Урок русского языка на тему «Словосочетание» (6 класс)
Урок русского языка в 6 классе.
Повторение по теме «Словосочетание».
Цели урока:
обучающие: повторение, углубление и систематизация сведений о словосочетании, полученных в начальной школе и в пятом классе;
развивающие: развитие творческих способностей, устной и письменной речи учащихся, коммуникативных навыков;
воспитательные: формирование уважительного отношения к труду, готовности помогать окружающим людям, способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
Оборудование, техническое оснащение: компьютер, проектор, учебник.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Ход урока.
Мотивация на обучение. Слайд.
- Послушайте притчу.
Две лошади везли два воза. Передняя лошадь везла хорошо, а задняя останавливалась. На переднюю лошадь стали поклажу перекладывать с заднего воза; когда всё переложили, задняя лошадь пошла налегке и сказала передней:
— Мучься и потей. Что больше будешь стараться, то больше тебя будут мучить.
Когда приехали на постоялый двор, хозяин и говорит:
— Что мне двух лошадей кормить, а на одной возить, лучше одной дам вволю корму, а ту зарежу: хоть шкуру возьму.
Так и сделал. (Л.Н. Толстой).
- Пусть сегодня на нашем уроке (и на всех последующих уроках) вы будете передней лошадкой, и вас найдёт достойная награда за трудолюбие.
2. Актуализация знаний.
- Как, в каких формах мы можем выражать свои мысли? (в устной и письменной формах).
- При помощи чего мы выражаем свои мысли? Что вы видите на слайде? (При помощи слов, словосочетаний и предложений).
Слайд.
Работает на заводе
Папа работает на заводе
Работает
Выраженная мысль
- Чем отличается слово от словосочетания, словосочетание от предложения?
(Слово называет какой-то предмет, явление действительности, действие или признак. В словосочетании два слова связаны по смыслу и грамматически. Значит, словосочетание более точно, подробно выражает нашу мысль. Предложения выражают законченную мысль, именно они являются строительным материалом для создания текстов).
3.Создание проблемной ситуации. Постановка проблемного вопроса.
- Прочитайте небольшой рассказ. Слайд.
«А теперь составьте словосочетания на тему «труд», - сказала Мария Ивановна. Я люблю что-нибудь сочинять, поэтому задание мне понравилось. «Мир, май и труд», «папа копает», «мама сажает», «сын собирает» - предложил я учительнице словосочетания, будучи очень доволен собой. Но Мария Ивановна не спешила меня хвалить. Она поставила пятёрку не мне, а Свете Соколовой, которая придумала такие обычные, совсем не интересные словосочетания: «хорошая учёба», «труд в поле», «начать работу».
Ну чем мои хуже?!»
- Почему учительница не похвалила мальчика?
(«Мир, труд и май» - это три равноправных по смыслу слова, ни от одного из них нельзя задать вопрос к другому. А другие составленные мальчиком сочетания слов представляют собой предложения, в них есть главные члены - подлежащие и сказуемые).
4. Формулировка темы урока.
- Исходя из проделанной на уроке работы, попробуйте сформулировать тему урока.
5. Целеполагание.
- Мы уже знакомы с понятием «словосочетание». Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?
(Повторять всё, что мы знаем о словосочетании. Делать разбор словосочетаний. Учиться правильно сочетать друг с другом слова. Учиться вычленять словосочетания из предложений).
6. Выполнение тренировочных упражнений.
- Почитайте задание к упражнению 39. (Найдите главное слово в словосочетании). Фронтальная работа.
Вывод. Слова каких частей речи могут выполнять роль главных слов в словосочетаниях?
- Устно выполним упражнение 40. Какой навык поможет развить выполнение этого задания? (Навык правильной постановки вопросов от главного слова к зависимому).
- Упражнение 41 выполним письменно, самостоятельно. Что вы научитесь делать ещё лучше, выполняя это упражнение?
- Упражнение 43 выполним по вариантам: 1-й вариант будет работать с первой группой слов, второй – со второй группой. (Одновременно три более подготовленных ученика выполняют у доски упр. 42 с последующим объяснением).
7. Тест на закрепление темы «Словосочетание».
1.Выбери ряд, в котором все пары/группы слов являются словосочетаниями:
а) терпение и трудолюбие, идёт сев, усердно трудиться, внимательный и заботливый;
б) сесть за парту, глубокомысленное высказывание, долго трудиться, видеть далеко;
в) началась гроза, прыгнуть дальше, заботиться о сыне, первые успехи.
2. Выбери ряд, в котором все пары/группы слов не являются словосочетаниями:
а) удача улыбнулась, собирается в путь, обидчивый ребёнок, мальчик дерётся;
б) сбивается с пути, они вернутся, спускается с горы, научный стиль;
в) ложка и вилка, климат устойчив, облака плывут, начинается гроза.
3. Установи соответствие и отметь правильный вариант.
Главное слово в словосочетании |
Зависимое слово в словосочетании |
А) Подъехать |
1) Улыбаясь |
Б) Бежать |
2) К дому |
В) Танцевать |
3) Быстрее |
Г) Аппарат |
4) Дорогостоящий |
А1, Б2, В3, Г4
А3, Б1, В4, Г4
А2, Б3, В1, Г4
А3, Б2, В4, Г1
4. Вставь пропущенные буквы в окончаниях зависимых слов словосочетаний.
Удачлив… |
спортсмена |
Письменн… |
столе |
Толст… |
тетради |
В тонк… |
тетрадке |
О быстротекущ… |
времени |
5. Установи соответствие между главным и зависимым словом в словосочетании и отметь правильный вариант.
А) Заплатить |
1) проезд |
Б) Оплатить |
2) за проезд |
В) Играть |
1) значение |
Г) Иметь |
2) роль |
Д) Одеть |
1) брата |
Е) Надеть |
2) на брата |
А1, В2, В1, Г2, Д1, Е2
А2, Б1, В 2, Г1, Д2, Е1
А1, Б2, В1, Г2, Д2, Е1
А2, Б1, В1, Г2, Д1, Е2
А2, Б1, В2, Г1, Д1, Е2
6. Выбери ряд, в котором все выделенные слова в словосочетаниях являются зависимыми.
1) любимое дело, посмотреть направо, вход в дом, правильный ответ;
2) истинное невежество, легкомысленный поступок, взяться за ум, найти выход;
3) мыть пол, оплатить проезд, играть роль, единственное число;
4) злой язык, молодое деревце, застать врасплох, обидеть сгоряча.
8. Рефлексия.
9. Дифференцированное домашнее задание. 1)Из 1-го упр. 35 выписать 6 словосочетаний глагол (главн. слово) + существительное, 2)* Написать мини-сочинение на тему «Как я дома помогаю маме», выписать из одного предложения все словосочетания, обозначая главную и зависимую части.