12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина Юрьевна Степанова313
учитель русского языка,стаж работы 35 лет
Россия, Алтайский край, с Воздвиженка
1

Урок русского языка по теме: «Употребление подчинительных союзов в сложном предложении»

Урок русского языка в 7 классе

Подготовила учитель русского языка и литературы

 Степанова Марина Юрьевна

Дата 14.03.17

Тема: Употребление подчинительных союзов в сложном предложении

Цели:

Образовательные:
- формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
-выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении;

Развивающие:
- развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Воспитательные:
- воспитание любви и уважения к родному языку;

Задачи:
- обучающие: восприятие учащимися и первичное ознакомление с новым учебным материалом; уяснение термина подчинительные союзы; 


-развивающие: умение осуществлять основные мыслительные операции, развитие системности мышления, развитие устной и письменной речи, развитие пунктуационной зоркости, умение анализировать и делать выводы;


-воспитательные: повышение интереса к учебному процессу, формирование активного участия в процессе обучения, умение давать самооценку, воспитывать чувство уважения к родному языку.


Тип урока: объяснение нового материала.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: презентация, проектор, экран, тест.

Ход урока 122

1Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!
Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начинаем урок! Сегодня в нашем классе присутствуют гости. Поприветствуйте их. Я думаю, что сегодняшний урок вам понравится, а полученные на нём знания помогут вам в старших классах при изучении сложноподчиненных предложений в 9 классе при сдаче ОГЭ и ЕГЭ

2. Проверка домашнего задания

Поэтому проверку домашнего задания мы проведем в форме мини –экзамена

(На столе лежат билеты, в каждом билете по одному вопросу по теме «Союз»

Вопросы билетов

1. Что такое союз?

2.Какие союзы называются простыми, а какие-составными? Приведите примеры

3.Чем отличаются союзы сочинительные от подчинительных? Приведите примеры

4.Расскажите ,что вы знаете о сочинительных союзах? Приведите примеры

5.Какое средство художественной выразительности применил А. С. Пушкин в поэме ««Медный всадник»

Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.

(На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием, которое замедляет фразу, придаёт предложению плавность, усиливает выразительность речи, а также средством связи отдельных предложений в тексте.,)

Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтоб вы сформулировали цель нашего урока.

-Что объединяет группу подчинительных союзов? (соединяют 2 простых предложения в составе сложного, при этом одно предложение зависит от другого).

-Знаем ли мы группы подчинительных союзов? Нет.

-Определите цель нашего урока (определить группы, на которые делятся подчинительные союзы; создать способ определения группы подчинительного союза).

Знать группы подчинительных союзов очень важно, так как в старших классах мы будем изучать виды подчинительных предложений. И от того, насколько будет понята сегодня тема, зависит понимание темы «СПП с разными видами придаточных».

Запись темы урока. «Употребление подчинительных союзов в сложных предложениях».

Усвоение нового (работа в группах).

1 Наблюдение. п. 59 (ст158)

Задание:

1 группа составляет кластер по теме «Подчинительные союзы»

2 группа выполняет упр 337, диктуют предложения по цепочке ,выполняют упражнение по заданию.

Выступление 1 группы с кластером

2. Работа со словарями.

Ребята ,мы с вами познакомились со значением подчинительных союзов, конечно же, здесь не все союзы перечислены:. какие-то союзы вышли из повседневного употребления. С одним из таких союзов мы познакомимся сегодня на уроке, но вначале давайте найдем его в предложении: Кабы все знал, так бы и не учился.

Верно это союз кабы… на столах у вас лежат словарь Даля и словарь Ожегова найдите значение этого союза (1 граппа работает со словарем Даля, 2 группа со словарем Ожегова) Какой синонимичный союз к союзу кабы мы употребляем с вами сегодня?)

Слайд 1

Выпишите понравившуюся пословицу,объясните ее значение

Пословицы и поговорки с союзом кабы

Кабы не кабы, так и было бы море, а не пруды.

Кабы мне тот разум наперед, что приходит после.

Кабы жил покойничек, так бы и не помер.

Кабы ведал, у чужого бы не обедал.

Кабы не лень, все бы мы в бархате ходили.

Кабы на коня не спотычка, так бы ему и цены не было.

Кабы не кабы, да не но, был бы генералом давно.

Кабы куст был не мил, соловей бы гнезда на нем не вил.

Кабы не кололо, так бы и не болело.

Кабы знал, что у кума питье, так бы и ребятишек привел.

Кабы не клин, да не мох, так давно бы и плотник издох.

Кабы сивому коню черную гриву, был бы буланый.

Кабы снова на свет родиться, знал бы как состариться.

Кабы знал да ведал, всего бы отведал.

Кабы свинье рога — всех бы со свету сжила.

Кабы барыня не уськала, так бы и барин не лаял.

Кабы все равно было, так и гор бы не было.

Кабы знал да ведал, всего бы отведал.

Кабы знать, где упасть, так соломки б подостлал.

Кабы знать да ведать, где ныне обедать.

Кабы знать, что у кума пировать, и ребятишек бы привел.

Кабы куст был не мил, соловей гнеада б не вил.

Кабы лиса не подоспела, то бы овца волка съела.

Кабы мне тот разум наперед, что приходит опосля.

Кабы мужик на печи лежал, корабли бы за море нe плыли.

Кабы мужик па печи не лежал, корабли бы за море снаряжал.

Кабы на дятла да не свой носок, никто бы его не нашел.

Кабы на коня не спотычка, так ему бы и цены не было.

Кабы на крапиву не мороз, и зимой бы жгла.

Кабы на сойку да не свой язычок, так бы и не погибала.

Кабы на цветы да не морозы, зимой бы цветы расцветали.

Кабы на хмель не мороз, так он бы и тын перерос.

Кабы нашего сокола вабило не сманило — сто лет бы на месте сидел.

Кабы не деньги, так бы весь в полденьги.

Кабы не зубы, так бы и душа вон.

Кабы не кабы да не но, были бы мы богаты давно.

Кабы не кабы, так и было бы море, а не пруды.

Кабы не клин да не мох — кто бы плотнику помог?

Кабы не плешь, так бы и не голо.

Кабы склад да голос, разнес бы всю волость.

Кабы этот смех — да на всех.

2.Работа с таблицей

1. Составьте таблицу. Запишите предложения вставляя пропущенные буквы и знаки препинания

2. Подчеркните грамматическую основу, выпишите союз, составьте схему, определите значение союза.

( 1 вариант 1-3, 2 вариант 4-5пр.)

Предложение

союз

схема

значение

1.

Утром я неожиданно проснулся, потому что началась гроза.

Потому что, оттого что

 

причина

2.

Я влез на лавку, открыл окно, чтобы в лицо мне хлынула прохлада.

Чтобы

Для того чтобы

 

Цель

3.

Когда грохот резко обрывался, я замирал.

Когда

Пока

 

время

4.

В этот момент мне показалось, что земля и небо живые.

Что

чтобы

 

изъяснительное

5.

Всюду волнуются деревья, словно рокочет гул голосов.

Словно

словно

 

Сравнение

6.

Если бы я спал, никто так и не увидел бы волшебного пробуждения земли.

Если

раз

 

условие

Б) Выводы.

- С какой целью мы провели данную работу? ( определяли значение союзов)

- Что заметили общего? (все предложения СПП)

- Чем они отличаются? (значением)

- На какие группы по значениям делятся подчинительные союзы?

( причинны, целевые, временные, сравнительные, условные, изъяснительные)

- Какие значения имеют союзы, записанные в начале урока?

2. Беседа по вопросам

В чем отличие сочинительных союзов от подчинительных?

На какие группы делятся подчинительные союзы?

Слайд 3

3. Закрепление материала .

Из предложений выпишите в тетрадь в 2 столбика сочинительные и подчинительные союзы. У союзов определите подразряд.

Пара, которая справится быстрее, поднимает руку и отвечает.

1) Огонь в лампе потускнел, но через секунду снова разгорелся. (М. Горький)

2) Листья то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву.

(К. Паустовский)

3) Касьян не шевельнулся, пока я не поднял коростеля. (И. Тургенев)

4) Ты прочитал книгу, я также буду её читать.

5) Незнакомец был невысок ростом, зато плечист. (А. Мусатов)

6) Если за день ничему не научишься, значит, весь день шел назад. (Пословица)

7) Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под журчаньем своего веретена? (А. Пушкин)

8) Все мы должны любить своё отечество, потому что здесь мы получили жизнь, впервые увидели свет.(А. Толстой)

9) Я знаю, что ты хочешь поговорить со мной. (А. Чехов)

Ответ:

Сочинительные

Подчинительные

Но- противительный

Пока- время

Зато- противительный

Если- условие

Или или - разделительный

Потому что- причина

Также- соединительный

Что- изъяснительный

   

Учитель

- Скажите, пожалуйста, какую функцию в предложении выполняют сочинительные союзы? ( функцию соединения)

- А подчинительные союзы? (функцию подчинения)

4. Словарная работа (Слайд 4)

Выпишите в словарик слова:

как будто, чтобы [шт].

Составьте с ними сложноподчиненные предложения.

5.Работа над цитатами

Слайд 5

1) Нельзя согласиться ползти, когда испытываешь желание парить (Хелен Келлер).

2) Действуйте, пока имеете средства и силы (Симеон Бен Элизар)

3) Найди себе такую великую цель, чтобы для ее достижения тебе понадобилось напрягать все свои силы (Дэвид О. Макней).

4) Необходимо иметь долгосрочные цели, чтобы не впасть в уныние от краткосрочных неудач (Джордж Г. Бендер).

5) Никакая привычка не цепляется за вас, если вы за нее не цепляетесь (Гардер Хантинг).

6) Головы мудрее, когда они холодны, а сердца сильнее, когда бьются в такт благородным идеям (Р. Банч).

7) К вам тянутся, если вы отражаете любовь, радость, терпение, миролюбие, доброту, верность, мягкость и самообладание (Д. Тепмлтон).

8) Если сразу нет успеха, пробуй снова и снова (У. Хиксон)

9) Приятно, когда на свете есть люди, которым хочется помочь (Павленко).

Выпишите понравившееся вам высказывание и выучите его наизусть.

Подчеркните в выписанном предложении грамматические основы, отметьте границы главного и зависимого предложения, начертите схему.

На какие группы делятся подчинительные союзы?

6. Рефлексия

Подведение итогов урока. - Какая была цель урока?

Теперь я могу……

Я бы хотел(а) …..

Было трудно…….

Было интересно……..

Домашнее задание: Составить сказку о подчинительных союзах или упр. 339; выписать лексическое значение слов светофор и семафор.

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.