12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Иванова Светлана Викторовна45

Урок русского языка в 6 классе.

Повторение по теме «Словосочетание».

Цели урока:

обучающие: повторение, углубление и систематизация сведений о словосочетании, полученных в начальной школе и в пятом классе;

развивающие: развитие творческих способностей, устной и письменной речи учащихся, коммуникативных навыков;

воспитательные: формирование уважительного отношения к труду, готовности помогать окружающим людям, способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

Оборудование, техническое оснащение: компьютер, проектор, учебник.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.


 

Ход урока.

Мотивация на обучение. Слайд.

- Послушайте притчу.

Две лошади везли два воза. Передняя лошадь везла хорошо, а задняя останавливалась. На переднюю лошадь стали поклажу перекладывать с заднего воза; когда всё переложили, задняя лошадь пошла налегке и сказала передней:

Мучься и потей. Что больше будешь стараться, то больше тебя будут мучить.

Когда приехали на постоялый двор, хозяин и говорит:

Что мне двух лошадей кормить, а на одной возить, лучше одной дам вволю корму, а ту зарежу: хоть шкуру возьму.

Так и сделал. (Л.Н. Толстой).

- Пусть сегодня на нашем уроке (и на всех последующих уроках) вы будете передней лошадкой, и вас найдёт достойная награда за трудолюбие.

2. Актуализация знаний.

- Как, в каких формах мы можем выражать свои мысли? (в устной и письменной формах).

- При помощи чего мы выражаем свои мысли? Что вы видите на слайде? (При помощи слов, словосочетаний и предложений).

Слайд.

Работает на заводе

Папа работает на заводе


 


 

Работает

Выраженная мысль

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- Чем отличается слово от словосочетания, словосочетание от предложения?

(Слово называет какой-то предмет, явление действительности, действие или признак. В словосочетании два слова связаны по смыслу и грамматически. Значит, словосочетание более точно, подробно выражает нашу мысль. Предложения выражают законченную мысль, именно они являются строительным материалом для создания текстов).

3.Создание проблемной ситуации. Постановка проблемного вопроса.

- Прочитайте небольшой рассказ. Слайд.

«А теперь составьте словосочетания на тему «труд», - сказала Мария Ивановна. Я люблю что-нибудь сочинять, поэтому задание мне понравилось. «Мир, май и труд», «папа копает», «мама сажает», «сын собирает» - предложил я учительнице словосочетания, будучи очень доволен собой. Но Мария Ивановна не спешила меня хвалить. Она поставила пятёрку не мне, а Свете Соколовой, которая придумала такие обычные, совсем не интересные словосочетания: «хорошая учёба», «труд в поле», «начать работу».

Ну чем мои хуже?!»

- Почему учительница не похвалила мальчика?

(«Мир, труд и май» - это три равноправных по смыслу слова, ни от одного из них нельзя задать вопрос к другому. А другие составленные мальчиком сочетания слов представляют собой предложения, в них есть главные члены - подлежащие и сказуемые).

4. Формулировка темы урока.

- Исходя из проделанной на уроке работы, попробуйте сформулировать тему урока.

5. Целеполагание.

- Мы уже знакомы с понятием «словосочетание». Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

(Повторять всё, что мы знаем о словосочетании. Делать разбор словосочетаний. Учиться правильно сочетать друг с другом слова. Учиться вычленять словосочетания из предложений).

6. Выполнение тренировочных упражнений.

- Почитайте задание к упражнению 39. (Найдите главное слово в словосочетании). Фронтальная работа.

Вывод. Слова каких частей речи могут выполнять роль главных слов в словосочетаниях?

- Устно выполним упражнение 40. Какой навык поможет развить выполнение этого задания? (Навык правильной постановки вопросов от главного слова к зависимому).

- Упражнение 41 выполним письменно, самостоятельно. Что вы научитесь делать ещё лучше, выполняя это упражнение?

- Упражнение 43 выполним по вариантам: 1-й вариант будет работать с первой группой слов, второй – со второй группой. (Одновременно три более подготовленных ученика выполняют у доски упр. 42 с последующим объяснением).

7. Тест на закрепление темы «Словосочетание».

1.Выбери ряд, в котором все пары/группы слов являются словосочетаниями:

а) терпение и трудолюбие, идёт сев, усердно трудиться, внимательный и заботливый;

б) сесть за парту, глубокомысленное высказывание, долго трудиться, видеть далеко;

в) началась гроза, прыгнуть дальше, заботиться о сыне, первые успехи.

2. Выбери ряд, в котором все пары/группы слов не являются словосочетаниями:

а) удача улыбнулась, собирается в путь, обидчивый ребёнок, мальчик дерётся;

б) сбивается с пути, они вернутся, спускается с горы, научный стиль;

в) ложка и вилка, климат устойчив, облака плывут, начинается гроза.

3. Установи соответствие и отметь правильный вариант.

Главное слово в словосочетании

Зависимое слово в словосочетании

А) Подъехать

1) Улыбаясь

Б) Бежать

2) К дому

В) Танцевать

3) Быстрее

Г) Аппарат

4) Дорогостоящий


 

А1, Б2, В3, Г4

А3, Б1, В4, Г4

А2, Б3, В1, Г4

А3, Б2, В4, Г1

4. Вставь пропущенные буквы в окончаниях зависимых слов словосочетаний.

Удачлив…

спортсмена

Письменн…

столе

Толст…

тетради

В тонк…

тетрадке

О быстротекущ…

времени


 

5. Установи соответствие между главным и зависимым словом в словосочетании и отметь правильный вариант.

А) Заплатить

1) проезд

Б) Оплатить

2) за проезд

В) Играть

1) значение

Г) Иметь

2) роль

Д) Одеть

1) брата

Е) Надеть

2) на брата


 

А1, В2, В1, Г2, Д1, Е2

А2, Б1, В 2, Г1, Д2, Е1

А1, Б2, В1, Г2, Д2, Е1

А2, Б1, В1, Г2, Д1, Е2

А2, Б1, В2, Г1, Д1, Е2

6. Выбери ряд, в котором все выделенные слова в словосочетаниях являются зависимыми.

1) любимое дело, посмотреть направо, вход в дом, правильный ответ;

2) истинное невежество, легкомысленный поступок, взяться за ум, найти выход;

3) мыть пол, оплатить проезд, играть роль, единственное число;

4) злой язык, молодое деревце, застать врасплох, обидеть сгоряча.

8. Рефлексия.

9. Дифференцированное домашнее задание. 1)Из 1-го упр. 35 выписать 6 словосочетаний глагол (главн. слово) + существительное, 2)* Написать мини-сочинение на тему «Как я дома помогаю маме», выписать из одного предложения все словосочетания, обозначая главную и зависимую части.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.