Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Тема: Повторение раздела «Словообразование» (1урок из 2-х по «Повторению»)
Тип урока: урок повторения и обобщения пройденного материала, коррекции знаний.
Цель урока: формирование устойчивого навыка правописания чередующихся гласных в корнях слов, гласных е-и в приставках пре- -при-, букв и-ы после приставок, закрепление умений безошибочного письма слов с изученными орфограммами.
Задачи:
повторить и обобщить правила правописания гласных в корнях с чередованием, правописание приставок пре—при-, букв и-ы после приставок;
отработать навыки нахождения корней с чередованием, приставок пре- - при-, букв и-ы после приставок.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – лаг-лож, раст-ращ-рос, кас-кос, гар-гор, зар-зор-, букв Е-И в приставках пре- - при-, букв И-Ы после приставок; овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием, букв Е-И в приставках, букв И-Ы после приставок;
- овладение умением группировать изученные орфограммы.
2. Метапредметные:
- умение работать с учебным материалом, осуществлять сбор, обработку необходимой информации;
- овладение приемами отбора и систематизации материала;
- умение работать в парах.
3. Личностные:
-смыслообразование,т.е.установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
-формирование ответственного отношения к учению, самооценки, мотивации на успех.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение; проводить сравнение; строить высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для
регуляции своего действия.
Используемые технологии: ИКТ, игровые, здоровьесберегающие, технология обучения на основе схемных и знаковых моделей.
Оборудование: компьютер, раздаточный материал, таблица с корнями.
Ход урока
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Универсальные учебные действия
|
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
|
Слово учителя.
Мы закончили изучать раздел «Словообразование» Вам , наверно, хочется узнать, насколько вы его хорошо изучили. Хотите себя проверить? Работать будем в паре.
|
Диалог с учителем о желании себя поверить по изученной теме.
|
Личностные: выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Регулятивные: учиться работать по предложенному плану
Коммуникативные: умение отвечать за себя и других участников
|
2.Целеполагание
|
На доске расположены карточки с информацией. Приложения1.Каждой паре необходимо выбрать карточку и определить тему информации, сформулировать её.
1.Сг..ревшие листья, кататься с г..ры, г..реть синим пламенем, пахнет г..рью.
2.Вечерняя з..ря, з..рево, утренняя з..рька.
3. К..сание, к..снулись, к..сой взгляд.
4. Р..стки, р..стительность, выр..щивать, Р..стов.
5. Сл..гать, предл..жение, прил..гательное.
Сформулируйте тему повторения на уроке. Что именно мы будем повторять на уроке? (орфографию, изученную по теме «Словообразование»)
|
Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания.
Осуществляют целеполагание на основе предложенной информации.
|
Личностные: готовность к учебной деятельности.
Регулятивные: определение темы урока, постановка целей изучения темы, планирование учебной деятельности для реализации заявленных целей Коммуникативные:
выражение своих мыслей, вхождение в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Познавательные: чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы.
|
3. Актуализация опорных знаний.
|
Каждая пара работает с орфограммами, т.е. с выбранной информацией.
Затем осуществляем правильность работы с орфограммами, Работаем с компьютером. Игра с интерактивным приёмом
«Карусель» Презентация №1
|
Работа в паре, самостоятельно опрашивают друг друга без помощи учителя, оценивают свои знания на этом этапе урока.
Работают с таблицей «Правописание корней с чередующимися гласными».
Делают записи в тетрадях.
Учащиеся комментируют орфограммы. Все учащиеся видят выполнение заданий и на другие орфограммы, а не только те, что выполняли сами.
|
Личностные:
Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю, формулирование собственного мнения и позиции, их аргументация.
Познавательные:
формулирование определений языковых понятий.
|
4. Повторение и обобщение пройденного материала.
|
Далее выполняет класс самостоятельную работу по теме «Чередующиеся гласные в корне слова»
Взаимопроверка, сверяем по правильным ответам на слайде.(Презентация «Чередующиеся гласные в корне» с озвучкой)Презентация №2
|
Работа со слайдом с заданным материалом, комментирование ответов, отработка навыков правописания слов с чередующимися гласными.
|
Личностные: оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные: коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального результата; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
|
Предлагаю следующую информацию. На слайде слова с приставками пре- - при-
Расскажите о правописании данных приставок.
Используем игру «Кто больше?»
Как графически представить данную информацию. (Слова: Пр..уралье,пр..увеличить, пр..чина,пр..ключение. пр..остановить, пр..мыкать, пр..неприятное, пр..вскочить, пр..сутствовать, пр..мерять, пр..выкать, пр..кратить.)Презентация №3 Слайд 2
|
Определяют тему информации, подтемы.
(1. Правописание приставки пре-
2.Правописание приставки при-
3.пре-при , входящие в корень
4.Приставки пре- - при -, не подчиняющиеся правилам) Работа по составлению графической информации.
|
Предлагаю самостоятельную работу
Распределить все слова с пре-при на подтемы Составить таблицу.
Самопроверка на слайде правильное распределение слов. Презентация №3 слайд 3
|
Выполняют работу с последующей самопроверкой
|
Проблемный вопрос.
Почему по-разному записаны у меня слова, обозначающие одно и то же:
неинтересный - безынтересный?
(в случае затруднения - вопросы в помощь-чем различаются слова в написании, на что оканчиваются приставки)
|
Анализируют запись, вспоминают правило написания и-ы после приставок на согласную. Решают проблемный вопрос.
|
|
Устная работа без записи в тетрадях по слайду с технологическим приёмом «Карусель». Презентация №4.Столкновение с трудностями: медИнститут, педИнститут почему И?
О сложносокращённых словах и других способах образования слов мы будем говорить на следующем уроке повторения «Словообразования»
|
Самостоятельный поиск решения вопроса (мед-пед это не приставки, а сокращенные основы слов педагогический, медицинский)
|
|
5.Рефлексия. Итог урока.
|
Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?
Составим синквейн по теме урока
Словообразование
Необходимое, важное
учит грамотно писать
учит делить на морфемы
учит задумываться над лексическим значением слов
Знание словообразования-путь к успеху.
Изучаем образование слов!
Достигли ли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока?
Оцените результаты своей работы на уроке.
|
Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.
Составляют коллективно синквейн.
|
Личностные: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
|
Приложения
Приложения 1.
Сг..ревшие листья, кататься с г..ры, г..реть синим пламенем, пахнет г..рью.
Вечерняя з..ря, з..рево,
утренняя з..рька.
К..сание, к..снулись, к..сой взгляд.
Р..стки, р..стительность, выр..щивать, Р..стов.
Сл..гать, предл..жение, прил..гательное.
Легоцкая Вера Сергеевна
Потапова Вера Владимировна