Урок русского языка в 7 классе «Омонимия слов разных частей речи»
Омонимия слов разных частей речи (7 класс)
NB! Уроки по 30 минут (дистанционное обучение) в Zoom.
ФИО | Павлова Елена Геннадьевна | |
Место работы | муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 62 с углубленным изучением отдельных предметов имени академика РАО Г.Н. Волкова» города Чебоксары Чувашской Республики | |
Должность | учитель | |
Предмет | русский язык и литература | |
Тема | Омонимия слов разных частей речи | |
Класс | 7 | |
Количество часов | 3 | |
Дидактическая цель урока | образовательная | формирование навыка различения омонимичных знаменательных и служебных частей речи через осмысление предложенного материала и поиск правильных решений; |
развивающая | развитие умения правильного письма омонимичных частей речи; активизация ассоциативного и критического мышления; | |
воспитательная | воспитание бережного отношения к слову, любви к родному языку, интереса к языковым явлениям; | |
Задачи (Планируемые результаты) | предметные | уметь различать омонимичные части речи на основе семантико-грамматического анализа; использовать слова-омонимы в устной и письменной речи; работать со словарём омонимов; |
метапредметные | познавательные: осуществлять поиск и извлечение информации в соответствии с учебным заданием, определять значение и смысл термина, обобщать информацию и анализировать её; регулятивные: принимать и сохранять учебное задание, устанавливать последовательность действий, определять значимую цель, выделять информацию первостепенной важности; коммуникативные: строить устный монологический ответ; уметь слушать одноклассников; | |
личностные | выражать свою позицию в соответствии с принятыми этическими нормами, формировать устойчивую мотивацию к обучению, совершенствовать навык самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности. |
Урок I (урок усвоения новых знаний)
№ | Основные этапы, цели | Содержание этапа | Сервис | Ссылка на материал | Затраченное время ученика |
1 | Мотивация к учебной деятельности. Цель: мотивировать обучающихся на изучение темы | Приветствие детей. Сообщение о необычном уроке. (Сказка о предлогах). | | | 2 мин |
2 | Актуализация знаний. Цель: повторить и закрепить ранее изученный материал о предлоге | Повторение материала о производных предлогах, изученного ранее, по таблицам. Таблица «Предлог» (Дети пользуются таблицами в индивидуальных папках, которые распечатываются учителем с 5 класса, графически обозначают в них орфограммы и пунктограммы зелёным цветом). | | 2 мин | |
3 | Первичное усвоение новых знаний. Цель: учить школьников различать производные предлоги и омонимичные части речи | Наблюдение над слайдами (демонстрация экрана). - Что Вы наблюдаете? (Одинаково слышащиеся слова пишутся по-разному). - Исходя из Ваших наблюдений, сформулируйте тему и цели нашего урока. Тема: Правописание производных предлогов и омонимичных форм. Цели: уметь отличать производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение, вследствие от существительных; правописание предлогов. | 8 мин | ||
4 | Первичная проверка понимания Цель: самостоятельно выполнять задания нового типа и осуществлять их самопроверку, сравнивая с эталоном | Исследовательская работа «Правописание омонимичных частей речи» | 4 мин | ||
5 | Первичное закрепление. Цель: учить школьников правильно писать производные предлоги, отличая их от омонимичных частей речи | Задание: составить 4 предложения с омонимичными парами (по выбору). | | | 6 мин |
6 | Рефлексия (подведение итогов занятия) Цель: - подвести итоги урока. | Лингвистическая сказка (про предлог в течение) 1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков? 2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом? Мы должны помочь героям этой лингвистической сказки «поставить всё на место». Что для этого нам надо знать и уметь? (Уметь правильно писать производные предлоги и отличать их от других омонимичных частей речи) - Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока? - Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? - Выберите любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия) Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Я смог… | | | 6 мин |
7 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: - организовать выполнение д/з. | Просмотреть видеоурок «Правописание предлогов» (7 класс, видеоурок-презентация) | https://www.youtube.com/watch?v=eVS-6ZkLiW8&list=PLdc-2V9W81N53bx_JAjWoLhgnQ9zDDzwH&index=17 | 2 мин | |
Проверочная работа «Предлог. Правописание предлогов» на «Учи.ру» (запланирована на 05.09.2020) |
Урок II (комбинированный)
№ | Основные этапы, цели | Содержание этапа | Сервис | Ссылка на материал | Затраченное время ученика |
1 | Мотивация к учебной деятельности. Цели: - создание психологической комфортности - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Приветствие детей. | | | 1 мин |
2 | Этап проверки домашнего задания Цель: - анализ проверки уровня знаний | Сообщение о результатах теста на «Учи.ру» | | | 2 мин |
3 | Актуализация знаний. Цель: - повторить и закрепить ранее изученный материал о союзе | Повторение материала о союзах, изученного ранее, по таблицам. Таблица «Союз» (Дети пользуются таблицами в индивидуальных папках, которые распечатываются учителем с 5 класса, графически обозначают в них орфограммы и пунктограммы зелёным цветом). | | 2 мин | |
4 | Первичное усвоение новых знаний. Цель: - учить школьников различать союзы и омонимичные части речи | Наблюдение над слайдами (демонстрация экрана). 1.Смогли ли вы найти слова-хамелеоны? 2.Так чем же похожи хамелеоны и омонимы? – Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чём мы будем говорить? – Какие задачи мы можем перед собой поставить? – Итак, тема нашего урока – «Союзы и омонимичные формы». -Что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании союзов и омонимичных частей речи? | 8 мин | ||
5 | Первичная проверка понимания Цель: - установить, усвоено или нет обучающимися содержание новых понятий, наметить пути устранения обнаруженных пробелов. | Тест «Омонимия слов разных частей речи» Задание: Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение | Google Forms | https://docs.google.com/forms/d/1W2GfSLbMzm8-ny_mt-mQJLFRUPUZot8WLuNKwA_BiLo/edit | 4 мин |
6 | Первичное закрепление. Цель: учить школьников правильно писать союзы, отличая их от омонимичных частей речи | Тест «Омонимия разных частей речи» Задание: Определите предложение, в котором оба слова пишутся раздельно. | Мастер-Тест | https://master-test.net/ru/teacher/quiz/editor/id/221228#quiz_item_1 | 4 мин |
7 | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Цель: - закрепить знания и умения, полученные на уроке, ещё раз показать значимость изучаемой темы | Составление алгоритма определения написания омонимичных слов. – Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи? – Как определить часть речи внешне сходных слов? (По контексту.) Вернёмся к предложениям. Запись словосочетаний с проговариванием алгоритма 1) (По)окончани... спектакля зрители долго рукоплескали артистам. 2) Корабль встал на якорь (в)виду берега. 3) Нелегко идти (на)встречу ветру. 4) (В)отличи... от Парижа, Красноярск сказочно красив. 5) Брошенный прут завертелся (в)течени... воды. 6) Я, даже (не)смотря в окно, знал, что на улице идёт мелкий дождь. 7) (В)течени... всей жизни он не осилил правила русского языка. 8) Евгений спел песню (в)заключени... мероприятия. 9) Васю выгнали с работы (в)следстви... прогулов. 10) (В)продолжени... романа страниц будет вдвое больше. | | | 6 мин |
8 | Рефлексия Цель: дать обучающимся возможность для оценки полученных результатов на уроке. | Подводя итог нашего урока, продолжите высказывания: Сегодня на уроке я Вспомнил… Узнал новое… Научился… Самым трудным на уроке было… Самым интересным на уроке было… Цель, которую поставили в начале урока, достигли таким путём… | | | 2 мин |
9 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: - сообщить обучающимся о д/з, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока | Просмотреть видеоурок «Правописание союзов» (7 класс, видеоурок-презентация) | https://www.youtube.com/watch?v=9xhVbVou4s8&list=PLdc-2V9W81N53bx_JAjWoLhgnQ9zDDzwH&index=21 | 1 мин | |
Выполнить тестовую работу (3 варианта). (Цифровой тест) |
Урок III (урок контроля знаний и умений )
Задачи:
•проверить знания по изученному материалу и умение их применять в условиях контроля;
•проверить и определить уровень владения способами действий при анализе синтаксических единиц.
№ | Основные этапы, цели | Содержание этапа | Сервис | Ссылка на материал | Затраченное время ученика |
1 | Мотивация познавательной деятельности | Сообщает цель урока и учебную задачу. Напоминает, как целесообразно организовать свою деятельность, знакомит с инструкцией по выполнению контрольной работы. | | | 3 |
2 | Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у обучающихся общеучебных умений. | •Организует тестирование по вариантам. •Организует самопроверку работы | 25 | ||
3 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: организовать выполнение д/з. | Тест «Омонимия слов разных частей речи» | Google Forms | https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSduVIic91FJwzneJmxloC7DVRuZibWrekU3GYbcp1H-dJNzsg/viewform | 2 мин |
Ирина Владимировна Казарцева