Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Словосочетание»

2
0
Материал опубликован 14 February 2017 в группе

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС)

Учебный предмет: Русский язык

Класс: 5

Ученица: Козлова Ксения

Дата урока: 18.01.2017 г.

Учитель: Козлова Ирина Владимировна

УМК: под редакцией М.М.Разумовской (издательство «Дрофа»); учебник для 5 класса М.М.Разумовской, П.А.Леканта, «Русский язык». - М.: Издательство «Дрофа», 2010 г.

Место урока в системе уроков данного раздела: раздел «Синтаксис и пунктуация» 18 часов, 2-ой урок в разделе.

Тема урока: Словосочетание.

Тип урока: усвоения новых знаний (изучение нового материала с использованием знаний, полученных на предыдущих уроках).

Цели урока:

деятельностная цель:формирование у учащегося умений реализации новых способов деиствий.

содержательная цель: изучение словосочетания, видов словосочетания.

Задачи урока:

Предметные:

  • дать понятие о словосочетании;

    учить отличать словосочетание от предложения;

    показать, как строятся словосочетания;

    изучить виды словосочетаний;

    отработать умения находить словосочетания в предложении и определять их вид;

    формировать у учащегося умение реализации новых способов действия, работа по алгоритму.

Метапредметные:

-создать условия для развития логического мышления, памяти, внимания и познавательных умений;

-способствовать умению высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать тему, определять степень успешности работы;

-развивать умения осуществлять самоконтроль, организовывать рабочее пространство;

-способствовать умению анализировать, обобщать и делать выводы;

-продолжить формирование умения работать с текстами из разных художественных текстов и другими источниками информации (интернет-ресурсами,ссылками, файлами и документами).

 

Личностные:

-продолжить формирование ответственности за своё здоровье;

-воспитывать сознательность на уроке;

-развивать культуры речи;

-воспитывать интерес к русскому языку и к родному краю.

Коррекционные:

-создать условия для развития точности, прочности запоминания;

-развивать зрительную память и внимание;

-развивать устную речь;

-обогощать словарный запас;

-корректировать индивидуальные пробелы в знаниях.

Создать условия для развития универсальных ученых действий:

Личностных - развитие познавательных интересов, учебной мотивации, интеллектуальных способностей; смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»); оценивание усваиваемого содержания, (исходя из личностных ценностей); умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательных-самостоятельное выделение познавательной цели; смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения объектов; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. Действия постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем.

Регулятивных- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно); прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения);коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его результата); оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения); саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Коммуникативных-планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия с учителем); постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации); решение поставленных задач (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов решения учебных задач, принятие решения и его реализация); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью.

Методы обучения:

  • метод самостоятельной работы (составление текста по рисунку «Природа Забайкалья»);

    метод частично-поисковый или эвристический (в стихотворениях А.С.Пушкина найти словосочетания);

    метод проблемного обучения;

    словесный метод (объяснение, беседа);

    практический метод (упражнение);

    наглядный метод (рисунок «Природа Забайкалья»);

Формы обучения:

-работа с наглядным материалом (рисунок «Природа Забайкалья», файл «Рефлексия»);

-работа с электронными ресурсами (он-лайн доски twiddla и piratepad, презентация «Словосочетание»)

-работа со словосочетаниями, с предложениями, текстом.

Особенности урока:

  • предусмотрено резервное задание, так как у данного ученика высокая степень учебной деятельности;

    работа по самостоятельному определению темы урока с помощью рисунка «Природа Забайкалья»;

    самостоятельная работа по составлению текста о Забайкальской природе;

    работа с двумя электронными досками и twiddla и piratepad;

    самостоятельное оценивание своей работы и выставление отметки;

    рефлексия с составлением предложений;

    динамическая пауза с использованием музыки взаимосвязанная с темой урока (обязательна для детей с ОВЗ).

Средства обучения и оборудование:

-базовое рабочее место ученика (системный блок mac-mini; клавиатура Apple Keyboard; мышка Arctic M111; монитор AOC 919Vwa+; наушники Gal SLR-650; микрофон VRN-MIC3; колонки TopDevice TDS-501 Wood; веб-камера Qumo WCQ-10);

-электронные доски (twiddla и piratepad;)

-презентация к уроку "Словосочетание";

-рисунок "Природа Забайкалья";

-файловый документ "Таблица к рисунку" и рефлексия;

-отрывки из художественных текстов А.С.Пушкина и Е.Е.Куренного.

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

познавательная

коммуникативная

регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 этап. Организационный

(2 минуты)

Цель этапа:

настроить учащегося на учебную деятельность и на получение новых знаний

создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Перед уроком отправляет файлы ученику (рисунок «Природа Забайкалья», таблица и презентация, ссылки на электронные доски, файл «рефлексия»)

Приветствие ученика (интересуемся самочувствием, настроением, внутренним состоянием).

- Здравствуй, Ксюша!
- Как у тебя дела?
- Какое настроение у тебя сегодня?

Отправь смайлик, который символизирует твое настроение.

Настрой ученика на работу, организация рабочего места.

Выбирает эффективные способы организации рабочего пространства.

Умение организовывать свою учебную деятельность, создание мотивации во включение в учебный процесс

Приветствует учителя, озвучивает состояние настроя на урок

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Мобилизирует свои силы и энергию, настраивается и включается в рабочий процесс

Умение управлять своим поведением и деятельностью

2 этап. Актуализация знаний

(3 минут)

Цель этапа:

активизировать мыслительные операции (анализ, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память);

повторение изученного материала, необходимомого для «открытия нового знания»

Предлагает учащемуся записать число.

Записывает число в скайпе.

Просит открыть изображение «Природа Забайкалья» и таблицу, отправленные перед началом урока.

-Рассмотри рисунок и назови те предметы, которые на нем изображены. Запиши название предметов в левый столбик.

(багульник, река, горы, камни и т.д.)

-Что ты можешь сказать о том, какой багульник, какая трава, река, камни?

З
апиши рядом со словами в правый столбик.

-Посмотри внимательно! Где более точно говорится о багульнике, реке, камнях? В правом столбике или в левом?

Более точное описание предметов дается тогда, когда эти два слова сочетаются между собой.

Прочитай совместно и правый и левый столбик. Что перед тобой? Словосочетание.

-Назови тему урока? Словосочетание.

Записывает тему урока в скайпе.

Организовывает запись числа и тему в тетрадь.

Умение по ключевым словам определять тему урока.

Внимательно слушает учитлеля.

Рассматривает изображение6 называет предметы и записывает их в таблицу

Озвучивает тему урока.

Записывает тему урока в тетрадь.

Умение планировать действия с поставленной задачей.

Строить монологическую речь.

Уметь сосредоточить свое внимание на данном вопросе, мобилизируя свои знания.

Умение управлять своей деятельностью.

3 этап.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

( 1 минута):

Цель этапа:

- обеспечение развития умения ставить цель и планировать свою деятельность,

обеспечить применение учащимся знаний и способов действий.

-Ксюша, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

-Какова цель нашего урока?

-Молодец!

-Переходим к изучению темы «Словосочетание».

Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.

Умение самостоятельно по опорным словам формулировать цель урока.

Внимательно слушает учителя и четко формулирует цель урока.

Умения с достаточной полнотой обосновать собственную позицию.

Выделять альтернативные способы достижения цели, выбирает наиболее эффективный способ.

Умение применять уже изученные правила и соотносить их с новой темой урока.

4 этап.

Первичное усвоение новых знаний

( 7 минут)

Цель этапа:

- проговаривание и закрепление нового знания;

-выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

- Ксюша, попробуй сформулировать определение СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. Термин словосочетание по своему происхождению связан со словом чета – два. Пишет в скайпе чета-два.

-А теперь давай проверим свою догадку с помощью презентации.(слайд 2)

Правильно ли ты дала определение?

Переходит на электронную доску https://www.twiddla.com/d57tad где дано словосочетание ЯРКИЙ ШАРФ.

Показывает разбор словосочетания: Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Главное слово – шарф, так как от него мы задаем вопрос: шарф (какой?) – яркий. Яркий зависимое слово.

-Но не все слова сочетания слов могут являться словосочетаниями. Обратимся к презентации (слайд 3)

Внимательно слушает учителя.

Переходит по ссылке на электронную доску.

Открывает презентацию (слайд 3).

Умение делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

В процессе коммуникации точно, последовательно передать информацию для выполненного действия.

Умение в совместной деятельности формулировать правила, делать выводы по выполненному упражнению.

Прилагает усилия и применяет изученные правила на пути достижения цели.

Умение адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задания.

-организовать самостоятельное выполнение учащейся задания на новый способ действия.

Переходим на электронную доску http://piratepad.net/YMJMVJj2fx , где записаны слова, которые нужно преобразовать в словосочетания. Согласуй в роде, числе и падеже.

Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (ты)
Подошли к (река)

Самостоятельно выполняет упражнения на основе применения новых правил.

Уметь самостоятельновыполнять упражнения, делать умазключения.

Учитывает изученные правила и обосновывает собственную точку зрения.

Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действи.

Адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение упражнения

Умение адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

5 этап. Динамическая пауза

(3 минуты)

Цель этапа:

- сохранить здоровье, не отходя от темы урока.

-А теперь немного отдохнем и прослушаем композицию известного композитора Петра Ильича Чайковского «Апрель. Подснежник».

Включает музыку и просит принять удобное положение. И закрыть глаза. Прослушивая музыку, представляй что-то позитивное, хорошее.

-Что ты представила во время динамической паузы?

Опиши это с помощью словосочетаний.

Выбирает эффективные способы организации рабочего пространства.

Умение организовать динамическую паузу на уроке русского языка.

В совместной деятельности с учителем выполнять динамические упражнения с целью здоровьесбереженья.

Умение обеспечивать обмен между темой урока и выполняемыми движениями.

Выделяет альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

Умение управлять своим поведением и деятельностью, направленной на достижение цели.

6 этап.

Первичная проверка понимания

(15 минут)

Цель этапа:

- закрепить полученные знания о словосочетании, видах словосочетания.

-организовать самостоятельное составление текста с заданием на новый способ действия.

- Открой файл с изображением природы Забайкалья и составь в тетради небольшой текст с описанием природы Забайкалья.

-Зачитай текст.

-Затем выпиши в тетрадь словосочетания из данных предложений.

Определи в них главное и зависимое слово, задай вопрос.

 

-На примере твоего словосочетания я покажу схему, которая соответствует данному словосочетанию.(н-р прилаг.+ сущ.)

А остальные схемы изобрази ты.

- Обратимся к презентации (слайд 4). Прочитаем о видах словосочетаний.

-Определи вид словосочетаний из твоего текста.

-Определи вид словосочетания «собирали клубнику»

Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.

Умение самостоятельно выполнять упражнения, применяя изученные правила.

В процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Умение работать со словосочетаниями, применяя изученные правила.

Прилагает волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Умение осуществлять познавательную деятельность в отношении действий по решению учебных задач.

7 этап

Первичное закрепление.

( 7 минут)

Цель этапа:

организация деятельности по закреплению поиска словосочетаний в художественном тексте;

-закрепление знаний о словосочетании, главном и зависимом словах.

-выявить и зафиксировать границы применения нового знания, научить использовать его в системе изученных ранее знаний;

- довести до уровня автоматизированного навыка в поисках словосочетаний в тексте.

Открываем слайд 5.

-Прочитай выразительно строки из стихотворения А.С.Пушкина. Писатели и поэты, создавая свои произведения, сочетали такие слова, которые называли какие-либо явления, не существующие в действительности.

Прочитай отрывки из стихотворений, выдели словосочетания. Подумай о том, употребляем ли мы такие выражения в повседневной речи, какова роль этих словосочетаний в стихотворении.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.)

(слайд 6) использовать как резерв.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (С.А.Есенин)

- Словосочетание типа “существительное + прилагательное” (пишет в скайпе) может употребляться как в прямом значении (сообщать не только конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки – здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны, пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое называют эпитетом) (пишет в скайпе). Поэты и писатели часто пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности такие как эпитет и др. Об этом подробнее мы поговорим на уроках литературы.

Открывает слайд № 5 презентации «Словосочетание»

Внимательно слушает учителя.

Умение делать выводы на основе изученного материала, применяя на уроках русского языка и литературы.

Осуществляет коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.

Развивать умение в совместной деятельности проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

 

- Открываем слайд 7, где даны предложения из произведения «Сказки Забайкальского леса» нашего Забайкальского писателя Евгения Куренного.

Задание: (Предусмотрено устное выполнение).Выписать из предложений словосочетания, найти главное и зависимое слово, определить вид словосочетания(именное, глагольное).

Он знал таежных зверей, птиц и не боялся ружейного выстрела. Тайга для него была, что дом родной Данилку.

Самостоятельно выполняет упражнения на основе применения новых правил.

Уметь самостоятельно выполнять упражнения, делать умазаключения.

Учитывает изученные правила и обосновывает собственную точку зрения.

Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действи.

Адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение упражнения.

Умение адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

7 этап

Подведение итогов урока.

(Когнитивная рефлексия)

(2 минуты)

Цель этапа:

- организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока.

-Подведем итоги урока.

Что такое словосочетание?

Какие виды словосочетаний ты узнала сегодня?

Расскажи о каждом виде?

Ставить проблему, аргументировать её актуальность.

Умение делать выводы на основе аргументации.

Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Умение в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию.

При планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.

Умение осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

8 этап

Домашнее задание

(2 минуты)

Цель этапа:

- включить новый способ действий в систему знаний учащегося.

-Прочитать §50 стр. 126, выписать из басни И.А.Крылова 8 словосочетаний: 4 именных и 4 глагольных.

https://deti-online.com/basni/basni-krylova/vorona-i-lisica/

Делает умазаключения на основе аргументвции.

Уметь использовать полученную информацию при выполнении домашнего задания.

Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий.

Умение адекватно реагировать на задания и осуществлять коммуникацию.

Адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи.

Умение планировать домашнюю работу в соответствии с поставленной задачей.

9 этап

Эмоциональная рефлексия

(3 минуты)

Цель этапа:

- организовать проведение самооценки учеником работы на уроке;

-по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности.

-А теперь сама оцени свою работу на уроке.

-Какую бы оценку ты поставила себе, ответ аргументируй.

Оценивает ученика.

Организует рефлексию.

Просит открыть файл с названием «Рефлексия» и охарактеризовать свое настроение с помощью смайлика.

Благодарит за работу.

Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения.

Умение делать умазаключения и выводы.

Вступает в диалог, участвует в коллективном обсуждении.

Умение осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.

Адекватно оценить свои достижения.

Умение осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Приложение

Резервное задение № 1:

1). Укажите именное словосочетание:

1) Играть в снежки;

2) Подвижные дети;

3) Смотрит далеко;

4) Гуляешь с друзьями.

2). Укажите глагольное словосочетание:

1) Горячий чай;

2) Лежит на лужайке;

3) Игра в волейбол;

4) Помощь родителям.


 

Ключ. 1) 2,

2) 2

Резервное задение № 2: В учебнике на странице 132, упр. 396. (Перед выполнением прочитать информацию ДЛЯ ЗАМЕТКИ)


 


 



 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.