Урок русского языка в 7 классе «Правописание окончаний разных частей речи»
Конспект урока
по русскому языку в 7 классе
по теме: «Правописание окончаний разных частей речи».
Цель – повторить материал о правописании окончаний существительных, прилагательных, глаголов;
Задачи:
Обучающие:
Закрепить умение распознавать части речи;
Закрепить умение употреблять имена прилагательные, имена существительные, глаголы, в речи;
Обогащать словарный запас учащихся.
Воспитывающие:
Воспитание уважительного отношения к родному языку;
Воспитание нравственности, коммуникативных умений и навыков;
Развивающие:
Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей:
Развитие умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
Развитие монологической речи учеников;
Развитие внимания, зрительной памяти;
Тип урока - урок обобщения и систематизации.
Методы / формы обучения – наблюдение за языком, индивидуальная, фронтальная, парная.
Оборудование – компьютер, карточки с заданиями, интерактивная доска.
Демонстрационный материал – презентация по теме урока, программа «Наглядный русский язык»
Основные понятия – склонение, разносклоняемые существительные, форма слова, окончание, косвенный падеж, спряжение, падежные окончания, личные окончания глаголов.
Ход урока
Формирование положительной мотивации к учебной деятельности. Приветствие учителя.
Актуализация знаний (ВПР 13,14)
Работа с пословицами. Задание: собрать из отдельных слов пословицы, объяснить их значение, записать в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Объяснить, в какой морфеме пропущены буквы, выделить ее. Определить, к какой части речи относятся слова с пропущенными буквами.
Работа с пословицами осуществляется по рядам. На слайде демонстрируется правильное написание.
Ответить на вопросы:
Какую тему урока мы будем сегодня изучать?
Это тема для вас новая или мы уже изучали ее ранее?
Сформулируйте цель и задачи урока.
Почему важно знать часть речи для правильного написания окончания?
Сформулируйте правило правописания окончаний в существительных, прилагательных и глаголах.
Повторение правила правописания окончаний в существительных, прилагательных и глаголах.
Правило формулируется учащимися по рядам, обобщается учителем и демонстрируется на экране в презентации и в программе «Наглядный русский язык».
Первичное закрепление материала.
В программе «Наглядный русский язык» выполняются упражнения после озвучивания каждого правила.
Тематическая физкультминутка.
Учитель называет глаголы, если глагол 1 спряжения, ученики поворачивают голову и смотрят направо, если глагол 2 спряжения – налево.
Работа с учебником. (ОГЭ) Упражнение № 121. Выписать глаголы, выделить окончания. Подписать спряжения. С 2-мя глаголами составить свои предложения. Выделить грамматическую основу.
Работа с текстом на карточках (ВПР).
Самое важное
(1)Человек (не)мож..т выб..рать себе наружн..сть но зато он име..т возможн..сть выбрать более важн..ю вещ(?) – характер. (2)Мы мож..м (з/с)делать себя такими какими нам хочется быть. (3)Очень важно быть настойчивым и упорным. (4)Таким людям всё удаётся лучше чем слаб..характерн..м. (5)С детства пр..учайте себя (не)..тступать перед трудностями д..водить дело до конца это войд..т в привычку, и, когда повзросле..те у вас буд..т великолепн.. качество – насточив..сть.
Задание: Вставить пропущенные буквы, знаки препинания. Определить основную мысль текста.
Работа осуществляется в парах на карточках. Затем на экране появляется готовый вариант текста. Учащиеся проводят самооценку.
Дополнительное задание:
Выполнить морфемный разбор слов: с детства, выбрать, настойчивым.
Выполнить морфологический разбор: трудностями
Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
Объяснение домашнего задания. Упражнение 122. + Дополнительное задание. Выделить грамматическую основу в каждом предложении.