12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лариса18
1

Урок русского языка в 6 классе. Повторение по теме "Морфемика и словообразование"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №34 г. Твери














Конспект урока по русскому языку
в 6 классе

Повторение по теме «Морфемика и словообразование»





Работу подготовил

учитель русского языка

и литературы
Иванова Елена Владимировна





г. Тверь




2020

Цель урока: систематизация и коррекция знаний по теме "Морфемика и словообразование".

Задачи: повторить и обобщить ранее изученное о морфемике ,морфемах и их роли в словообразовании; закрепить навык производить морфемный и словообразовательный разбор слова; повторить изученные орфограммы; развивать навык работы в группах, мотивацию к аналитической деятельности; воспитывать интерес к изучению языка, уважительное отношение друг к другу.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Целеполагание.

Слайд №1(тема урока)

-Тема урока отображена на доске. Дома вы должны были вспомнить все, что знаете по данной теме. Какие цели можно поставить перед собой на уроке?(Повторить знания о морфемике и словообразовании.)

3. Актуализация знаний.

-Итак, первый вопрос очевиден. Что вы знаете о морфемике? (Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова.)

- Строение - строительство. Чтобы заниматься строительством, необходим строительный материал. Из чего строят дома?(Дома строят из кирпича, дерева, железобетона.)А каков строительный материал для слов?(Слова состоят из морфем. Среди них выделяют корень, приставку, суффикс, окончание.)

- Сегодня мы будем строить наш дом. Дружно, по кирпичику, по морфемке.

4. Применение знаний и умений.

Задание №1 На доске и в тетрадях пишем слово ДОМ. Оно одиноко. Найдем ему родственников. Записываем однокоренные слова.

Домик, домишко, домище, домовой, надомную, бездомными...

-Прежде чем начать любое строительство, нужно заложить фундамент, в нашем случае это выделить основу слова. Что поможет нам сделать это?(Нам поможет в этом окончание.)

-Что же такое окончание?(Окончание – это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов.)

-Что можно узнать по окончанию? (Окончаниевыражает значения лица, рода, числа, падежа.)

-Работаем с записанными словами. Выделяем окончания, основы.Определяем род, число, падеж. (Домик – м. род, ед. число, им. падеж; домишко – ср. род, ед. ч., им. падеж; домище– ср. род, ед. ч., им падеж; домовой –м. род, ед. ч., им. падеж; надомную –ж. род, ед. ч., вин. падеж; бездомными – мн. ч., тв. падеж)

-Молодцы!

Слайды №2-3 (появляются фундамент дома и крыльцо)

-Что мы можем выделить в основе?(Воснове мы можем выделить корень.)

- Что же такое корень слова?(Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.)

-Выделяем корни в наших словах.(-дом-)

Слайд №4 (на фундаменте появляется сруб дома)

- Какие еще есть морфемы? (Приставки.)

-Что такое приставка?(Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)

- Выделяем приставки в словах. (на-, без-)

Слайд №5 (у дома появляется веранда)

- Какая еще морфема может помочь нам в строительстве?(Суффикс.)

- Что такое суффикс?(Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.)

- Выделяем суффиксы в словах.(-ик-, -ишк-, -ищ-, -ов-, -н-)

Слайд №6 (у дома появляется крыша)

-В каких словах были использованы все морфемы-кирпичики? (Надомную, бездомными.)

-Итак, мы построили домик и выделили в словах все морфемы. Как называется выполненный нами разбор слов?(Морфемный.)

Задание №2На доске заранее написаны слова.

ШКОЛЬНЫЙПРИБЕЖАЛУМНЫЙВЕСЕЛЫЙ

-А сейчас я вам загадаю загадку. В этом слове такой же корень, как в слове школьный, та же приставка, что в слове прибежал, суффикс прилагательного умный, окончание слова веселый.Что за слово у вас получилось? (пришкольный)

Зt1606161198aa.gif аписываем его на доске, разбираем по морфемам, выполняем словообразовательный разбор.(ПРИшкольНый школа)

- Какие еще способы образования слов вам известны? (Приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, сложение основ и слов, переход одной части речи в другую.)

Самостоятельно подбираем 3-4 однокоренных слова,"вьем" гнездо однокоренных слов.(Дошкольник, дошкольный, школьница, внешкольный)

-Как вы, ребята, думаете, почему я вам предложила поработать с корнем

- ШКОЛ-?Мы, напоминаю, строим дом. (Школа наш дом.)

-Молодцы.

Слайд №7(на слайде около дома появляются цветы и бабочки)

Физпауза

Мы слегка уже устали.

Отдохнем все: с места встали,

Вправо, влево повернулись,

Всем на свете улыбнулись,

Ручки вверх, вперед подняли,

Сели, встали, сели, встали,

Друг на друга посмотрели

И опять на место сели.

Задание №3.А теперь вам предстоит выполнить еще одно задание.

Слайд №8 (на слайде появляется стихотворение, у детей егораспечатанный вариант)

Марсиане мечтают о чуде,

Чтоб когда-нибудь в сумрачной мгле

Разглядеть шар земной и на блюде

Прилететь к неизвестной Земле.

Приземлиться на светлой полянке,

Земляники поспевшей поесть,

Поселиться в уютной землянке,

С земляками к камину присесть...

Прилетайте, друзья, прилетайте,

Мы вас ждем каждый миг, каждый час!

Верьте в чудо, надейтесь и знайте:

Мы, земляне, открыты для вас!

Вам тепло будет здесь и уютно,

Не порвать дружбы нить никогда.

Нам дружить с вами вовсе не трудно

На прекрасной планете Земля!

- Прочитаем вслух стихотворение "Марсиане мечтают о чуде."

Не заметили ли вы какую - нибудь странность в использовании слов?(В стихотворении много слов с корнем -ЗЕМЛ-.)

-Придумайте задание. Сформулируйте его для всех. (Выписать однокоренные слова, выделить корни.)Слова выписываются на доску. Сверяем написанное с изображением, появившимся на слайде.

Слайд №9(над словами появляется графическое изображение корня)

-Какое фонетическое явление наблюдаем мы в этих корнях? (Чередование м//мл.)

- Почему мы работали со словом земля? (Земля – наш дом, наш общий дом!)

Задание №4

-Если уж мы заговорили о чередовании, я предлагаю вам вспомнить чередующиеся корни.

Работа в группах. (Детям раздаютсяраскрашенные и вырезанные из картона "яблони" и "яблоки", на которых написаны слова с пропуском букв. Требуется вспомнить правила написания слов с чередующимися корнями, вставить буквы, отсортировать "яблоки" (есть слова с омонимичными корнями), приклеитьих на "яблоню", объяснить выбор буквы в словах.)

1 группа:корень -ЛАГ- – -ЛОЖ- (сл…гаемое, пол…жение, л…жный, прил…гательное, сл…жение). В корне-лаг -– - лож- в безударном положении букваа пишется, если за корнем следует суффикс -а-; буква о пишется, если за корнем нет суффикса -а-.

2 группа:корень -ГАР- – -ГОР- (г…релый, ог…рок, г…реть, г…ристый, заг…р). В корне с чередованием -гар-- гор- в безударном положении пишется буква о.

3 группа:корень -КАС- – -КОС- (к…саться, прик…сновение, к…сичка, к…сание, к…снуться).В корне -кас-– - кос-буква а пишется, если за корнем следует суффикс -а-.

4 группа:корень -РАСТ- – - РОС- (р…стительность, водор…сль, р…сток, ср…щение, отр…сль).В корне -раст- -рос- безударная а пишется перед ст, щ.Слова-исключения: росток, отрасль.

5 группа:корень - ЗАР- – -ЗОР-(з…ря, обз…р, з…рница, з…рька, оз…рение). В корне с чередованием - зар - -зор- в безударном положении пишется буква а.

6 группа:И//Е (пот..рять, зам…рать, соб…ру, прот…реть, расст…лать). В корнях с чередующимися гласными е – и буква и пишется, если после корня следует суффикс -а-.

- Показываемвсе деревья. Какую красоту мы с вами сегодня построили и посадили!

5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

У меня на уроке был помощник, который любезно согласился выступить в этой роли. Он внимательно слушал все ваши ответы, отмечал верные они или ошибочные. (Озвучиваются оценки.)

-Кого не устраивает оценка? (В журнал выставляется оценка по желанию ученика.)

6.Домашнее задание.

Подумать, о чем можно написать в сочинении "Дом моей мечты". Помните, слово ДОМ рассматриваем объемно, масштабно.

Дом –это Земля.("Планета моей мечты")

Дом – это школа. ("Школа моей мечты")

Дом – это класс.("Класс моей мечты")

Дом – это улица, город, семья…

Составить план будущего сочинения.

7.Рефлексия.

-Подведем итоги урока. Продолжите фразу

-Было интересно...

-Меня удивило...

-Мне удалось...

- Мне не удалось...

- Спасибо за работу на уроке.

(Звучит припев песни Д. Майданова "Дом".)

Дом, дом, дом,

Где стучат часы дин-дон,

Светят звёзды за твоим окном.

Дом, дом, дом,

В мире разном и большом

Это там,где сердцу хорошо.



























Список использованной литературы

1.Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015 г.

2.Тихонов А.Н. Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным. – Москва: АСТ, 2014. – 639 с.

Использованные дополнительные материалы

1.Иванова Е.В. Стихотворение «Марсиане мечтают о чуде». Авторское произведение.

2.Иванова Е.В. Стихотворение «Мы слегка уже устали». Авторское произведение.


3.Майданов Д., песня «Дом» (сл. и муз. Д.Майданова) https://ruv.hotmo.org/song/48186180


Источники иллюстраций

1.Туча: https://yandex.ru/images/search?text=тучка&family=yes&lr=14

2.Солнце:https://yandex.ru/images/search?text=солнышко&family=yes&from=tabbar&p=1&pos=47&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fdop.pskovedu.ru%2Ffile%2Fdownload%2Fdop%2FF319C69F199DF0AA7678DB54BFB1AEB8

3.Бабочки: https://yandex.ru/images/search?text=цветы%20розовые%20из%20мультика&from=tabbar&family=yes&p=3&pos=128&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fwebcomicms.net%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fclipart%2F173092%2Fpictures-cartoon-butterflies-173092-5985957.png

4.Части дома (крыша, фундамент, крыльцо, сруб, веранда) и цветы нарисованы самостоятельно в графическом редакторе Paint.


.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.