Урок русского языка в 6 классе на тему: Повторение и закрепление знаний, умений и навыков по теме «Словообразование»

4
0
Материал опубликован 4 February 2016

Жилина Наталья Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Никифоровская сош №2»

Никифоровского района Тамбовской области

Урок русского языка в 6 классе

 

Тема урока: Повторение и закрепление знаний, умений и навыков по теме

Словообразование””.

Вид: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Тип: урок с использованием активных форм работ.

Форма: урок-кроссворд

Цели урока:

1.Обучающая: формирование навыков правописания гласных в разных

морфемах слова;

вспомнить основные способы образования слов;

закрепить умение отличать морфемный разбор от

словообразовательного;

повторить приставки пре- и при-.

2. Развивающая: развитие орфографической зоркости;

развить логическое мышление;

3.Воспитывающая: воспитание любви и уважения к русскому языку.

Оборудование: распечатка текста, сетка кроссворда на доске, сетка кроссворда для каждого ученика, конверты с разрезанными словами

Ход урока

1.Оргмомент

Ребята мы изучили раздел русского языка- словообразование. Нас ждёт диктант, а сегодня мы проверим, как вы поняли изученное, проверим ваши знания.

Урок будет проходить в игровой форме, вам знакомой, вы будете не только отвечать на вопросы и выполнять задания, но и разгадывать кроссворд. По ходу урока мы будем вписывать в него ответы на вопросы, и в конце узнаем, что за слово в нем спрятано. На уроке вы будете работать в парах, самостоятельно и совместно. Самое главное, будьте внимательными и активными. Записываем тему урока в тетради и начинаем работать.

2. Работа с текстом

-Прочитайте текст:

В этом старом доме никогда не зап…рается форточка, и кот Василий проб…рается через неё на улицу. Он давно прол…жил себе эту дорожку и бл…стяще выск…кивает из окна, не трогая цветочные р…сточки. Кот выр…с в этом доме, здесь все чувствуют к нему распол…жение, а он считает себя р…вноправным членом семьи. Любит, когда называют Васенькой. Тогда он изменяет пол…жение лап, вск…кивает на стул и к…сается мордочкой руки. Шерсть его бл…стит, глаза г…рят, кот зам…рает от радости и удовольствия. Ночью кот заб…рается в самые ужасные места, а утром, когда з…рево от восходящего солнца освещает дом, Вася приходит спать.

-Определите тему, основную мысль.

-Определите тип текста и запишите ответ в кроссворд под №14.

3. Синтаксический разбор предложения.

В первом предложении выделите подлежащее и сказуемое.

Чем является подлежащее и сказуемое для предложения?

Из скольких слов состоит ответ? Запишите ответ под №№4, 15.

Сколько групп подлежащих и сказуемых в предложении?

Как называется такое предложение? Запишите ответ под №2.

4. Орфографическая работа.

Вставить пропущенные буквы.

Какой раздел науки о языке изучает правила правописания? Записать ответ под №11

Сколько видов орфограмм встретилось в тексте? (Одна)

В какой части слова находилась орфограмма?

Как называется процесс изменения гласной буквы в корнях однокоренных слов? Записать под №13.

5. Морфемный и словообразовательный разбор

-Отгадайте загадку

Что в гору не вкатить,

В решете не унести

И в руках не удержать?

(вода)

-Образуйте гнездо слов от «воды», выделяя общую часть.

водный подводный

Вода водичка

водяной

водолаз водолазный

-Как называются такие слова? Записать под №8.

-Запишите гнездо слов от слова «водить»

Водить водитель

проводить проводник

-Будут ли слова «вода» и «водить» родственными?

-Что должно быть общим у корней родственных слов? Из скольких слов состоит ответ? (из двух слов)

-К какой части речи относится первое слово ответа? (прилагательное). Запишите это слово под №16.

- А кто знает слово, в котором встречаются оба корня «вод»? (водопровод)

-Разберите слово морфемно. Мысленно ответьте –как образовано это слово.

Среди слов, записанных сегодня в тетради, и в тексте найдите слова, образованные тем же способом. Запишите способ образования этих слов под №6.

6. Работа в группах.

Класс делится на группы, каждая группа получает конверт с разрезанными на значимые части словами.

Как называются значимые части слова? Запишите ответ под №3.

Каждой группе составить слова из разрезанных частей, записать их в тетрадь, разобрать их по составу, а потом один человек из группы записывает их на доске.

1 группа- причудливый, примерить, пригнать

2 группа- облачко, досрочный, подземный

3 группа- сероватенький, безоблачный, нарастают

4 группа- безвинный, приземление, мечтатель

-Какой вид разбора производили?

-Под №12 запишите способ образования слова пригнать.

-Под №9 запишите способ образования слова мечтатель.

-Произведите словообразовательный разбор слов сероватенький, подземный.

без

облач

н

ый

 

облач

к

о

до

сроч

н

ый

на

раст

а

ют

сер

оват

еньк

ий

без

вин

н

ый

при

гн

а

ть

при

мер

и

ть

при

земл

ени

е

мечт

а

тель

 

под

зем

н

ый

при

чуд

лив

ый

7. Распределительный диктант

-От чего зависит выбор гласной в приставках при- и пре-?

-Запишите следующие слова в 4 столбика, а принцип распределения определите сами.

Прехитрый, приплыть, премудрая, приозёрный, придвинуть, приколоть, прискакать, приграничный, пристегнуть, прикатиться.

-По какому принципу распределяли слова?

-Проверим, как распределили слова.

-Значение приставок запишите в оставшиеся клетки, под №№ 1, 5, 7, 10.

8.Итог, оценка

-Если вы правильно записали все ответы, то в вертикальной строке у вас должно получиться слово. Какое?

-Что изучает словообразование?

За работу с орфограммами в тексте и знание терминов (в кроссворде) каждый получит оценку.

Комментарии

не увидела современных технологий.

10 February 2016

Похожие публикации