаниях Согласование Управление Примыкание
Согласование Зависимое слово находится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное. Звездное небо Наш полет. Какое? Чей?
Управление Зависимое слово находится при главном в форме определенного падежа Лететь в космос Рассказ брата Куда? Кого?
Примыкание Неизменяемое слово присоединяете к главному только по смыслу. Рассказывать интересно Быстро бежать Как? Как?
Запишите словосочетания укажите вид связи. Пример: Зимние вечера – согласование; Лежал на столе – управление; долго рассказывает, умный ребёнок, смотреть долго, таёжный посёлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом. Упражнение №2. Какие? На чём?
Составьте словосочетания, подбирая к словам 1-й группы главное слово, а к словам 2-й группы – зависимое слово. Горный, ветреный, будний, дружеский, генеральный, гуманный, дареный, даровой, почтенный. 2) Обсуждать, заплатить; одеть, суметь, представить, развиваться, обосновать. Упражнение №3.
Распределите на группы именные словосочетания в зависимости от частей речи, которой выражено главное слово: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение. Весьма привлекательный, пятеро друзей, что-то таинственное, любовь к животным, по-детски простодушный, увлекательное путешествие, несколько слов, кожаное пальто, кофе по-восточному, пять килограммов, готовый к употреблению, каждый из нас, семь нянек. Упражнение №3. Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Мамин голос Интересная книга Три рубля Кто-то неизвестный
Составьте из данных слов словосочетания (изменяя, если нужно, форму зависимого слова) и запишите их в таком порядке: а) словосочетания с согласованием, б) словосочетания с управлением, в) словосочетания с примыканием. В (последний) минуту, соб_раться (наспех), пр_соед_ниться к (группа), знакомы (издавн_), радоват(?)ся (пригл_шение), справиться о (м_ршрут), в (шес(?)надцать) километрах, (четвертый) ноч_вка, дневник (п_ход), описывать (пр_ключение), научит(?)ся (грести), (свежий) м_золь, (свой) кеды, идти (пр_храмывая), сочу(?)ствовать (больной), помощь (он). Упражнение №4.
Похожие публикации
Сафонова Елена Валерьевна