Урок русского языка в 6 классе. Повторение по теме «Морфемика и словообразование»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №34 г. Твери
Конспект урока по русскому языку
в 6 классе
Повторение по теме «Морфемика и словообразование»
Работу подготовил
учитель русского языка
и литературы
Иванова Елена Владимировна
г. Тверь
2020
Цель урока: систематизация и коррекция знаний по теме "Морфемика и словообразование".
Задачи: повторить и обобщить ранее изученное о морфемике ,морфемах и их роли в словообразовании; закрепить навык производить морфемный и словообразовательный разбор слова; повторить изученные орфограммы; развивать навык работы в группах, мотивацию к аналитической деятельности; воспитывать интерес к изучению языка, уважительное отношение друг к другу.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Целеполагание.
Слайд №1(тема урока)
-Тема урока отображена на доске. Дома вы должны были вспомнить все, что знаете по данной теме. Какие цели можно поставить перед собой на уроке?(Повторить знания о морфемике и словообразовании.)
3. Актуализация знаний.
-Итак, первый вопрос очевиден. Что вы знаете о морфемике? (Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова.)
- Строение - строительство. Чтобы заниматься строительством, необходим строительный материал. Из чего строят дома?(Дома строят из кирпича, дерева, железобетона.)А каков строительный материал для слов?(Слова состоят из морфем. Среди них выделяют корень, приставку, суффикс, окончание.)
- Сегодня мы будем строить наш дом. Дружно, по кирпичику, по морфемке.
4. Применение знаний и умений.
Задание №1 На доске и в тетрадях пишем слово ДОМ. Оно одиноко. Найдем ему родственников. Записываем однокоренные слова.
Домик, домишко, домище, домовой, надомную, бездомными...
-Прежде чем начать любое строительство, нужно заложить фундамент, в нашем случае это выделить основу слова. Что поможет нам сделать это?(Нам поможет в этом окончание.)
-Что же такое окончание?(Окончание – это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов.)
-Что можно узнать по окончанию? (Окончаниевыражает значения лица, рода, числа, падежа.)
-Работаем с записанными словами. Выделяем окончания, основы.Определяем род, число, падеж. (Домик – м. род, ед. число, им. падеж; домишко – ср. род, ед. ч., им. падеж; домище– ср. род, ед. ч., им падеж; домовой –м. род, ед. ч., им. падеж; надомную –ж. род, ед. ч., вин. падеж; бездомными – мн. ч., тв. падеж)
-Молодцы!
Слайды №2-3 (появляются фундамент дома и крыльцо)
-Что мы можем выделить в основе?(Воснове мы можем выделить корень.)
- Что же такое корень слова?(Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.)
-Выделяем корни в наших словах.(-дом-)
Слайд №4 (на фундаменте появляется сруб дома)
- Какие еще есть морфемы? (Приставки.)
-Что такое приставка?(Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
- Выделяем приставки в словах. (на-, без-)
Слайд №5 (у дома появляется веранда)
- Какая еще морфема может помочь нам в строительстве?(Суффикс.)
- Что такое суффикс?(Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.)
- Выделяем суффиксы в словах.(-ик-, -ишк-, -ищ-, -ов-, -н-)
Слайд №6 (у дома появляется крыша)
-В каких словах были использованы все морфемы-кирпичики? (Надомную, бездомными.)
-Итак, мы построили домик и выделили в словах все морфемы. Как называется выполненный нами разбор слов?(Морфемный.)
Задание №2На доске заранее написаны слова.
ШКОЛЬНЫЙПРИБЕЖАЛУМНЫЙВЕСЕЛЫЙ
-А сейчас я вам загадаю загадку. В этом слове такой же корень, как в слове школьный, та же приставка, что в слове прибежал, суффикс прилагательного умный, окончание слова веселый.Что за слово у вас получилось? (пришкольный)
З аписываем его на доске, разбираем по морфемам, выполняем словообразовательный разбор.(ПРИшкольНый школа)
- Какие еще способы образования слов вам известны? (Приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, сложение основ и слов, переход одной части речи в другую.)
Самостоятельно подбираем 3-4 однокоренных слова,"вьем" гнездо однокоренных слов.(Дошкольник, дошкольный, школьница, внешкольный)
-Как вы, ребята, думаете, почему я вам предложила поработать с корнем
- ШКОЛ-?Мы, напоминаю, строим дом. (Школа –наш дом.)
-Молодцы.
Слайд №7(на слайде около дома появляются цветы и бабочки)
Физпауза
Мы слегка уже устали.
Отдохнем все: с места встали,
Вправо, влево повернулись,
Всем на свете улыбнулись,
Ручки вверх, вперед подняли,
Сели, встали, сели, встали,
Друг на друга посмотрели
И опять на место сели.
Задание №3.А теперь вам предстоит выполнить еще одно задание.
Слайд №8 (на слайде появляется стихотворение, у детей егораспечатанный вариант)
Марсиане мечтают о чуде,
Чтоб когда-нибудь в сумрачной мгле
Разглядеть шар земной и на блюде
Прилететь к неизвестной Земле.
Приземлиться на светлой полянке,
Земляники поспевшей поесть,
Поселиться в уютной землянке,
С земляками к камину присесть...
Прилетайте, друзья, прилетайте,
Мы вас ждем каждый миг, каждый час!
Верьте в чудо, надейтесь и знайте:
Мы, земляне, открыты для вас!
Вам тепло будет здесь и уютно,
Не порвать дружбы нить никогда.
Нам дружить с вами вовсе не трудно
На прекрасной планете Земля!
- Прочитаем вслух стихотворение "Марсиане мечтают о чуде."
Не заметили ли вы какую - нибудь странность в использовании слов?(В стихотворении много слов с корнем -ЗЕМЛ-.)
-Придумайте задание. Сформулируйте его для всех. (Выписать однокоренные слова, выделить корни.)Слова выписываются на доску. Сверяем написанное с изображением, появившимся на слайде.
Слайд №9(над словами появляется графическое изображение корня)
-Какое фонетическое явление наблюдаем мы в этих корнях? (Чередование м//мл.)
- Почему мы работали со словом земля? (Земля – наш дом, наш общий дом!)
Задание №4
-Если уж мы заговорили о чередовании, я предлагаю вам вспомнить чередующиеся корни.
Работа в группах. (Детям раздаютсяраскрашенные и вырезанные из картона "яблони" и "яблоки", на которых написаны слова с пропуском букв. Требуется вспомнить правила написания слов с чередующимися корнями, вставить буквы, отсортировать "яблоки" (есть слова с омонимичными корнями), приклеитьих на "яблоню", объяснить выбор буквы в словах.)
1 группа:корень -ЛАГ- – -ЛОЖ- (сл…гаемое, пол…жение, л…жный, прил…гательное, сл…жение). В корне-лаг -– - лож- в безударном положении букваа пишется, если за корнем следует суффикс -а-; буква о пишется, если за корнем нет суффикса -а-.
2 группа:корень -ГАР- – -ГОР- (г…релый, ог…рок, г…реть, г…ристый, заг…р). В корне с чередованием -гар-– - гор- в безударном положении пишется буква о.
3 группа:корень -КАС- – -КОС- (к…саться, прик…сновение, к…сичка, к…сание, к…снуться).В корне -кас-– - кос-буква а пишется, если за корнем следует суффикс -а-.
4 группа:корень -РАСТ- – - РОС- (р…стительность, водор…сль, р…сток, ср…щение, отр…сль).В корне -раст-– -рос- безударная а пишется перед ст, щ.Слова-исключения: росток, отрасль.
5 группа:корень - ЗАР- – -ЗОР-(з…ря, обз…р, з…рница, з…рька, оз…рение). В корне с чередованием - зар - – -зор- в безударном положении пишется буква а.
6 группа:И//Е (пот..рять, зам…рать, соб…ру, прот…реть, расст…лать). В корнях с чередующимися гласными е – и буква и пишется, если после корня следует суффикс -а-.
- Показываемвсе деревья. Какую красоту мы с вами сегодня построили и посадили!
5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
У меня на уроке был помощник, который любезно согласился выступить в этой роли. Он внимательно слушал все ваши ответы, отмечал верные они или ошибочные. (Озвучиваются оценки.)
-Кого не устраивает оценка? (В журнал выставляется оценка по желанию ученика.)
6.Домашнее задание.
Подумать, о чем можно написать в сочинении "Дом моей мечты". Помните, слово ДОМ рассматриваем объемно, масштабно.
Дом –это Земля.("Планета моей мечты")
Дом – это школа. ("Школа моей мечты")
Дом – это класс.("Класс моей мечты")
Дом – это улица, город, семья…
Составить план будущего сочинения.
7.Рефлексия.
-Подведем итоги урока. Продолжите фразу
-Было интересно...
-Меня удивило...
-Мне удалось...
- Мне не удалось...
- Спасибо за работу на уроке.
(Звучит припев песни Д. Майданова "Дом".)
Дом, дом, дом,
Где стучат часы дин-дон,
Светят звёзды за твоим окном.
Дом, дом, дом,
В мире разном и большом
Это там,где сердцу хорошо.
Список использованной литературы
1.Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015 г.
2.Тихонов А.Н. Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным. – Москва: АСТ, 2014. – 639 с.
Использованные дополнительные материалы
1.Иванова Е.В. Стихотворение «Марсиане мечтают о чуде». Авторское произведение.
2.Иванова Е.В. Стихотворение «Мы слегка уже устали». Авторское произведение.
3.Майданов Д., песня «Дом» (сл. и муз. Д.Майданова) https://ruv.hotmo.org/song/48186180
Источники иллюстраций
1.Туча: https://yandex.ru/images/search?text=тучка&family=yes&lr=14
4.Части дома (крыша, фундамент, крыльцо, сруб, веранда) и цветы нарисованы самостоятельно в графическом редакторе Paint.
.