Урок русского языка в 6 классе на тему: Повторение и закрепление знаний, умений и навыков по теме «Словообразование»
Жилина Наталья Борисовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Никифоровская сош №2»
Никифоровского района Тамбовской области
Урок русского языка в 6 классе
Тема урока: Повторение и закрепление знаний, умений и навыков по теме
“Словообразование””.
Вид: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Тип: урок с использованием активных форм работ.
Форма: урок-кроссворд
Цели урока:
1.Обучающая: формирование навыков правописания гласных в разных
морфемах слова;
вспомнить основные способы образования слов;
закрепить умение отличать морфемный разбор от
словообразовательного;
повторить приставки пре- и при-.
2. Развивающая: развитие орфографической зоркости;
развить логическое мышление;
3.Воспитывающая: воспитание любви и уважения к русскому языку.
Оборудование: распечатка текста, сетка кроссворда на доске, сетка кроссворда для каждого ученика, конверты с разрезанными словами
Ход урока
1.Оргмомент
Ребята мы изучили раздел русского языка- словообразование. Нас ждёт диктант, а сегодня мы проверим, как вы поняли изученное, проверим ваши знания.
Урок будет проходить в игровой форме, вам знакомой, вы будете не только отвечать на вопросы и выполнять задания, но и разгадывать кроссворд. По ходу урока мы будем вписывать в него ответы на вопросы, и в конце узнаем, что за слово в нем спрятано. На уроке вы будете работать в парах, самостоятельно и совместно. Самое главное, будьте внимательными и активными. Записываем тему урока в тетради и начинаем работать.
2. Работа с текстом
-Прочитайте текст:
В этом старом доме никогда не зап…рается форточка, и кот Василий проб…рается через неё на улицу. Он давно прол…жил себе эту дорожку и бл…стяще выск…кивает из окна, не трогая цветочные р…сточки. Кот выр…с в этом доме, здесь все чувствуют к нему распол…жение, а он считает себя р…вноправным членом семьи. Любит, когда называют Васенькой. Тогда он изменяет пол…жение лап, вск…кивает на стул и к…сается мордочкой руки. Шерсть его бл…стит, глаза г…рят, кот зам…рает от радости и удовольствия. Ночью кот заб…рается в самые ужасные места, а утром, когда з…рево от восходящего солнца освещает дом, Вася приходит спать.
-Определите тему, основную мысль.
-Определите тип текста и запишите ответ в кроссворд под №14.
3. Синтаксический разбор предложения.
В первом предложении выделите подлежащее и сказуемое.
Чем является подлежащее и сказуемое для предложения?
Из скольких слов состоит ответ? Запишите ответ под №№4, 15.
Сколько групп подлежащих и сказуемых в предложении?
Как называется такое предложение? Запишите ответ под №2.
4. Орфографическая работа.
Вставить пропущенные буквы.
Какой раздел науки о языке изучает правила правописания? Записать ответ под №11
Сколько видов орфограмм встретилось в тексте? (Одна)
В какой части слова находилась орфограмма?
Как называется процесс изменения гласной буквы в корнях однокоренных слов? Записать под №13.
5. Морфемный и словообразовательный разбор
-Отгадайте загадку
Что в гору не вкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
(вода)
-Образуйте гнездо слов от «воды», выделяя общую часть.
водный подводный
Вода водичка
водяной
водолаз водолазный
-Как называются такие слова? Записать под №8.
-Запишите гнездо слов от слова «водить»
Водить водитель
проводить проводник
-Будут ли слова «вода» и «водить» родственными?
-Что должно быть общим у корней родственных слов? Из скольких слов состоит ответ? (из двух слов)
-К какой части речи относится первое слово ответа? (прилагательное). Запишите это слово под №16.
- А кто знает слово, в котором встречаются оба корня «вод»? (водопровод)
-Разберите слово морфемно. Мысленно ответьте –как образовано это слово.
Среди слов, записанных сегодня в тетради, и в тексте найдите слова, образованные тем же способом. Запишите способ образования этих слов под №6.
6. Работа в группах.
Класс делится на группы, каждая группа получает конверт с разрезанными на значимые части словами.
Как называются значимые части слова? Запишите ответ под №3.
Каждой группе составить слова из разрезанных частей, записать их в тетрадь, разобрать их по составу, а потом один человек из группы записывает их на доске.
1 группа- причудливый, примерить, пригнать
2 группа- облачко, досрочный, подземный
3 группа- сероватенький, безоблачный, нарастают
4 группа- безвинный, приземление, мечтатель
-Какой вид разбора производили?
-Под №12 запишите способ образования слова пригнать.
-Под №9 запишите способ образования слова мечтатель.
-Произведите словообразовательный разбор слов сероватенький, подземный.
без |
облач |
н |
ый |
облач |
к |
о |
|
до |
сроч |
н |
ый |
на |
раст |
а |
ют |
сер |
оват |
еньк |
ий |
без |
вин |
н |
ый |
при |
гн |
а |
ть |
при |
мер |
и |
ть |
при |
земл |
ени |
е |
мечт |
а |
тель |
|
под |
зем |
н |
ый |
при |
чуд |
лив |
ый |
7. Распределительный диктант
-От чего зависит выбор гласной в приставках при- и пре-?
-Запишите следующие слова в 4 столбика, а принцип распределения определите сами.
Прехитрый, приплыть, премудрая, приозёрный, придвинуть, приколоть, прискакать, приграничный, пристегнуть, прикатиться.
-По какому принципу распределяли слова?
-Проверим, как распределили слова.
-Значение приставок запишите в оставшиеся клетки, под №№ 1, 5, 7, 10.
8.Итог, оценка
-Если вы правильно записали все ответы, то в вертикальной строке у вас должно получиться слово. Какое?
-Что изучает словообразование?
За работу с орфограммами в тексте и знание терминов (в кроссворде) каждый получит оценку.
Екатерина